Сюжет
Место и действия в романе — Кавказ, 1830-е годы, период русско-кавказской войны. В предисловии автор обращается к читателям и указывает на современность героя романа, так как в Печорине воплотились пороки его времени. Также в предисловии к «Журналу Печорина» указывается о его смерти на пути в Персию.
«Бэла»
Повествование открывает история, рассказанная штабс-капитаном Максимом Максимычем автору-повествователю. Их встреча состоялась на Кавказе. В этой истории прапорщик Григорий Александрович Печорин, скучающий во время службы в горных краях, начинает свою службу с кражи коня у черкеса Казбича для Азамата, сына местного князя. В обмен на коня Азамат соглашается похитить для Печорина свою сестру Бэлу, которая нравилась и Казбичу.
Из-за равнодушия Печорина к реакции горцев происходит несколько драматических событий: Азамат уходит навсегда из семьи, его отец погибает от руки Казбича; Печорин теряет интерес к влюбившейся в него Бэле, и еë похищает и убивает Казбич. В финале прапорщика переводят в грузинский полк.
«Максим Максимыч»
В этой главе автор-повествователь первый и единственный раз видит Печорина и подробно описывает его внешность, используя «говорящие черты». В то же время автор отмечает, что Григорий Александрович отнесся к штабс-капитану холодно, равнодушно и стремился закончить общение. Максим Максимыч передает повествователю журнал Печорина, который становится источником материала для следующих глав повествования после гибели Печорина по пути в Персию.
«Тамань»
Эту историю Печорин называет в своëм дневнике-журнале «забавным путешествием». Тамань — малоизвестное место, где главный герой останавливается на ночлег у слепого мальчика. Проявляя подозрительность и просто любопытство скучающего человека, он следит за мальчиком и обнаруживает, что тот вместе с красивой девушкой (ей Печорин придумывает имя Ундина — «русалка») и неким Янко являются контрабандистами.
Печорин встречается с этой красавицей и вскоре отправляется с ней на свидание на лодке. Она пытается его утопить, так как знает, что этот приезжий офицер раскрыл их секрет, но главный герой сбрасывает еë в реку. Девушка и другие контрабандисты скрываются с вещами Печорина, а он с грустью жалеет, что нарушил ход их жизни.
«Княжна Мери»
Во время оздоровления на водах в Пятигорске Печорин вновь «забавы ради» играет чувствами людей (Грушницкого, Мери, Веры), но здесь же открывает часть души перед читателем, объясняя свои поступки. Он считает, что не способен сделать кого-либо счастливым, ценит собственную свободу и одновременно зависит от мнения окружающих; в некоторые моменты способен на сильные чувства.
В этой истории несколько кульминаций: сцена признания княжны Мери, дуэль Печорина и Грушницкого. Развязка — отъезд Веры.
«Фаталист»
Глава посвящена судьбе и роли выбора в жизни человека. В одной из казацких станиц среди офицеров разгорелся спор о судьбе, и один из них, серб Вулич, заявил, что является фаталистом, то есть верит в предопределëнность событий. Он предложил офицерам спор на свою жизнь, и только Печорин согласился в этом участвовать, заявив, что Вулич сегодня умрëт.
При выстреле Вулича себе в висок произошла осечка, он остался жив. Однако той же ночью Вулича зарубил пьяный казак. Печорин был потрясëн этим случаем и решил проверить себя: не только вызвался ловить казака, но и залез через окно в его дом. Несмотря на испытание судьбы, фаталистом Печорин так и не стал.
Более подробно о событиях романа читайте в кратком пересказе.
Хронологическая последовательность
Главы романа не соответветствуют порядку событий, так как повествование строится на рассказах Максима Максимыча, а затем — на журнале Печорина. Такой приëм важен для психологического раскрытия образа главного героя. Ниже — главы в хронологическом порядке:
- «Тамань»;
- «Княжна Мери»;
- «Фаталист»;
- «Бэла»;
- «Максим Максимыч»;
- Предисловие к «Журналу Печорина».
