b733e4

Анализ рассказа «Севастополь в декабре месяце» Л. Н. Толстого

Анализ рассказа «Севастополь в декабре месяце» Л. Н. Толстого
Новое

«Севастополь в декабре месяце» Л. Н. Толстого — часть отличающегося реализмом цикла «Севастопольские рассказы». В статье разберем жанровые особенности произведения, образы персонажей, нравственный смысл, а также используемые художественные средства, обозначим его влияние на литературу.

Краткая информация о рассказе и цикле

Лев Николаевич Толстой создал цикл из трех рассказов под названием «Севастопольские рассказы», который был опубликован в 1855 году. В цикле описывается оборона города Севастополя во время Крымской войны. Автор повествует как о героизме защитников города, так и о бессмысленности войны.

Л. Н. Толстой в 1856 году
Л. Н. Толстой в 1856 году

История создания и контекст

«Севастопольские рассказы» стали репортажным первоисточником информации о том, что происходило в Севастополе, так как известный писатель находился в армии и делился своими впечатлениями с публикой. Можно сказать, что Лев Николаевич стал первым военным корреспондентом в русской литературе.

Точность и достоверность описания жизни осажденного города были обеспечены благодаря тому, что Толстой сам был в военное время в Севастополе и его окрестностях в течение почти года. Он участвовал в боях, дежурил на батарее и наблюдал за обороной города, что позволило ему передать атмосферу войны и общего состояния горожан в своих рассказах.

Панорама Севастополя
Панорама «Оборона Севастополя», художник Ф. А. Рубо. Источник: Wikimedia, CC BY 3.0

Получи больше пользы от Skysmart:

Содержание рассказа

В начале повествования офицер прибывает в Севастополь и исследует город. Толстой использует форму обращения ко второму лицу («Вы приходите к пристани»), что позволяет читателю почувствовать себя на месте рассказчика. Действие разворачивается рано утром: персонаж проходит по Северной стороне пешком и переправляется на ялике на Графскую пристань. Сначала он испытывает гордость и отвагу, осознавая, что находится в Севастополе, но когда он видит грязь и хаос в городе, его впечатления оказываются разочаровывающими. Улицы города напоминают военный лагерь, а люди ведут себя буднично, словно находятся не на передовой, а в обычном городе.

Сильным впечатлением становится посещение госпиталя в здании Севастопольского дворянского собрания, где рассказчик (все так же во втором лице) беседует с ранеными матросами, их женами и медперсоналом. Он видит страдания и смерть во всей их реальности. Покидая госпиталь, он идет по улицам, проходит мимо церкви и баррикад, затем заходит в трактир, где обедают офицеры. Они обсуждают сражения, включая Инкерманское и Альминское, а также оборону четвертого бастиона, где идут жестокие бои.

После этого он отправляется на тот самый четвертый бастион, где разрушения и опасности поджидают на каждом шагу. Он встречается со старшим офицером, который рассказывает о прошедших событиях, в том числе о бомбардировке 5 октября. Вражеские позиции видны недалеко, но они не выглядят такими угрожающими, как ожидалось. Старший офицер решает обстрелять противника самостоятельно, и после выстрела враг отвечает артиллерийским огнем. Хотя снаряд, кажется, летит прямо в рассказчика, он лишь ранит одного из солдат.

Вернувшись в город, рассказчик испытывает приподнятое настроение. Он уверен, что любовь к родине движет защитниками города и что силы русского народа невозможно сломить.

Литературный анализ

«Севастополь в декабре месяце» открывает цикл рассказов, в нем задается общий тон повествования, определяется жанровое своеобразие.

Жанр

Жанр произведения часто определяют как рассказ, однако с самого начала художественное повествование напоминает экскурсию по городу. Л. Н. Толстой использует повествование от второго лица («вы»-форму), проводя читателя по Севастополю: движение рассказа уподобляется движению экскурсанта, при этом на протяжении всего рассказа, имеющего сюжетную линию, преобладают максимально подробные описания, присущие хронике и документалистике.

Автор внимательно описывает городские детали, создавая атмосферу путеводителя. Все события происходят в реальном времени, что делает «Севастополь в декабре месяце» похожим на репортаж.

Кроме того, рассказ отличается отсутствием единого конфликта и описательным стилем, что свойственно жанру очерка.

