Анализ стихотворения «Гамлет» Б. Л. Пастернака

Анализ стихотворения «Гамлет» Б. Л. Пастернака
Новое

Философское стихотворение «Гамлет» Бориса Пастернака не только отсылает к бессмертной трагедии Шекспира, но и переосмысливает вечные общечеловеческие вопросы. В статье разберем символику, затронутые проблемы, средства выразительности, а также связь стихотворения с другими произведениями.

История создания и контекст

Идея «Гамлета» пришла к Борису Пастернаку, когда он работал над созданием романа «Доктор Живаго». Это произведение поздней, зрелой, лирики поэта, созданное вслед за циклом «На ранних поездах» и также обращающееся к лирическому герою — человеку искусства, находящемуся в поиске себя, возможностей самоопределения, познания жизненного пути в его связи с творчеством.

Стихотворения к роману «Доктор Живаго» выходили в печати заранее, при этом Пастернак отрицал их авторство, следуя своей задумке — создать реалистичный образ героя романа.

Персонаж Юрий Живаго обладает чертами поэтов начала XX столетия. В письме другу Пастернак раскрывает свои намерения: «Герой должен будет представлять нечто среднее между мной, Блоком, Есениным и Маяковским».

Цикл лирики Юрия Живаго, главного героя романа, включает 25 стихотворений, они завершают роман. Стихи, написанные от лица Живаго, продолжают его духовное путешествие после того, как его судьба трагически оборвалась в конце произведения. С помощью лирики читатель погружается во внутренний мир героя, его философские и религиозные размышления. Герой становится частью вселенной, где каждый оставляет свой след на земле. Новая, поэтическая, глава романа начинается именно с «Гамлета», который становится переходом от прозы к лирике, передающим размышления о смысле жизни. Это стихотворение не только элемент сюжета, но и самодостаточное произведение.

Каждое стихотворение в романе является автобиографичным, и это также особенность и доминанта позднего творчества поэта. В поэзии 1940-х годов прослеживается его отношение к большинству сфер человеческой жизни, включая чувственный мир.

Борис Пастернак на картине Леонида Пастернака
Борис Пастернак в 1910 году на картине Леонида Пастернака, общественное достояние

Литературный анализ стихотворения

В стихотворении автор описывает момент саморефлексии и внутреннего противоречия. Лирический герой стоит на пороге и видит, что его ждет в будущем. Сумерки ночи нависли над ним, и будто тысячи биноклей смотрят на его действия. Он просит Бога отвести от него эту чашу испытаний, признавая свою готовность играть заданную ему роль, но одновременно чувствует, что наступает новая драма, которая может изменить его жизнь навсегда. В этом стихотворении затрагиваются темы судьбы, выбора и готовности принять неизбежное.

Образы

В «Гамлете» поэт создает легко визуализируемые образы. С одной стороны, лирический герой — актер, играющий Гамлета в одноименной постановке трагедии Уильяма Шекспира. Его реальные действия описываются в первых строках, читатель легко может представить себе лирического героя и его окружение («Гул затих. Я вышел на подмостки. / Прислонясь к дверному косяку…»).

С использованием слов «подмостки», «бинокли», «роль», «драма», автор усиливает театральность произведения. Однако значение этих слов аллегорично, их восприятие многозначно. По мере чтения стихотворения образ лирического героя меняется. Оказывается, что автор имеет в виду не актера на сцене, а поэта и его предназначение, еще шире — каждого человека, исполняющего свою роль в жизни.

С другой стороны, это стихотворение пропитано отчаянием и содержит обращения к Богу, поскольку лирический герой размышляет о смысле существования, человеческом предназначении, и сталкивается с моральным выбором, аналогичным тому, что стоял перед героем Шекспира, когда он ставил перед собой вопрос «Быть или не быть?». Хотя герой стремится изменить свою жизнь, в то же время он понимает, что итог «драмы» уже определен.

Борис Пастернак использовал отсылку к Евангелию в стихотворении, чтобы показать, как лирический герой, подобно Христу, сомневается в своих поступках, хотя хотел бы отказаться от социальной роли, которую ему приходится исполнять. Он понимает, что его ждет непростое будущее, и готовится к трудностям.

Таким образом, в стихотворении «Гамлет» создан образ, который несет в себе философское видение человеческого бытия и отражает историю прошлой эпохи, где ценности общества были пересмотрены, в соединении с ценностями, современными автору.

Актер в образе Гамлета
Сгенерировано Kandinsky

Проблематика

В стихотворении затрагиваются проблемы лицемерия общества, идеализма человека, его морального выбора, неизбежности судьбы и безвременности творческого процесса.

Борис Пастернак поднимает ряд тем и проблем, близких как ему самому, так и его современникам, делая лирического героя голосом эпохи, который остается актуальным на протяжении времени.

Размер и композиция

«Гамлет» написан пятистопным хореем, имеет перекрестную рифмовку: мужская (на ударный слог) и женская (на безударный) рифмовки чередуются.

Рифмовка в стихотворении «Гамлет»

Стихотворение лаконичное, в нем четыре строфы. Композиция — последовательная:

  • Первая строфа — вводная, здесь формируется образ лирического героя и начинает развертываться метафора, раскрывающая его взгляд на мир.

  • Во второй строфе нагнетается давление на героя, и здесь же впервые звучит религиозный мотив (обращение «Авва Отче»), который поддерживает поэта-актера в его противостоянии сумраку.

  • Третья строфа — согласие с изначальной ролью и ее исходом, но в то же время возникает мотив «другой драмы», ожидания чего-то тревожного, участию в котором герой противится.

