Темы сочинения на ЕГЭ по русскому языку в 2025 году
Тем для сочинения много, и только вскрыв конверт с КИМ в день экзамена, ученик узнает, какая именно ему досталась. Но вот список часто встречающихся:
-
человек и искусство;
-
любовь к природе Отечества;
-
патриотизм;
-
детство человека;
-
нравственность и мораль;
-
человеческое благородство;
-
сострадание окружающим;
-
отношение человека к войне;
-
честь и человеческое достоинство;
-
русский язык;
-
роль классической литературы в духовном развитии;
-
одиночество;
-
взаимоотношения отцов и детей.
Используйте их во время подготовки, чтобы заранее подобрать варианты аргументов среди художественных произведений, научных статей, зрительского или жизненного опыта. Вдруг повезёт, и тогда вам будет проще справиться с работой такого формата.
Структура сочинения
Сочинение на ЕГЭ должно быть чётко структурировано, а все его части — связаны логически. Причём составлять план самому не нужно — он унифицирован для такого типа работ. Нужно лишь следовать ему. Итак, в 2025 году сочинение на ЕГЭ по русскому языку должно включать около 150 слов и состоять из 7 абзацев:
-
Введение и обозначение проблемы.
-
Позиция автора.
-
Комментарий №1.
-
Комментарий №2.
-
Связь между комментариями и её анализ.
-
Личное отношение к позиции автора.
-
Заключение.
Что и как писать в сочинении 2025 года, чтобы набрать максимум баллов — рассказываем в этом разделе.
1 абзац. Вступление и проблема
Вот несколько способов, как можно написать хорошее вступление:
-
задать риторический вопрос;
-
указать на тему исходного текста;
-
процитировать текст, но так, чтобы подобранный отрывок точно соответствовал теме сочинения;
-
указать на актуальность затронутой темы;
-
дать определение ключевому слову по теме.
Во вступлении пишущий должен плавно подойти мыслью к
Лучший способ сформулировать проблему — составить вопрос. Чтобы сделать это, используйте вопросительные наречия и местоимения: «как», «почему», «зачем», «каким образом» и т. д.
В таблице ниже — ещё несколько советов, которые помогут сформулировать проблему в сочинении.
Как сформулировать проблему |
|
---|---|
Совет |
Пример |
Если получится найти чётко выраженное мнение рассказчика, добавьте к нему частицу «ли» и переформулируйте в вопрос. |
В тексте: «Свобода человека должна быть ограничена свободой других людей.» Проблема: «Должна ли свобода человека быть ограничена свободой других людей?» |
Если боитесь сбиться на тему вместо проблемы, лучше не ставьте её в родительный падеж. Тема — предмет обсуждения в тексте. Проблема — вопрос, который становится базой для глубоких рассуждений на эту тему. |
Неверно: «ФИО поднимает тему свободы человека.» Верно: «ФИО поднимает тему ограничения свободы одного человека свободой другого.» |
Не задавайте сразу несколько вопросов-проблем. Она должна быть одна. |
Неверно: «Что такое свобода человека? Должна ли свобода человека быть ограничена свободой других людей? И если да, то как не упустить эту грань?» Верно: «Должна ли свобода человека быть ограничена свободой других людей?» |
Лучше не указывайте вид проблемы — с этим легко ошибиться. |
«ФИО поднимает философскую тему: должна ли свобода человека быть ограничена свободой других людей.» |
Пример вступления
Рано или поздно каждый из нас спросит себя: на чём основывается истинная ценность моя или любого другого человека? Передо мной текст М.С. Крюкова, в котором поднимается проблема истинной ценности человека и ответственности за себя и окружающих.
2 абзац. Позиция автора
Чтобы определить её, советуем читать текст несколько раз. Во время чтения полезно задавать себе такие вопросы:
-
Каково отношение автора к персонажам?
-
Как именно автор оценивает их поступки?
-
Призывает ли он задуматься над чем-либо?
Если ответите на них, считайте, что вы нашли позицию автора. Но если сомневаетесь, вот ещё несколько советов, как определить авторское мнение.
Как выявить авторскую позицию в текстах разных стилей |
|
---|---|
Публицистический |
Художественный |
Авторская позиция выражена четко. |
Авторская позиция скрыта за мнением персонажей. |
На что обратить внимание:
|
На что обратить внимание:
|
Найти позицию автора — это полдела. Её ещё нужно правильно выразить в сочинении. Сделать это можно через пересказ, цитату или указание номера с нужным предложением. Вот ещё пара советов:
-
Формулируйте позицию чётко, используйте простую лексику и конструкции.
