Проверьте знания по русскому бесплатно
Узнать бесплатно

Как писать сочинение на ЕГЭ по русскому языку

Как писать сочинение на ЕГЭ
15.6K

Сочинение — самое трудное задание ЕГЭ, но и оценивают его соответственно. За идеально написанную работу в 2024 году можно получить 21 балл. И эта статья поможет вам прийти к такому результату на личном опыте.

Темы сочинения на ЕГЭ по русскому языку в 2024 году

Тем для сочинения много, и только вскрыв конверт с КИМ в день экзамена, ученик узнает, какая именно ему досталась. Но вот список часто встречающихся:

  • человек и искусство;

  • любовь к природе Отечества;

  • патриотизм;

  • детство человека;

  • нравственность и мораль;

  • человеческое благородство;

  • сострадание окружающим;

  • отношение человека к войне;

  • честь и человеческое достоинство;

  • русский язык;

  • роль классической литературы в духовном развитии;

  • одиночество;

  • взаимоотношения отцов и детей.

Используйте их во время подготовки, чтобы заранее подобрать варианты аргументов среди художественных произведений, научных статей, зрительского или жизненного опыта. Вдруг повезёт, и тогда вам будет проще справиться с работой такого формата.

Структура сочинения

Сочинение на ЕГЭ должно быть чётко структурировано, а все его части — связаны логически. Это один из главных критериев, по которым оценивают работу — «Смысловая цельность, речевая связность и последовательность

изложения, К5».

Причём составлять план самому не нужно — он унифицирован для такого типа работ. Нужно лишь следовать ему. Итак, в 2024 году сочинение на ЕГЭ по русскому языку должно включать около 150 слов и состоять из 7 абзацев:

  1. Введение и обозначение проблемы.

  2. Комментарий №1.

  3. Комментарий №2.

  4. Связь между комментариями и её анализ.

  5. Позиция автора.

  6. Личное отношение к позиции автора.

  7. Заключение.

Что и как писать в сочинении 2024 года, чтобы набрать максимум баллов — рассказываем в этом разделе.

1 абзац. Вступление и проблема

Вступление — самая короткая, но важная часть работы. Оно не должно превышать 2–3 предложений, быть нейтральным по тону и не повторять содержания текста.

Вот несколько способов, как можно написать хорошее вступление:

  • задать риторический вопрос;

  • указать на тему исходного текста;

  • процитировать текст, но так, чтобы подобранный отрывок точно соответствовал теме сочинения;

  • указать на актуальность затронутой темы;

  • дать определение ключевому слову по теме.

Во вступлении пишущий должен плавно подойти мыслью к проблеме текста и чётко обозначить её.

Формулировка проблемы — важнейший этап, его оценивают по К1. Если получить за него 0 баллов, во столько же оценят работу и по следующим 4 критериям. Это даст 0 баллов за всё содержание, т. е. вы потеряете в сумме 6 баллов из 21.

Проблема — это главный вопрос, на который отвечает автор. Они бывают разными:

  • Внешние: связаны с вопросами личного характера — о своём месте в мире, о смысле жизни, о чести, о морали и т. д.

  • Внутренние: затрагивают отношения человека с окружающим миром — об образовании, человеческих отношениях, искусстве и т. д.

  • На линии соприкосновения двух сфер жизни: не относятся к какому-либо персонажу напрямую, касаются влияния, которое одно явление оказывает на другое.

Чтобы определить проблему, нужно внимательно прочитать текст и спросить себя «Для чего мне рассказали эту историю?» или «Какой вывод я могу извлечь из неё?».

Лучший способ сформулировать проблему — составить вопрос. Чтобы сделать это, используйте вопросительные наречия и местоимения: «как», «почему», «зачем», «каким образом» и т. д.

В таблице ниже — ещё несколько советов, которые помогут с проблемой в сочинении.

Как сформулировать проблему

Совет

Пример

Если получится найти чётко выраженное мнение рассказчика, добавьте к нему частицу «ли» и переформулируйте в вопрос.

В тексте: «Свобода человека должна быть ограничена свободой других людей.»


Проблема: «Должна ли свобода человека быть ограничена свободой других людей?»

Если боитесь сбиться на тему вместо проблемы, лучше не ставьте её в родительный падеж.