Получи больше пользы от Skysmart:
-
Подготовься к ОГЭ на пятёрку.
-
Подготовься к ЕГЭ на высокие баллы.
Записывайся на бесплатные курсы для детей.
Решай задания в бесплатном тренажёре ЕГЭ.
История создания и контекст
События романа разворачиваются в 30-е годы XIX века, в период правления Николая I, при вступлении на престол которого было подавлено восстание декабристов. Многие участники бунта против самодержавия были лишены титулов и сосланы в Сибирь, а император стал укреплять свою власть.
Исторический период, описанный в «Герое нашего времени» отмечен потерей идеалов и разочарованием в возможностях общественного преобразования. Молодое поколение, к которому относился и герой романа Печорин, стало свидетелем событий 14 декабря (26 декабря по григорианскому календарю), что вызвало в них отрицание, сомнения и прочие негативные мысли, далекие от идеалов либерализма. Молодые люди, не зная своей цели в жизни, отправлялись на Кавказ в поисках новых ощущений, полученные в военных действиях. Такова историческая подоплëка романа «Герой нашего времени».
Роман был опубликован в 1840 году в Санкт-Петербурге и расширен во втором издании в 1841 году с авторским предисловием.
Литературный анализ
Современное литературоведение относит «Героя нашего времени» Лермонтова к жанру романа, но писатель предпочитал избегать чëтких жанровых определений. Изначально печатались отдельные главы — как самостоятельные произведения, рассказы, но в тоже время они не составляют цикл, так как сюжетно связаны более тесно, не являются «собранием повестей».
В «Герое нашего времени» Лермонтов объединяет романтические и реалистические традиции. Печорина можно назвать романтическим героем: он противостоит обществу и ищет своë место в мире. Важным мотивом в романе является образ дороги, символизирующий бесцельность и хаотичность жизни героя.
Название «Герой нашего времени» указывает на то, что Печорин — это не уникальная личность, а типичный представитель своего времени. Лермонтов стремился к реалистическому отображению действительности и использовал тонкий психологизм, что делает его произведение близким к реалистической литературе.
Образы героев
Рассмотрим краткое описание персонажей «Героя нашего времени».
Григорий Александрович Печорин
карие глаза… не смеялись, когда он смеялся… белокурые волосы, вьющиеся от природы... усы его и брови были черные... немного вздернутый нос, зубы ослепительной белизны... среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение... очень недурен и имел одну из тех оригинальных физиономий, которые особенно нравятся женщинам светским... офицер, молодой человек лет двадцати пяти
Максим Максимыч — штабс-капитан
казался лет пятидесяти… смуглый цвет лица его показывал, что оно давно знакомо с закавказским солнцем, и преждевременно поседевшие усы не соответствовали его твердой походке и бодрому виду...
Бэла — черкесская княжна
меньшая дочь хозяина, девушка лет шестнадцати… дикая черкешенка... она была хороша: высокая, тоненькая… глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу… они так и сверкали, будто два угля…
Грушницкий — юнкер
ему на вид можно дать двадцать пять лет, хотя ему едва ли двадцать один год… хорошо сложен, смугл и черноволос… был ранен пулей в ногу и поехал на воды…правою опирается на костыль… закидывает голову назад, когда говорит, и поминутно крутит усы левой рукой… говорит он скоро и вычурно… страсть была декламировать…
Княжна Мери
хорошенькая княжна, бархатные глаза, ее легкая, но благородная походка имела в себе что-то девственное, ускользающее от определения, но понятное взору…
Доктор Вернер
мал ростом, и худ, и слаб, как ребенок; одна нога была у него короче другой, как у Байрона; в сравнении с туловищем голова его казалась огромна: он стриг волосы под гребенку, и неровности его черепа, обнаруженные таким образом, поразили бы френолога странным сплетением противоположных наклонностей. Его маленькие черные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в ваши мысли. В его одежде заметны были вкус и опрятность; его худощавые, жилистые и маленькие руки красовались в светло-желтых перчатках... скептик и матерьялист, как все почти медики…
Вера — замужняя женщина, родственница княжны Мери
среднего роста, блондинка, с правильными чертами, цвет лица чахоточный, а на правой щеке черная родинка… на ее болезненном лице изображалась глубокая грусть…
Темы
В произведении затрагиваются вечные темы, роман может служить источником аргументов для сочинений:
- Любовь: отношение Печорина к Вере; безответная любовь — Бэлы, а затем и Мери к Печорину.