-
Если выбрали метод цитаты, внимательно подбирайте предложения: они должны ярко передавать авторское мнение.
-
Не будьте многословны.
Используйте эти клише — они помогут выстроить мысль и выразить авторскую позицию:
-
Автор убеждён, что… .
-
Бесспорно мнение ФИО о том, что … .
-
Цель автора — заставить читателя обратить внимание на… .
-
Резкая категоричность ФИО вызвана тем, что… .
-
Автор с сожалением говорит о том, что… .
-
Автор открыто отстаивает свою точку зрения… .
-
Подобная авторская позиция нова и интересна: ФИО призывает к … .
-
Автор даёт прямые оценки явлениям и событиям:… .
-
Автор обосновывает справедливость своих суждений, используя … .
Пример позиции автора
Позиция автора выражена прямо: он считает, что мужество на войне проявляется в смелых, бесстрашных поступках. Автор уверен, что мужество характерно для людей, готовых отдать свою жизнь ради защиты других людей.
3–4 абзацы. Комментарии к проблеме
Этот этап — самый объёмный. Во-первых, комментария должно быть 2. Во-вторых, каждый из них обязан включать пример-иллюстрацию из текста и ваше пояснение к нему.
Комментарий можно написать через:
-
прямую речь;
-
косвенную речь;
-
ссылку на номер предложения;
-
сочетание двух разных способов.
Чтобы подобрать примеры-иллюстрации, обратите внимание на поведение героев в предложенных ситуациях и диалоги между ними. Также полезно замечать изобразительные средства, которые использует автор, чтобы описать персонажей.
-
объяснить, что рассказчик имел в виду;
-
рассказать, что мотивирует героев поступать так, согласно вашему мнению;
-
поделиться вашими эмоциями по поводу этих событий.
Чтобы правильно ввести в сочинение примеры-иллюстрации и сопроводить их пояснениями, используйте клише из таблицы.
Клише для комментариев |
|
---|---|
Примеры-иллюстрации |
Пояснения к примерам-иллюстрациям |
|
|
Пример комментария
Чтобы раскрыть проблему, обратимся к содержанию. Так, автор описывает людей из категории «я лучше, я умнее всех». Эти себялюбцы настолько сильно боятся потерять авторитет, боятся стать заменимыми, что вовсе не думают о том, сколько вреда они наносят другим из-за своего тщеславия. Этим примером автор показывает нам, что такой человек любое дело только погубит и похоронит.
5 абзац. Связь между комментариями и её анализ
При оценивании комментариев также учитывают то, как пишущий построил смысловую связь между ними и проанализировал её. Если этого не сделать, это будет стоить вам 1 балла.
-
сопоставление;
-
противопоставление;
-
обобщение предыдущей информации;
-
причинно-следственная связь;
-
дополнение информации.
Вид связи зависит от самих примеров-иллюстраций. Полагайтесь на контекст, когда будете описывать её.
Чтобы правильно описать и проанализировать смысловую связь между примерами-иллюстрациями, используйте такие клише:
-
Оба примера, дополняя и раскрывая друг друга, показывают… .
-
Противопоставляя данные примеры, ФИО говорит о том, что… .
-
Рассуждения автора сводятся к выводу о… .
Пример связки между комментариями
Эти примеры, дополняющие друг друга, показывают, что каждому человеку нужно объективно воспринимать свою ценность и значимость. Не стоит «бить себя в грудь» и утверждать, что ты лучше всех, но и не нужно прогибаться и занижать свою самооценку.
6 абзац. Отношение к позиции автора
Следом за позицией рассказчика идёт очередь вашей собственной. В этом абзаце вы можете выразить отношение ко мнению автора как угодно — согласиться или не согласиться с ним. Однако при этом важно придерживаться рамок этой позиции и проблемы, а также быть корректным.
Неверно |
Верно |
---|---|
Я ознакомилась с мнением автора и считаю его откровенно глупым. |
Я уважаю мнение автора, однако вынуждена не согласиться с ним. |
Если хотите верно сформулировать своё мнение относительно авторского, полагайтесь на такие клише:
-
Нельзя не согласиться с автором текста в том, что ... .
-
Я разделяю точку зрения автора текста и считаю, что ... .
-
Я согласен с автором данного текста в том, что ... .
-
Текст писателя произвёл на меня неоднозначное впечатление. С одной стороны, ..., но с другой — ... .
-
Уважая автора текста, позволю себе не согласиться с его точкой зрения по данной проблеме. Я сомневаюсь в том, что ... .
-
В целом доводы ФИО достаточно убедительны, однако я не вполне согласен / согласна с тем, что ...