Тема — предмет обсуждения в тексте. Проблема — вопрос, который становится базой для глубоких рассуждений на эту тему.

Неверно: «ФИО поднимает тему свободы человека.»


Верно: «ФИО поднимает тему ограничения свободы одного человека свободой другого.»

Не задавайте сразу несколько вопросов-проблем. Она должна быть одна.

Неверно: «Что такое свобода человека? Должна ли свобода человека быть ограничена свободой других людей? И если да, то как не упустить эту грань?»


Верно: «Должна ли свобода человека быть ограничена свободой других людей?»

Лучше не указывайте вид проблемы — с этим легко ошибиться.

«ФИО поднимает философскую тему: должна ли свобода человека быть ограничена свободой других людей.»

Пример вступления

Рано или поздно каждый из нас спросит себя: на чём основывается истинная ценность моя или любого другого человека? Передо мной текст М.С. Крюкова, в котором поднимается проблема истинной ценности человека и ответственности за себя и окружающих.

2–3 абзацы. Комментарии к проблеме

С комментария начинается основная часть текста. Этот этап — самый объёмный. Во-первых, комментария должно быть 2. Во-вторых, каждый из них обязан включать пример-иллюстрацию из текста и ваше пояснение к нему.

Комментарий можно написать через:

  • прямую речь;

  • косвенную речь;

  • ссылку на номер предложения;

  • сочетание двух разных способов.

Примеры-иллюстрации — это то, как проблема проявляется в тексте через поступки его героев. Если действие можно интерпретировать двояко, это плохой пример. Хороший, напротив, должен быть однозначным, ярким и просто объяснимым.

Чтобы подобрать примеры-иллюстрации, обратите внимание на поведение героев в предложенных ситуациях и диалоги между ними. Также полезно замечать изобразительные средства, которые использует автор, чтобы описать персонажей.

Пояснение примерам-иллюстрациям — это мысли пишущего и то, как он интерпретирует эти примеры. Здесь вам нужно:

  • объяснить, что рассказчик имел в виду;

  • рассказать, что мотивирует героев поступать так, согласно вашему мнению;

  • поделиться вашими эмоциями по поводу этих событий.

Чтобы правильно ввести в сочинение примеры-иллюстрации и сопроводить их пояснениями, используйте клише из таблицы.

Клише для комментариев

Примеры-иллюстрации

Пояснения к примерам-иллюстрациям

  • Для подтверждения проблемы ФИО приводит: «…».

  • Особое внимание стоит обратить на такие слова писателя о… .

  • «…» — пишет автор.

  • Обратим внимание на следующие мысли героя… .


  • Слова, мысли, поступки данного героя доказывают факт… .

  • Эти события писатель описывает для… .

  • Смысл данных слов заключается в следующем: … .

  • Слова, мысли, поступки данного героя доказывают факт… .

  • Эти события писатель описывает для… .

Пример комментария

Чтобы раскрыть проблему, обратимся к содержанию. Так, автор описывает людей из категории «я лучше, я умнее всех». Эти себялюбцы настолько сильно боятся потерять авторитет, боятся стать заменимыми, что вовсе не думают о том, сколько вреда они наносят другим из-за своего тщеславия. Этим примером автор показывает нам, что такой человек любое дело только погубит и похоронит.

4 абзац. Связь между комментариями и её анализ

При оценивании комментариев также учитывают то, как пишущий построил смысловую связь между ними и проанализировал её. Если этого не сделать, это будет стоить вам 1 балла.

Смысловая связь — это логические отношения между двумя примерами-иллюстрациями. Это может быть:

  • сопоставление;

  • противопоставление;

  • обобщение предыдущей информации;

  • причинно-следственная связь;

  • дополнение информации.

Вид связи зависит от самих примеров-иллюстраций. Полагайтесь на контекст, когда будете описывать её.

Чтобы правильно описать и проанализировать смысловую связь между примерами-иллюстрациями, используйте такие клише:

  • Оба примера, дополняя и раскрывая друг друга, показывают… .

  • Противопоставляя данные примеры, ФИО говорит о том, что… .

  • Рассуждения автора сводятся к выводу о… .

