Общая характеристика
Лирика Владимира Маяковского — яркая, подчас бунтарская и хлёсткая, новаторская, экспериментальная. Поэт, творивший с 1912 по 1930 год, внес значительный вклад в развитие мировой литературы.
В. В. Маяковский принадлежал к кругу поэтов, стоявших у истоков футуризма в русской литературе. Это литературное направление привлекло поэта-бунтаря возможностью разрушать традиционные формы и создавать новые, более соответствующие духу времени, расширять поэтический словарь ёмкими по смыслу неологизмам.
На творчество поэта влияли различные факторы. Среди них основными являются следующие:
Революция 1917 года
Поэт приветствовал революцию и видел в ней возможность для обновления общества и искусства, переустройства жизни. Он стал одним из самых активных пропагандистов революционных идей.
Исторические события в целом
Владимир Маяковский жил в эпоху социальных потрясений, и это отразилось на его творчестве. Он писал о не только о революции, но и о любви, смерти и других темах, как вечных, так и актуальных для его времени.
Литературные течения
Маяковский был знаком с творчеством символистов, акмеистов и поэтов других направлений. В 1910-е годы в символизме уже наблюдался творческий кризис, и для молодого поэта было важнее не найти, а создать собственный стиль. Тем не менее он обрел единомышленников среди футуристов и в 1911 году присоединился к группе поэтов «Гилея».
Личная жизнь
Поэт пережил несколько бурных романов и расставаний, которые также нашли отражение в его поэзии. Самые известные его музы — Лиля Брик, Татьяна Яковлева, Вероника Полонская.
Художественные особенности лирики
Поэт-футурист, революционер экспериментировал со словом, ритмом, формой, что сделало его лирику узнаваемой.
Неожиданные метафоры и образы
В лирике Маяковского абстрактные понятия зачастую материализуются: «у меня в душе ни одного седого волоса», «барахтается в тине сердца глупая вобла воображения». В результате предметные, визуализируемые метафоры внутреннего, психологического создают неожиданные образы. Яркий пример тому — поэма «Облако в штанах».
Гиперболизация
Именно из лирики Маяковского приводят примеры гиперболы в рамках школьной программы. Классика — строка «В сто сорок строк закат сиял» из стихотворения «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Поэт часто использует преувеличение, чтобы показать колоссальный масштаб событий и чувств, это один из его излюбленных приемов.
Неологизмы
Окказиональные слова, авторские неологизмы, — также часть авторского стиля и закономерное следствие экспериментов поэта-футуриста. Маяковский создавал новые слова, активно используя приставки и объединяя в один неологизм смысл целых фраз: например, «дрыгоножество» и «громоустое» в поэме «Владимир Ильич Ленин»; «обезумлюсь», «иссерчась», «опожаренный» — в стихотворении «Лиличка!».
Анализ стихотворения «Лиличка!» В. В. Маяковского
Ритм и рифма
Поэт называл ритм «основой всякой поэтической речи» и потому выстраивал форму стиха, исходя из содержания, патетики произведения, расставляя акценты. Знаменитую «лесенку Маяковского» — ступенчатую разбивку строк — поэт стал чаще использовать, начиная с поэмы «Про это» 1923 года. Ниже — пример усовершенствованной лесенки в позднем творчестве Владимира Маяковского:
Получи больше пользы от Skysmart:
-
Подготовься к ОГЭ на пятёрку.
-
Подготовься к ЕГЭ на высокие баллы.
Записывайся на бесплатные курсы для детей.
Решай задания в бесплатном тренажёре ЕГЭ.
Ключевые темы и мотивы
В творчестве Маяковского выделяются следующие ключевые темы и мотивы:
Революция
Поэт приветствовал революцию и воспевал перемены, критиковал мещанство, бюрократию и другие пережитки «старого мира». В революционный год он написал стихотворения «Революция», «К ответу!», «Наш марш», вплоть до 1930 года эта тема оставалась одной из главных в творчестве поэта.
Общественная сатира
Маяковский гневно, беспощадно обличает общество и пережитки прошлого. Этот мотив часто перекликается с революционным. Худшие стороны мещанства обличаются в стихотворениях «О дряни», «Подлиза», «Сплетник».
Любовь
Любовная лирика Маяковского — эмоциональная, чувственная, даже эпатажная за счет неожиданных образов. Для поэта любовь — сильное чувство, которое захватывает человека как «пожар в сердце» («Облако в штанах»). Образцы любовной лирики Владимира Маяковского: «Про это», «Любовь», «Лиличка!», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Неоконченное».
Смерть
Мотивы смерти, самоубийства стали усиливаться в лирике поэта с 1916 года. Маяковский размышлял о смерти как о неизбежном конце жизни. И финальными стали «Стихи из предсмертной записки» в 1930 году.
Город
Образ города всегда был важен для поэта, но никогда не подавался однозначно: Маяковский писал о городе как о месте, где человек сталкивается с проблемами и вызовами, но также и с новыми возможностями. Самое известное стихотворение — «Адище города», 1913 год.
Искусство и место поэта
Тема избранничества поэта, важности его миссии и необходимости борьбы красной нитью проходит через лирику Маяковского: звучит в поэме «Облако в штанах», стихотворениях «Нате!», «Ода революции» и других произведениях.
Животные
Образы животных в лирике — это чаще всего аллегория, сатира на общество, например, в стихотворении «Разница вкусов». Однако за аллегорией может скрываться не только сатира, но такие серьезные темы как сострадание, уважение к труду и старости, например, в стихотворении «Хорошее отношение к лошадям».
Периодизация творчества
Творчество Маяковского литературоведы разделяют на два периода:
Дореволюционный период, раннее творчество (1912–1917 годы)
В начале творческого пути Маяковский увлекся футуризмом, писал о любви, революции и других темах, которые были актуальны для его времени.
Послереволюционный период (1917–1921)
После исторический потрясений, в эпоху начавшегося переустройства общества Владимир Маяковский активно пропагандировал революционные идеи. С 1919 года он работал в РОСТА (Российском телеграфном агентстве), где нарисовал около 400 агитационно-сатирических плакатов и создал тексты более чем к 1000 плакатам. Спустя 10 лет после Октябрьской революции поэт оценил пройденный нелегкий путь в поэме «Хорошо!». В этот период он обращается к драматургии, пишет пьесы в стихах, эти произведения также связаны с революцией, обличают мещанство. Затрагивал В. В. Маяковский и другие темы, в том числе писал о роли поэта в обществе. Одно из лучших произведений этого периода, посвященное вечным темам, — поэма «Про это», в которой поэт размышляет о смерти и бессмертии, любви, семье и быте.
В каждый из этих периодов Маяковский создавал лирические произведения, которые отражали его видение мира и отношение к вечным темам и историческим событиям.
Стихотворения В. В. Маяковского
Список литературы:
- Маяковский Владимир Владимирович // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохорова — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.
- История русской литературы XX века (20-90-е годы) / Отв. ред. С. И. Кормилов. — М.: Филологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, 1998. — С. 8. — 477 с.
- Хаимова В. М. Метафора в лирической поэме В. Маяковского. — М.: Вестник Московского института лингвистики, №1/2013.