Синтаксический разбор предложений

Синтаксис — раздел науки о языке, который изучает словосочетания и предложения. Из слов и словосочетаний мы составляем предложения. Сейчас узнаем, как делать синтаксический разбор простого предложения.
  • Автор

    Лидия Казанцева

  • Рубрика

    7 класс, 8 класс, 9 класс, ЕГЭ/ОГЭ

  • Дата публикации

    25.03.2021

  • Просмотры

    33196

Как сделать синтаксический разбор простого предложения

Синтаксический разбор предложения — это характеристика предложения по структуре, типу, членам предложения и частям речи. Другими словами, мы разбираем предложение на кирпичики, из которых оно состоит.

Простое предложение — это такое предложение, в котором есть только одна грамматическая основа. Грамматическая основа предложения может состоять из двух главных членов: подлежащего и сказуемого.

Порядок синтаксического разбора простого предложения:

  1. Определить, какое предложение по цели высказывания:

    • повествовательное — сообщение, факт (Я сплю.)

    • побудительное — глагол в повелительном наклонении выражает просьбу или приказ (Спи!)

    • вопросительное — в конце предложения есть вопросительный знак (Ты спишь?)

  2. Найти основу предложения. Убедиться, что предложение простое.

  3. Определить, односоставное или двусоставное предложение.

    • Односоставное — предложение с одним главным членом: подлежащее или сказуемое. (Мальчик послушный.)

    • Двусоставное — предложение содержит два главных члена: подлежащее и сказуемое. (Мальчик сделал домашнюю работу.)

  4. Определить, распространённое предложение или нераспространённое.

    • Нераспространённое предложение содержит лишь грамматическую основу. (Он пришёл.)

    • Распространённое предложение состоит из главных и второстепенных членов. (Он пришёл в уютное кафе.)

  5. Отметить, если предложение чем–либо осложнено: однородные члены или обособленные члены предложения.

    • Осложнённое — когда есть обращения, вводные слова и вводные конструкции, прямая речь, дополнения, причастные или деепричастные обороты, однородные члены. (Катя, иди делать уроки.)

    • Неосложненное — предложение, которое не содержит осложненные члены. (Иди делать уроки.)

  6. Определить, полное предложение или неполное.

    • Полное — когда все члены, которые нужны для полноты строения и значения предложения, на месте. (Я буду есть.)

    • Неполное — где есть пропущенные члены, которые необходимые для полноты строения. (Я — есть.)

  7. Сделать разбор предложения по членам и указать, какими частями речи они являются.

    Важно соблюдать порядок разбора. Сначала определить сказуемое и подлежащее, затем второстепенные члены, которые входят в состав сначала — подлежащего, затем — сказуемого.

  8. Подчеркнуть все члены предложения.

  9. Объяснить, почему так или иначе расставлены знаки препинания в предложении.

Указать, чем выражено сказуемое:

  • простое — какой формой глагола;

  • составное глагольное — из чего оно состоит;

  • составное именное — какая употреблена связка, чем выражается именная часть.

Не забываем!
Важно отметить, чем является сказуемое — простым глагольным или составным.

Если в предложении есть однородные члены

Если перед нами простое предложение, то при его разборе нужно отметить, что это за однородные члены предложения и каким образом связаны друг с другом. Либо через интонацию, либо интонацию с союзами.

Если в предложении есть обособленные члены

Если перед нами простое предложение, то при его разборе нужно отметить, чем будет являться оборот. Далее разбираем слова, которые входят в этот оборот по членам предложения.

Если в предложении есть прямая речь

Сначала отметим, что в данном предложении есть прямая речь. Укажем прямую речь и текст автора. Разбираем, объясняем, почему так, а не иначе расставлены знаки препинания в предложении. А далее можно начертить схему предложения.

Повторим, как охарактеризовать предложение:

  • по цели высказывания (повествовательное, вопросительное или побудительное);

  • по интонации (восклицательное или невосклицательное);

  • по количеству грамматических основ (простое);

  • по наличию главных членов (односоставное или двусоставное, если односоставное, указать его тип);

  • по наличию второстепенных членов (распространенное или нераспространенное);

  • по наличию необходимых членов (полное или неполное, если неполное, указать, какой член предложения пропущен);

  • по наличию осложняющих членов (осложнено или не осложнено, если осложнено, указать, чем).

Примеры синтаксического разбора простого предложения

Выполним подробный синтаксический разбор предложений, чтобы закрепить то, что мы узнали.

Пример 1

  • Остановись — простое глагольное сказуемое, выражено глаголом в повелительном наклонении.

  • Остановись (как?) немедленно — обстоятельство образа действия.

  • Предложение простое, по цели высказывания — побудительное, по интонации — восклицательное.

  • В предложении нет подлежащего. Сказуемое «остановись» выражено глаголом 2 лица единственного числа. Можем по смыслу подставить местоимение «ты».

  • Предложение односоставное определенно-личное, распространенное, полное, осложнено обращением «Виктория».

Пример 2

  • Дорога — подлежащее, выраженное существительным.

  • Дорога (что сделала?) вывела и исчезла — однородные простые глагольные сказуемые.

  • Дорога (какая?) заросшая высокой травой — обособленное определение, выраженное причастным оборотом.

  • Вывела (кого?) нас — дополнение, выраженное местоимением.

  • Вывела (куда?) к дому — обстоятельство места, выраженное существительным с предлогом.

  • Дому (какому?) полуразрушенному — определение, выраженное причастием.

  • Исчезла (где?) в зарослях — обстоятельство места, выраженное существительным с предлогом.

  • Зарослях (каких?) густых — определение, выраженное прилагательным.

  • Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, полное, осложнено однородными сказуемыми и обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

На уроках русского языка в 7, 8, 9 классе встречаются задания по синтаксическому работу предложений. Будьте внимательными при чтении заданий — иногда в учебниках не просят подробный разбор, и можно сделать вот так:

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное. Грамматическая основа: ученики и ученицы учатся. Распространённое, осложнено однородными подлежащими.

 
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0