Пример связки между комментариями

Эти примеры, дополняющие друг друга, показывают, что каждому человеку нужно объективно воспринимать свою ценность и значимость. Не стоит «бить себя в грудь» и утверждать, что ты лучше всех, но и не нужно прогибаться и занижать свою самооценку.

5 абзац. Позиция автора

Авторская позиция — это то, как сам рассказчик отвечает на главный вопрос текста, т. е. его личное отношение к проблеме. Автор может относиться к ней положительно или отрицательно, неоднозначно, скептически и даже иронизировать на эту тему.

Чтобы определить её, советуем читать текст несколько раз. Во время чтения полезно задавать себе такие вопросы:

  • Каково отношение автора к персонажам?

  • Как именно автор оценивает их поступки?

  • Призывает ли он задуматься над чем-либо?

Если ответите на них, считайте, что вы нашли позицию автора. Но если сомневаетесь, вот ещё несколько советов, как определить авторское мнение.

Как выявить авторскую позицию в текстах разных стилей

Публицистический

Художественный

Авторская позиция выражена четко.

Авторская позиция скрыта за мнением персонажей.

На что обратить внимание:


  • название;

  • аргументы и факты;

  • предложения, составленные в эмоциональной манере.

На что обратить внимание:


  • риторические вопросы автора;

  • слова, которые содержат оценку;

  • лексические повторы;

  • ряды вводных слов, словосочетаний и т. д.

Найти позицию автора — это полдела. Её ещё нужно правильно выразить в сочинении. Сделать это можно через пересказ, цитату или указание номера с нужным предложением. Вот ещё пара советов:

  • Формулируйте позицию чётко, используйте простую лексику и конструкции.

  • Если выбрали метод цитаты, внимательно подбирайте предложения: они должны ярко передавать авторское мнение.

  • Не будьте многословны.

Используйте эти клише — они помогут выстроить мысль и выразить авторскую позицию:

  • Автор убеждён, что… .

  • Бесспорно мнение ФИО о том, что … .

  • Цель автора — заставить читателя обратить внимание на… .

  • Резкая категоричность ФИО вызвана тем, что… .

  • Автор с сожалением говорит о том, что… .

  • Автор открыто отстаивает свою точку зрения… .

  • Подобная авторская позиция нова и интересна: ФИО призывает к … .

  • Автор даёт прямые оценки явлениям и событиям:… .

  • Автор обосновывает справедливость своих суждений, используя … .

Пример позиции автора

Позиция автора выражена прямо: он считает, что мужество на войне проявляется в смелых, бесстрашных поступках. Автор уверен, что мужество характерно для людей, готовых отдать свою жизнь ради защиты других людей.

6 абзац. Отношение к позиции автора

Следом за позицией рассказчика идёт очередь вашей собственной. В этом абзаце вы можете выразить отношение ко мнению автора как угодно — согласиться или не согласиться с ним. Однако при этом важно придерживаться рамок этой позиции и проблемы, а также быть корректным.

Неверно

Верно

Я ознакомилась с мнением автора и считаю его откровенно глупым.

Я уважаю мнение автора, однако вынуждена не согласиться с ним.

Если хотите верно сформулировать своё мнение относительно авторского, полагайтесь на такие клише:

  • Нельзя не согласиться с автором текста в том, что ... .

  • Я разделяю точку зрения автора текста и считаю, что ... .

  • Я согласен с автором данного текста в том, что ... .

  • Текст писателя произвёл на меня неоднозначное впечатление. С одной стороны, ..., но с другой — ... .

  • Уважая автора текста, позволю себе не согласиться с его точкой зрения по данной проблеме. Я сомневаюсь в том, что ... .

  • В целом доводы ФИО достаточно убедительны, однако я не вполне согласен / согласна с тем, что ...

Пример отношения к позиции автора

Я согласна с мнением автора и считаю, что оставаться равнодушным к чужой беде неправильно. Это сродни преступлению. Каждому человеку необходимо помнить о том, что и он однажды может оказаться в тяжёлом положении, и тогда ему придётся надеяться на помощь окружающих. Добро к нему вернётся, если он помогал людям раньше, был к ним сострадательным и милосердным.

Однако просто выразить мнение недостаточно. Пишущий сочинение также должен аргументировать его, чтобы подтвердить свою точку зрения. Если этого не сделать, за К4 поставят 0 баллов.