Пример отношения к позиции автора
Я согласна с мнением автора и считаю, что оставаться равнодушным к чужой беде неправильно. Это сродни преступлению. Каждому человеку необходимо помнить о том, что и он однажды может оказаться в тяжёлом положении, и тогда ему придётся надеяться на помощь окружающих. Добро к нему вернётся, если он помогал людям раньше, был к ним сострадательным и милосердным.
Однако просто выразить мнение недостаточно. Пишущий сочинение также должен аргументировать его, чтобы подтвердить свою точку зрения. Если этого не сделать, за К3 поставят 0 баллов.
Аргумент к личному мнению — его опора. Его можно взять из жизненного опыта, читательского или зрительского опыта. При этом он должен состоять из таких частей:
-
Обращение к произведению. Нужно назвать автора и название, но если не знаете последнего, пишите просто «произведение». Это лучше, чем допустить фактическую ошибку.
-
Интерпретацию произведения. Опишите его отрывок, который подтверждает тезис вашего мнения.
-
Микровывод. Подведите итоги аргумента.
В качестве произведений-примеров можно использовать не только художественную литературу, но и научную. Можно даже обратиться к народным сказкам и былинам.
А вот цитировать аниме, мангу, комиксы, фанфики и видеоигры в сочинении на ЕГЭ по русскому языку запрещено — балл за такие примеры не дадут.
Если вы решили опираться на жизненный опыт, будьте аккуратны. При проверке ваш аргумент могут посчитать недостаточным, если не подобрать его как следует. В работе вы можете использовать:
-
исторические факты;
-
значимую информацию, которую обсуждают в обществе;
-
высказывания известных личностей — учёных, художников, писателей и т. д.
-
личные наблюдения.
Советы для написания хорошего аргумента
-
Заранее разберите хорошо знакомые произведения на аргументы к разным темам.
-
Повторите названия произведений, а также ФИО их авторов.
-
Помните, что аргумент — это результат анализа произведения, а не его пересказ. Он должен быть лаконичным и исчерпывающим.
-
Выбирайте только тот аргумент, который будет чётко соответствовать позиции.
-
Не используйте больше 1 аргумента.
Здесь, как и в других абзацах, можно пользоваться клише. Ниже — несколько особо удачных примеров, которые помогут составить качественный аргумент:
-
В доказательство справедливости своей точки зрения приведу следующий литературный пример. Вспомним роман … . В этом произведении ... .
-
Об этом не раз говорили в своих произведениях русские писатели-классики.
-
Вспомним рассказ … . В этом произведении ... .
-
Хочу рассказать об одном случае из моей жизни, который, как мне кажется, является аргументом в пользу того, что ... .
-
О том, как важно ..., говорит в своём рассказе … .
-
У каждого из нас, наверное, есть примеры из жизненного опыта, которые доказывают необходимость ... .
Пример аргументации отношения к позиции автора
Мне вспоминается притча о добром самарянине из Евангелия от Луки. Самарянин помог незнакомому человеку, избитому, ограбленному разбойниками: довёз его до гостиницы и, дав денег хозяину, попросил позаботиться о несчастном. Это показывает его готовность помогать бескорыстно и проявлять эмпатию к попавшим в беду людям, даже если вы видитесь первый и последний раз.
7 абзац. Заключение
Последний, но не по важности, абзац —
Когда будете писать его, помните, что оно должно соответствовать теме текста и перекликаться со вступлением. Однако распространённый совет повторять его только навредит вам. Чтобы написать хорошее заключение, попробуйте:
-
сделать вывод — опишите, к каким мыслям вы пришли, поработав с текстом;
-
призвать к чему-то — попробуйте склонить читателя на свою сторону, но не используйте глаголов в повелительном наклонении;
-
выразить надежду — расскажите, что надеетесь на нечто позитивное в ключе проблемы.
А вот клише, которые помогут грамотно завершить работу и не потерять баллы на последнем этапе:
-
Подводя итоги сказанному, можно сделать следующие выводы, ... .
-
В заключение хотелось бы отметить, что текст ФИО заставил задуматься о ... .
-
Этот текст натолкнул меня на мысль о том, что…
Пример заключения
В заключение хотелось бы сказать, что каждый из нас сам выбирает: оставит ли он след в памяти людей или нет. А ещё каждый из нас обязан трезво осознавать собственную ценность. Нужно принимать себя таким, какой ты есть, а не завышать или занижать свою планку в обществе. Вот тогда и найдёшь свое место в жизни.
Получи больше пользы от Skysmart:
-
Подготовься к ОГЭ на пятёрку.