Образы персонажей

В повествовании описывается много персонажей — солдаты, офицеры, жители города, но никто из них не является центральным героем, никто не имеет имени, большинство из них появляются лишь один раз. Автор представляет события от второго лица, при этом просто показывая то, что случается.

Рассказчик рекомендует перед посещением бастиона заглянуть в госпиталь, который он называет «домом страданий». Главный герой проявляет сочувствие к раненым: он общается с ними, переживает их беды. Ужасные сцены ампутаций реалистично показывают ужасы войны. И Толстой усиливает этот реализм, подчеркивая несоответствие действительности романтическим ожиданиям: война изображена «не в правильном, красивом и блестящем строе», а «в настоящем ее выражении — в крови, в страданиях, в смерти».

Конфликт

В рассказе-очерке нет конфликта в классическом понимании — как столкновения действующих лиц, имеющих противоположные взгляды. Однако бесспорно в нем есть нечто общее, противостоящее персонажам — это война.

В описании обороны Севастополя есть антитеза жизни и смерти, страха и отваги, силы и бессилия. В каждом из случаев побеждают солдаты Севастополя — отважные, смелые, готовые погибнуть за свою Родину.

Художественные средства

Описание в рассказе «Севастополь в декабре месяце» строится на противопоставлении двух лиц Севастополя — мирного и военного, эта антитеза является основным средством выразительности. С одной стороны — будничность, с другой — смерть и отвага.

Рассказ имеет кольцевую композицию: начинается и заканчивается сценами мирного города. Внутри мирных сцен читатель видит военный мир — больницу и поле боя. Сначала показаны последствия войны, а лишь потом сама война. Таким образом, автор старается показать все аспекты войны без преувеличенного патриотического пафоса.

Для Толстого важны описания природы и города. Он останавливает внимание читателя на деталях: цветах зари, кораблях, отдельных личностях в толпе. Важную роль в описании и повествовании играют эпитеты («веселый блеск», «зардевшийся восток», «хрустальный горизонт моря») и сравнения («ровно как в яму оступился», «как будто гордо и несколько презрительно смотрят на вас»).

Нравственный смысл

Основная идея, красной нитью проходящая через произведение, заключается в ужасах войны, которые показывают бессмысленную жестокость конфликта. Однако писатель также выражает восхищение храбростью солдат и офицеров, их патриотизмом. Являясь очевидцем событий, он верит в невозможности взять Севастополь, и это убеждение отражает истинные чувства русского народа.

Влияние на культуру

Образы, описанные в тексте, послужили основой для военных сцен романа-эпопеи «Война и мир». Храбрость героя в ситуации смертельной опасности напоминает поведение Андрея Болконского в бою, в то время как сам автор представлен не как воин, а как наблюдатель, похожий на Пьера Безухова во время войны 1812 года. В романе «Война и мир» развивается и неприятие Л. Н. Толстым войны, развивается и раскрывается пафос пацифизма, а антитеза, заложенная в «Севастопольских рассказах», и вовсе выносится в название романа.

«Севастопольские рассказы» оказали влияние и на живопись, были проиллюстрированы несколькими художниками, самые известные работы — А. В. Кокорина. В 1902–1904 годы под руководством Ф. А. Рубо создана панорама «Оборона Севастополя» — самое монументальное живописное полотно о событиях сражений, участником которых довелось стать Л. Н. Толстому.

В 1911 году, на заре российского кинематографа, снят фильм «Оборона Севастополя», режиссеры Василий Гончаров, Александр Ханжонков. Картина стала первым российским полнометражным фильмом.

«Севастополь в декабре месяце» Л. Н. Толстого: главное о рассказе

Дата создания — 1855 г.

Первая публикация — 1856 г., в журнале «Современник».

Направление — реализм.

Род — эпос.

Жанр — рассказ.

Тема — война, люди на войне.

Особенности: кольцевая композиция, повествование от второго лица, обилие описания, антитеза в основе рассказа.

Входит в цикл «Севастопольские рассказы».

Комментарии

Бесплатный вебинар
Бесплатный вебинар
Бесплатный вебинар
Для родителей Для подростков

Определите, что мешает получать пятёрки

  • Оставьте заявку на вводный урок
  • Получите бесплатную оценку знаний ребёнка
  • Узнайте конкретные шаги, чтобы поднять успеваемость