Аргумент к личному мнению — его опора. Его можно взять из жизненного опыта, читательского или зрительского опыта. При этом он должен состоять из таких частей:

  • Обращение к произведению. Нужно назвать автора и название, но если не знаете последнего, пишите просто «произведение». Это лучше, чем допустить фактическую ошибку.

  • Интерпретацию произведения. Опишите его отрывок, который подтверждает тезис вашего мнения.

  • Микровывод. Подведите итоги аргумента.

Не бойтесь, что не сможете верно подобрать произведение для примера. Вы можете использовать не только художественную литературу, но и научную. Можно даже обратиться к народным сказкам и былинам.

Если вы решили опираться на жизненный опыт, будьте аккуратны. При проверке ваш аргумент могут посчитать недостаточным, если не подобрать его как следует. В работе вы можете использовать:

  • исторические факты;

  • значимую информацию, которую обсуждают в обществе;

  • высказывания известных личностей — учёных, художников, писателей и т. д.

  • личные наблюдения.

Советы для написания хорошего аргумента

  • Заранее разберите хорошо знакомые произведения на аргументы к разным темам.

  • Повторите названия произведений, а также ФИО их авторов.

  • Помните, что аргумент — это результат анализа произведения, а не его пересказ. Он должен быть лаконичным и исчерпывающим.

  • Выбирайте только тот аргумент, который будет чётко соответствовать позиции.

  • Не используйте больше 1 аргумента.

Здесь, как и в других абзацах, можно пользоваться клише. Ниже — несколько особо удачных примеров, которые помогут составить качественный аргумент:

  • В доказательство справедливости своей точки зрения приведу следующий литературный пример. Вспомним роман … . В этом произведении ... .

  • Об этом не раз говорили в своих произведениях русские писатели-классики.

  • Вспомним рассказ … . В этом произведении ... .

  • Хочу рассказать об одном случае из моей жизни, который, как мне кажется, является аргументом в пользу того, что ... .

  • О том, как важно ..., говорит в своём рассказе … .

  • У каждого из нас, наверное, есть примеры из жизненного опыта, которые доказывают необходимость ... .

Пример аргументации отношения к позиции автора

Мне вспоминается притча о добром самарянине из Евангелия от Луки. Самарянин помог незнакомому человеку, избитому, ограбленному разбойниками: довёз его до гостиницы и, дав денег хозяину, попросил позаботиться о несчастном. Это показывает его готовность помогать бескорыстно и проявлять эмпатию к попавшим в беду людям, даже если вы видитесь первый и последний раз.

7 абзац. Заключение

Последний, но не по важности, абзац — заключение. Ему, как и вступлению, полагается быть коротким. Разница между ними в том, что первое обозначает направление рассуждений, а второе — подводит им черту.

Когда будете писать его помните, что оно должно соответствовать теме текста и перекликаться со вступлением. Однако распространённый совет повторять его только навредит вам. Чтобы написать хорошее заключение, попробуйте:

  • сделать вывод — опишите, к каким мыслям вы пришли, поработав с текстом;

  • призвать к чему-то — попробуйте склонить читателя на свою сторону, но не используйте глаголов в повелительном наклонении;

  • выразить надежду — расскажите, что надеетесь на нечто позитивное в ключе проблемы.

А вот клише, которые помогут грамотно завершить работу и не потерять баллы на последнем этапе:

  • Подводя итоги сказанному, можно сделать следующие выводы, ... .

  • В заключение хотелось бы отметить, что текст ФИО заставил задуматься о ... .

  • Этот текст натолкнул меня на мысль о том, что…

Пример заключения

В заключение хотелось бы сказать, что каждый из нас сам выбирает: оставит ли он след в памяти людей или нет. А ещё каждый из нас обязан трезво осознавать собственную ценность. Нужно принимать себя таким, какой ты есть, а не завышать или занижать свою планку в обществе. Вот тогда и найдёшь свое место в жизни.

Получи больше пользы от Skysmart:

Критерии оценивания сочинения на ЕГЭ в 2024 году

Готовое сочинение по русскому языку оценивают по 12 критериям. 4 из них относятся к содержанию, 2 — к речевому оформлению текста, 6 — к грамотности. Давайте разберём каждый из этих разделов и заодно посмотрим, когда и за что могут снять баллы.

