Практикуйся по этой теме! Пройди задание №1 ЕГЭ по русскому языку |
При подготовке к ЕГЭ по русскому языку важно понимать, как использовать средства связи предложений для создания логичной и связной структуры текста. Знание основных признаков текста, таких как тематическая целостность и связность, может значительно улучшить ваши письменные ответы. Более подробно о признаках текста можно прочитать в нашей статье.
Лексические средства – это средства выразительности, используемые для придания речи стилистической окраски. Включают:
- синонимы
- антонимы
- омонимы
- фразеологизмы
Например, "свет/тьма" (антонимы), "радость/восторг" (синонимы).
Способы связи предложений в тексте
Чтобы совокупность предложений можно было назвать текстом, они должны быть связаны друг с другом. Для этого используют три типа связи:
-
последовательную (цепную),
-
параллельную,
-
смешанную.
Давайте их обсудим и разберём, как они работают.
Последовательная, или цепная, связь — это способ связи предложений в тексте, при котором каждое следующее предложение связано с предыдущим.
Чтобы было проще понять, давайте взглянем на схему ниже. На ней мы изобразили, как выглядит структура предложений в тексте, связанных последовательным способом.
Пример текста с цепной связью между предложениями:
Над горными верхушками на востоке уже забрезжил рассвет. Его лучи были мягкими, жёлто-розовыми и успокаивающими. Они ласково трогали кроны деревьев и заглядывали через их ветви.
Параллельная связь — это способ связи предложений в тексте, при котором все следующие предложения связаны с первым, развивают и конкретизируют его.
Разобраться в особенностях этого типа связи поможет схема. Давайте взглянем на неё.
Пример текста с параллельной связью между предложениями:
Точного задания на уроке труда не было, но мы все и так знали, что хотим смастерить. Ваня и другие ребята сделали по скворечнику. Я же всё занятие выжигал узоры на доске.
Смешанная связь — это способ связи предложений в тексте, который сочетает в себе последовательную и параллельную связь.
Пример текста со смешанной связью между предложениями:
Через несколько минут я дождался своего: всё вокруг ожило. Стрижи запели где-то высоко над моей головой. Рыжая белка с пушистым хвостом осторожно спустилась на землю, ухватила жёлудь и попыталась его разгрызть. Это оказалось непросто: его крепкая скорлупа всё никак не хотела поддаваться.
В этом примере второе и третье предложения уточняют первое. Это значит, что между ними есть параллельная связь. В то же время четвёртое предложение связано только с третьим — между ними цепная связь. Выходит, что в этом абзаце предложения связаны двумя способами: параллельным и цепным. Значит, связь в этом тексте — смешанная.
В процессе подготовки к ЕГЭ важно правильно использовать средства связи предложений, такие как союзные слова, местоимения, вводные фразы и другие элементы. Причём это касается не только русского языка. Например, изучение личных местоимений в английском языке поможет улучшить связность текста.
Средства связи предложений в тексте
Как мы уже упомянули в начале, в русском языке средства связи соединяют предложения в тексте общей мыслью. Они позволяют идеям плавно переходить от одной к другой и дополнять друг друга. Всего выделяют три вида таких средств: лексические, морфологические и синтаксические.
К каждому из этих трёх видов относятся несколько средств связи в предложении. На самом деле их больше, чем мы рассмотрим сегодня. С остальными вы познакомитесь в 7-м классе.
Лексические средства связи предложений
К лексическим средствам связи предложений в русском языке относят:
-
лексический повтор,
-
антонимы,
-
синонимы,
-
описательные обороты.
Рассмотрим каждое из этих средств связи с примерами.
-
Лексический повтор — это повторение одного и того же слова в предложениях.
В том городе был тихий парк, из-за которого я его и запомнил. А рядом с парком — рядки уютных кафе.
-
Антонимы — это слова, которые относятся к одной и той же части речи, звучат и пишутся по-разному, а также имеют противоположные значения.
Свет в последний раз мелькнул в разряженном фонарике. А потом пришла темнота.
-
Синонимы — это слова, которые относятся к одной и той же части речи, звучат и пишутся по-разному, но близки по смыслу.
По дороге домой мне встретились соседские дети. Ребята бегали по траве босиком, пытаясь догнать плывущие по воздуху семена одуванчиков.