-
Подготовься к ЕГЭ на высокие баллы.
Записывайся на бесплатные курсы для детей.
Решай задания в бесплатном тренажёре ЕГЭ.
Критерии оценивания сочинения на ЕГЭ в 2025 году
Готовое сочинение по русскому языку оценивают по 10 критериям. 3 из них относятся к содержанию, 3 — к речевому оформлению текста, 4 — к грамотности. Давайте разберём каждый из этих разделов и заодно посмотрим, когда и за что могут снять баллы.
К1–3. Содержание сочинения
По этим критериям проверяют смысловое наполнение: всё содержимое каждых абзацев, примеры, мнения и аргументы к ним.
I |
Содержание сочинения |
|
---|---|---|
К1 |
Отражение позиции автора по проблеме исходного текста |
|
Ученик верно сформулировал позицию автора |
1 |
|
Все остальные случаи |
0 |
|
К2 |
Комментарий к позиции автора по проблеме исходного текста |
|
Ученик привёл не менее 2 примеров-иллюстраций из текста, пояснил их, а также указал и проанализировать смысловую связь между ними |
3 |
|
Ученик привёл не менее 2 примеров-иллюстраций из текста и пояснил их. Смысловая связь между комментариями указана/проанализирована неверно или не указана/не проанализирована вообще |
2 |
|
Ученик привёл 1 пример-иллюстрацию из текста и пояснил его |
1 |
|
Все остальные случаи |
0 |
|
К3 |
Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста |
|
Ученик верно сформулировал и обосновал отношение к позиции автора и привёл пример-аргумент |
2 |
|
Ученик верно сформулировал и обосновал отношение к позиции автора, но не привёл пример-аргумент ИЛИ Ученик привёл пример-аргумент, но собственное мнение выразил лишь формально (например: «Я (не) согласен с автором») |
1 |
|
Все остальные случаи |
0 |
|
Максимум баллов |
6 |
К4–6. Речевое оформление сочинения
Текст сочинения должен быть связным, последовательным, опираться на достоверную информацию. А ещё — не содержать отсылок к запрещённым произведениям, нецензурной брани и идей, идущих вразрез с законодательством РФ.
II |
Речевое оформление сочинения |
|
---|---|---|
К4 |
Фактическая точность речи |
|
Нет ошибок |
1 |
|
Есть 1 ошибка или более |
0 |
|
К5 |
Логичность речи |
|
Нет ошибок |
2 |
|
Есть 1 ошибка |
1 |
|
Есть 2 ошибки или более |
0 |
|
К6 |
Соблюдение этических норм |
|
Нет ошибок |
1 |
|
Есть 1 ошибка или более |
0 |
|
Максимум баллов |
4 |
К7–10. Грамотность
Эти критерии помогают оценивать то, насколько грамотно написано сочинение.
III |
Грамотность |
|
---|---|---|
К7 |
Соблюдение орфографических норм |
|
Нет ошибок |
3 |
|
Есть 1–2 ошибки |
2 |
|
Есть 3–4 ошибки |
1 |
|
Есть 5 и более ошибок |
0 |
|
К8 |
Соблюдение пунктуационных норм |
|
Нет ошибок |
3 |
|
Есть 1–2 ошибки |
2 |
|
Есть 3–4 ошибки |
1 |
|
Есть 5 и более ошибок |
0 |
|
К9 |
Соблюдение грамматических норм |
|
Нет ошибок |
3 |
|
Есть 1–2 ошибки |
2 |
|
Есть 3–4 ошибки |
1 |
|
Есть 5 и более ошибок |
0 |
|
К10 |
Соблюдение речевых норм |
|
Нет ошибок |
3 |
|
Есть 1–2 ошибки |
2 |
|
Есть 3–4 ошибки |
1 |
|
Есть 5 и более ошибок |
0 |
|
Максимум баллов |
12 |
Совет: используй тренажёр по русскому языку для подготовки к ЕГЭ!
Чтобы написать идеальное сочинение, нужно слишком многое. Но не переживайте: готовьтесь усердно, и всё получится! Особенно, если делать это с учителем. На курсе подготовки к ЕГЭ по русскому языку вы узнаете:
-
какие лайфхаки помогут сохранить баллы в 2025 году;
-
как не упустить из виду ни один критерий;
-
как быстро составить крутые введение и заключение;
-
как не ошибиться с аргументом из жизни или литературы и многое другое.
Кроме того, вы сможете отточить навык решения заданий из остальных частей экзамена. И всё это — без минуты зубрёжки и стресса. Первый урок — бесплатно!