К1–4. Содержание сочинения

По этим критериям проверяют смысловое наполнение: всё содержимое каждых абзацев, примеры, мнения и аргументы к ним.

I

Содержание сочинения

К1

Формулировка проблем исходного текста


Ученик верно сформулировал проблему

1

Ученик не сформулировал проблему или сделал это неверно

0

К2

Комментарий к проблеме исходного текста


Ученик привёл не менее 2 примеров-иллюстраций из текста, пояснил их, а также указал и проанализировать смысловую связь между ними

3

Ученик привёл не менее 2 примеров-иллюстраций из текста и пояснил их. Смысловая связь между комментариями указана/проанализирована неверно или не указана/не проанализирована вообще

2

Ученик привёл 1 пример-иллюстрацию из текста и пояснил его.

1

Все остальные случаи

0

К3

Отражение позиции автора по проблеме исходного текста


Ученик верно сформулировал позицию автора

1

Все остальные случаи

0

К4

Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста


Ученик верно сформулировал и обосновал отношение к позиции автора

1

Все остальные случаи

0

Максимум баллов

6

К5–6. Речевое оформление сочинения

Эти критерии проверяют структуру сочинения, раскрытие темы и то, как связно написан текст. А ещё — ваше умение красиво и лаконично излагать мысли.

II

Речевое оформление сочинения

К5

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения


Ученик составил цельную по смыслу, связную и последовательно написанную работу. Логических ошибок нет

2

Ученик составил цельную по смыслу, связную и последовательно написанную работу. Если 1 логическая ошибка


ИЛИ

Ученик составил цельную по смыслу, связную и последовательно написанную работу. Логических ошибок нет. Есть 1 ошибка в разделении на абзацы


ИЛИ


Ученик составил цельную по смыслу, связную и последовательно написанную работу. Есть 1 ошибка в разделении на абзацы и 1 логическая ошибка

1

Все остальные случаи

0

К6

Богатство речи


Работа показывает богатый словарный запас и разнообразна в грамматических конструкциях

1

Все остальные случаи

0

Максимум баллов

3

К7–12. Грамотность

Эти критерии помогают оценивать то, насколько грамотно написано сочинение.

III

Грамотность

К7

Соблюдение орфографических норм


Нет ошибок

3

Есть 1–2 ошибки

2

Есть 3–4 ошибки

1

Есть 5 и более ошибок

0

К8

Соблюдение пунктуационных норм


Нет ошибок

3

Есть 1–2 ошибки

2

Есть 3–4 ошибки

1

Есть 5 и более ошибок

0

К9

Соблюдение грамматических норм


Нет ошибок

2

Есть 1–2 ошибки

1

Есть 3 и более ошибки

0

К10

Соблюдение речевых норм


Есть не более одной ошибки

2

Есть 2–3 ошибки

1

Есть 4 и более ошибок

0

К11

Соблюдение этических норм


Нет ошибок

1


Есть 1 ошибка или более

0

К12

Соблюдение фактологической точности


Нет ошибок

1

Есть 1 ошибка или более

0

Максимум баллов

12

Чтобы написать идеальное сочинение, нужно слишком многое. Но не переживайте: готовьтесь усердно, и всё получится! Особенно, если делать это с учителем. На курсе подготовки к ЕГЭ по русскому языку вы узнаете:

  • какие лайфхаки помогут сохранить баллы в 2024 году;

  • как не упустить из виду ни один критерий;

  • как быстро составить крутые введение и заключение;

  • как не ошибиться с аргументом из жизни или литературы и многое другое.

Кроме того, вы сможете отточить навык решения заданий из остальных частей экзамена. И всё это — без минуты зубрёжки и стресса. Первый урок — бесплатно!

Комментарии

Открыть диалоговое окно с формой по клику
Бесплатный вебинар
Бесплатный вебинар
Бесплатный вебинар
Проверьте знания по русскому бесплатно
  • Оставьте заявку на бесплатное тестирование
  • Приходите на тестирование вместе с ребёнком
  • Получите оценку знаний и конкретные шаги, чтобы прокачать их
Шаг 1 из 2
Шаг 1 из 2
Шаг 2 из 2