-
Однокоренные слова — это слова, которые имеют одинаковые корни и относятся к одной и той же или к разным частям речи.
Было заметно, что сестра тоскует по городу. В городских улицах она видела особое очарование.
-
Описательные обороты — это обороты речи, с помощью которых предмет не называют прямо, а лишь описывают его свойства.
Хотя бы раз в жизни вам стоит почитать что-нибудь из Шекспира! Пьесы великого британского драматурга умеют задевать за живое.
-
Ах, как я скучаю по деревне! Деревенские овощи и фрукты — самые полезные!
-
Если идти мимо усадьбы, не сворачивая, придёшь в яблоневый сад. В саду найдёшь одинокую беседку — там и спрятаны сокровища.
-
Под вечер на площади собралось много народу. Люди пели, продавали свежую выпечку и согревали друг друга улыбками.
-
Шум резко прекратился. В комнате наступила полная тишина.
-
Солнце сегодня было беспощадным. Яркое светило так жгло своими лучами, что нам не хотелось выходить на улицу.
Морфологические средства связи предложений
Среди морфологических средств связи предложений в тексте можно выделить следующие:
Теперь давайте разберёмся, как именно они связывают предложения.
-
Личные местоимения — это такие местоимения, которые указывают на предмет, но при этом не называют его.
Собака на станции выглядела бездомной. Когда я приблизился, она приветливо замахала хвостом.
-
Притяжательные местоимения — это такие местоимения, которые указывают на то, кому или чему принадлежит предмет.
Мария вошла в комнату, когда буря стихла. Её шёлковые волосы, как и всегда, были заплетены в тугую косу.
-
Указательные местоимения — это такие местоимения, которые указывают на предмет, его признак, количество и тем самым выделяют его среди других предметов.
Когда мы шли по городу, я учуял свежеиспечённый хлеб в лавке. Этот запах был больше всего мил моей душе.
-
Наречия — это самостоятельная неизменяемая часть речи, которая обозначает признак действия или признак признака.
Петляя между домами, я скоро вышел на площадь. Стояло раннее утро, поэтому там пока ещё было безлюдно.
-
Я подошёл к дубу и дотронулся до него рукой. Его толстая кора была холодной и ароматной.
-
После уроков я направился к футбольному полю. Туда же пришли и остальные ребята из школьной команды.
-
Я взглянула на цветы в оранжерее. Удивительно, но они успели распуститься за ночь.
-
Я спросил попутчика, куда он направляется. Тот ответил молчанием.
Синтаксические средства связи предложений
К синтаксическим средствам связи предложений в тексте относят, например, вводные слова и конструкции. Это такие слова или сочетания слов, которые не имеют значения сами по себе, но при этом усиливают эмоциональную оценку, выражают уверенность или сомнение говорящего.
Во-первых, стоило выйти заранее, если вы хотели успеть на поезд. Во-вторых, советую внимательно смотреть расписание в следующий раз.
Получи больше пользы от Skysmart:
-
Прокачивай знания на курсах по русскому языку.
-
Выбирай из 600+ репетиторов по русскому языку.
Записывайся на бесплатные курсы для детей.
Проверьте себя
Теперь, когда теория позади, давайте закрепим новый материал. Ниже вы найдёте пары предложений, которые связаны между собой одним из средств связи. Прочитайте их и определите, каким именно.
-
Через час ночная тьма отступила. На горизонте забрезжил розовый свет.
-
Поезжайте в Николаево летом, если хотите отдохнуть от суеты. Те края всегда славились гостеприимством.
-
Иногда я скучаю по школе. Школьные дни были по-настоящему беззаботными.
-
Во время прогулки я набрёл на озеро. Его холодная гладь в свете луны казалась хрустальной.
-
В полдень мы добрались до горного перевала. Там нас уже ждал сопровождающий.
Если вы хотите глубже изучить эту тему, советуем подумать о дополнительных занятиях. На уроках в онлайн-школе русского языка Skysmart вы научитесь определять типы связи между предложениями и ловко пользоваться ими, сочиняя собственные тексты. А если у вас есть пробелы в знаниях по русскому языку, преподаватель поможет найти и закрыть их. Познакомьтесь с учебной платформой и пройдите тест на определение уровня знаний во время вводного урока — это бесплатно.