История создания и контекст
В 1830 году пятнадцатилетний Михаил Лермонтов написал стихотворение «Нищий», вошедшее в «Сушковский цикл». Впервые оно было опубликовано только после гибели поэта: увидело свет в 1844 году.
Короткое стихотворение посвящено восемнадцатилетней кокетке Екатерине Александровне Сушковой (от ее фамилии — название цикла). Помимо «Нищего», в период увлечения Сушковой Лермонтов написал «Благодарю!», «Зови надежду сновиденьем», «К Сушковой», и другие поэтические произведения.
Из дневника Сушковой можно узнать, что стихотворение «Нищий» было вдохновлено событием, произошедшим в Троице-Сергиевой лавре. Молодые люди, среди которых были Лермонтов и Сушкова, встретили там слепого нищего и дали ему несколько монет. Нищий благодарил их, но также рассказал, что накануне некоторые молодые господа бросали ему камни в миску подаяния.
По одной из легенд, в истории с камнями участвовала юная Сушкова, однако в то же время известно, что М. Ю. Лермонтов берет за основу первой части стихотворения «Нищий» евангельский мотив Нагорной проповеди Христа: «Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень?». Таким образом, усиливается религиозное звучание стихотворения.
В 1830-е годы Лермонтов также находится под влиянием общей тенденции русской поэзии того времени — обращению к библейским образам, религиозным мотивам. В тот период интерес поэтов и писателей к библейским сюжетам возрос из-за разочарования прежними философскими идеями и одновременно — появления первых переводов Библии на русский язык. До этого момента священные тексты использовались в России только на церковнославянском языке, который был непонятен даже образованным дворянам, многие из которых зачастую лучше говорили и писали на французском, чем на русском. К религиозным образам в это время общались В. А. Жуковский, А. С. Пушкин и Н. В. Гоголь.
Литературный анализ стихотворения
Это стихотворение относится к ранним произведениям поэта, имеющим исповедальный характер. В «Нищем» отразились черты романтизма, типичным для которого является отождествление лирического героя с автором. В стихотворении затрагиваются темы несчастной любви и страдания, незаслуженного обмана.
Структура, рифма
В стихотворении три четверостишия и следующая структура. Первые две строфы данного стихотворения представляют собой метафору, которая приближается к аллегории. В заключительном, третьем, четверостишии несчастный влюбленный, ожидающий любви как милости, уподоблен нищему, ищущему милостыню. Потребность человека в любви сравнивается с необходимостью пищи, без которой он будет голоден. Для автора человек без любви считается бедняком. Его образ вызывает сострадание, жалость.
«Нищий» Михаила Лермонтова написан классическим для поэзии и самым гармоничным метром — четырехстопным ямбом, рифмовка — перекрестная во всех четверостишиях. Этот стихотворный размер поэт чаще всего использовал в своих произведениях, так как ямб универсален и ритмичен, позволяет передавать разные эмоции и смыслы.
Символика, истолкование
Два важных для понимания стихотворения символа — хлеб и камень. Они противопоставлены: хлеб питает жизнь, в то время как камень остается холодным и «мертвым».
Если рассматривать значение хлеба в христианстве, можно ассоциировать его символику в стихотворении с существующим обрядом причастия. Лирический герой сравнивает свою потребность в любви с необходимостью приобщения к Богу. Если причащающийся христианин обретает тесную связь с Богом, то герой, ищущий символического причащения к возлюбленной, жаждет взаимных чувств. Но возлюбленная не дает лирическому герою-поэту своего «причастия». Это нарушает библейский принцип и приводит к двойственному толкованию стихотворения: либо страдающий поэт не достоин божественного, либо его возлюбленная лишена христианских добродетелей. Во втором случае стихотворение обретает обличительный оттенок, а лирический герой становится бунтарем, осмелившийся обвинять недосягаемую даму сердца.
Романтическая позиция требует, чтобы возлюбленная была божественна, и герой часто сталкивается с отвержением. Понять истинную «божественность» возлюбленной можно, изучив весь цикл. Например, в других произведениях она называется ангелом, сравнивается с храмом и Богом, а также со звездой.
Средства выразительности
Эпитеты в «Нищем» Лермонтова важны в каждой из смысловых частей: с их помощью создается образ нищего — «бедняк иссохший, чуть живой», «живая мука»; передается состояние влюбленного лирического героя — «слезы горькие».
В тексте это проявляется через противопоставление действий лирического героя и его возлюбленной: «я молил» — «чувства мои… обмануты навек тобою». Между местоимениями «я» и «тобой» в последней строфе стихотворения пространство заполнено словами, которые создают барьер. Мотив обиды усиливается в перечислении: «горькие слёзы», «тоска», «обмануты».
Религиозные мотивы в тексте подчеркиваются использованием возвышенной лексики, такой как врата, святая обитель, подаяние, глад, жажда, страдание, мука, взор.
Предлагаем послушать выразительное чтение «Нищего»:
Список литературы:
Лермонтовская энциклопедия / АН СССР, Институт русской литературы (Пушкинский Дом); науч.-ред. совет издательства «Советская энциклопедия»; главный редактор Мануйлов В. А.; редколлегия: Андроников И. Л., Базанов В. Г., Бушмин А. С., Вацуро В. Э., Жданов В. В., Храпченко М. Б. — М.: Советская энциклопедия, 1981. — 784 с.
«Нищий» М. Ю. Лермонтова: главное о стихотворении
Дата создания — 17 августа 1830 г.
Первая публикация — 1844 г., «Библиотека для чтения», № 6.
Род — лирика.
Жанр — лирическое стихотворение.
Тема — неразделенная любовь.
Проблематика — людская холодность и черствость.
Композиция — двухчастная с развернутой метафорой.
Стихотворный размер — четырехстопный ямб.
Рифмовка — перекрестная (abab)