  • В четвертой строфе происходит принятие: и своего одиночества, и неизбежности навязанной роли, и сложности жизни. Лирический герой приходит к осознанию необходимости оставаться сильным в борьбе с лицемерием.

Средства выразительности

Использование тропов в стихотворении «Гамлет» дополняет реальные детали образа лирического героя символикой, философским значением.

Все произведение очень метафорично, даже его название — это скрытое сравнение с героем одноименной классической трагедии. С первых строк, изображая актера на сцене, поэт обращается к шекспировскому утверждению, которое гласит: «Весь мир — театр, а люди в нем — актеры». В этой фразе раскрывается двойственное положение лирического героя: он одновременно поэт, актер и Гамлет.

Развернутая метафора в первой строфе («Я ловлю в далеком отголоске, / Что случится на моем веку») задает тональность всему стихотворению, обозначает мотив предвидения судьбы. Благодаря этой метафоре обозначается слияние актера и Гамлета в образе лирического героя. За метафорой «на меня наставлен сумрак ночи» скрывается противостояние героя внешним обстоятельствам.

Эпитеты в «Гамлете» также используются для раскрытия образа лирического героя, а не с целью яркого описания обстановки, как это бывает в большинстве лирических произведений. К тому же в стихотворении их только два: «далекий отголосок» (как предвестие), «замысел упрямый» (о предназначении).

Завершает стихотворение пословица «Жизнь прожить — не поле перейти». Обращение к народной мудрости в финале означает, что путь лирического героя, хоть и сложен, но не уникален, и для каждого жизнь полна испытаний, не похожа на ровное поле без препятствий, это тернистый путь.

Получи больше пользы от Skysmart:

Параллели с лирикой Блока

В творческом плане 1940 год Борис Пастернак в основном посвятил переводу трагедии Шекспира «Гамлет». Позже поэт обратил внимание на образ Гамлета в лирике Блока. Проведенный им литературный анализ нашел отражение в том числе и в этом стихотворении: под влиянием Блока в «Гамлете» Пастернака просматривается характерная для поэзии Серебряного века многозначность, метафоричность.

Александр Блок «Я Гамлет», 1914 г.

Борис Пастернак «Гамлет», 1946 г.

Я — Гамлет. Холодеет кровь,
Когда плетет коварство сети,
И в сердце — первая любовь
Жива — к единственной на свете.

Тебя, Офелию мою,
Увел далёко жизни холод,
И гибну, принц, в родном краю,
Клинком отравленным заколот.

Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далеком отголоске,
Что случится на моем веку.

На меня наставлен сумрак ночи
Тысячью биноклей на оси.
Если только можно, Авва Отче,

Чашу эту мимо пронеси.
Я люблю твой замысел упрямый
И играть согласен эту роль.
Но сейчас идет другая драма,
И на этот раз меня уволь.

Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути.
Я один, все тонет в фарисействе.
Жизнь прожить — не поле перейти.

Размер

Блок. Пятистопный хорей.

Пастернак. Пятистопный хорей.

Значение. Поэт намеренно наследует размер, чтобы показать преемственность лирики Серебряного века.

Композиция

Блок. Прямая, в ее основе — трагедия Гамлета, упоминается Офелия.

Пастернак. Прямая, действие открывается сценой, в основе — роль.

Значение. Борис Пастернак переосмысливает классический образ в контексте роли человека, смысла существования.

Лирический герой

Блок. Представлен как Гамлет с первых строк, ярко выражено лирическое «Я».

Пастернак. Изначально — актер, играющий Гамлета, но отождествляется и с персонажем, и с самим поэтом.

Значение. Образ Гамлета в поэзии Александра Блока возникал не однажды, поэт сопоставлял с его судьбой свою с юношеских лет. Для Бориса Пастернака важнее было показать трагедию более широкого плана.

Проблема

Блок. Трагическая любовь, предательство (коварство).

Пастернак. Роль и судьба человека, неотвратимость конца пути.

Значение. Проблема любви в стихотворении Пастернака не затрагивается, для него важна только главная роль — Гамлет, к образу Офелии он не обращается.

Выразительность

Блок. Метафоры («холодеет кровь», «плетет коварство сети», «жизни холод»), интонационное тире.

Пастернак. Метафоры, эпитеты, высокая книжная лексика.

Значение. Каждый из поэтов делает акцент на метафорах в сочетании с другими средствами выразительности.

Список литературы:

  1. Поливанов, К. М. Пастернак и современники. Биография. Диалоги.Параллели. Прочтения [Текст] / К. М. Поливанов ; Гос. ун-т — Высшая шко­ла экономики. — М. : Изд. дом ГУ ВШЭ, 2006. — 1000 экз. — ISBN 5-7598-0361-1 (в пер.).

«Гамлет» Б. Пастернака: кратко главное о стихотворении

Дата создания — 1946 год.

Первая публикация — 1954 год, журнал «Знамя», подборка стихотворений под общим названием «Стихи из романа в прозе „Доктор Живаго“»

Литературное направление — футуризм.

Род — лирика.

Жанр — лирическое, философское стихотворение.

Тема — нравственный выбор, предопределенность жизни.

Композиция — линейная.

Стихотворный размер — пятистопный хорей.

Рифмовка — перекрестная (abab).

Бесплатный вебинар
Бесплатный вебинар
Бесплатный вебинар
Для родителей Для подростков

Определите, что мешает получать пятёрки

  • Оставьте заявку на вводный урок
  • Получите бесплатную оценку знаний ребёнка
  • Узнайте конкретные шаги, чтобы поднять успеваемость