- Дружба: Печорин заявляет о своей неспособности дружить и считает, что в таких отношениях не может быть равенства или бескорыстия.
- Судьба: вся глава «Фаталист».
- Одиночество: Григорий Александрович считает себя циничным, на самом деле является одиноким человеком практически без сильных привязанностей (даже к Вере), отчасти причина этого — общество.
- Смерть: Печорин считает, что «хуже смерти ничего не случится, а смерти не минуешь». Он играет со смертью на Кавказе, рискует, чтобы проверить себя, и в то же время не чувствует угрызений совести, когда по его вине гибнут люди — Грушницкий, Бэла и еë отец.
- Нравственный выбор: на эту тему можно проанализировать поведение Печорина и Грушницкого перед дуэлью; также выбор в главе «Княжна Мери» совершает доктор Вернер, скрывший факт дуэли, хотя он и не был согласен с Григорием Александровичем.
Проблемы
В романе поднимаются следующие проблемы, связанные с образом Печорина:
- проблема лишнего человека;
- отношение к человеку в светском обществе;
- поиск смысла жизни;
- предопределëнность судьбы.
Связь с другими произведениями и влияние на культуру
Основные параллели в образах «Героя нашего времени» и поставленных в романе проблемах прослеживаются с романом в стихах «Евгений Онегин» А. С. Пушкина, завершенном в 1831 году. Подобно Онегину, Печорин отстранен от общества, разочарован в жизни и эгоистичен. Каждый из них не способен стать истинным другом, отворачивается от девушки после еë признания, а также некоторый период времени страдает от несчастной любви.
В романах важен образ дороги — пути, который выбирает герой и стремится к новым ощущениям в новом месте; а одной из ключевых сцен является дуэль. Однако есть и различия: Печорин глубже анализирует себя и свои поступки. Лермонтов использует приемы психологизма, раскрывая характер героя через его самоанализ в дневниковых записях.
Роман «Герой нашего времени» многократно был переведён на английский, немецкий, французский, венгерский и другие европейские и восточные языки. Произведение продолжает вдохновлять театральных постановщиков и режиссеров, остается одним из самых экранизируемых в России: первый фильм «Бэла» вышел ещё в 1913 году, а наиболее полно передает события романа сериал «Герой нашего времени» 2006 года.
«Герой нашего времени» в заданиях ЕГЭ по литературе
Даже если в первой части ЕГЭ будет приведен текст не из «Героя нашего времени», произведение может быть актуально для следующих заданий:
Задание 5: сочинение на сопоставление. По приведëнным выше темам, проблемам образам можно будет сопоставить отрывок из Задания 1 с романом «Герой нашего времени», если будут обозначены соответствующие временные рамки (первая половина XIX века).
Задание 11.1: сочинение по конкретному произведению.
Примеры (были в реальных вариантах):
- В чём трагичность судьбы Печорина? (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени).
- Какие философские проблемы ставит М. Ю. Лермонтов в романе «Герой нашего времени?
Задание 11.4. В этом сочинении нужно раскрыть тему глубоко и многостороннее, в нем обозначен и ограничен круг писателей, произведения которых могут быть использованы.
Пример задания к сочинению 11.4 из сборника под ред. С.А. Зинина:
- Герои и антигерои в отечественной литературе. (На примере произведения одного из писателей: М. Ю. Лермонтова, А. Н. Островского, А. И. Солженицына).
Список литературы:
- Герштейн Э. Г. «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова. — М.: Худ. лит., 1976 г.
- Зинин С. А. «Литература: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов»