Признаки текста — это характеристики, которые помогают определить текст как связное и осмысленное высказывание. Ключевые признаки текста:
- Смысловая целостность
- Грамматическая связность
- Общая тема
- Логическое расположение предложений
- Выделенная главная мысль
Примеры:
Одним из основных признаков текста является использование лексических средств, которые помогают связывать предложения и выделять ключевые мысли. Подробное разъяснение различных способов связи предложений, таких как антонимы и синонимы, можно найти в статье про лексические средства.
Что такое текст
Текст — это группа предложений, которые связаны в единое целое общей темой с помощью языковых средств.
При анализе литературного произведения важно понимать его ключевые характеристики. Например, разобраться, насколько важны тема и главная мысль текста. Более детально о том, что составляет тему текста, можно узнать в статье оитеме текста.
Текст делится на разные части: предложения, абзацы, параграфы, главы и т. д. Дальше, когда мы будем рассказывать о его отличительных чертах, мы будем говорить именно «части», но при этом иметь в виду их все.
Какие существуют основные признаки текста
Теперь давайте разберёмся, какие признаки текста считаются важнейшими в русском языке.
Общая тема
Все предложения в тексте, как следует из его определения, должны быть связаны друг с другом одной и той же темой. Если мы говорим о больших текстах, например, романах, тем бывает больше одной. Но и в этом случае каждая из тем всё равно относится ко всему тексту. При этом они могут раскрывать более мелкие подтемы.
Рассмотрим пример текста и найдём тему, которая объединяет все предложения в нём:
У меня большая семья из шести человек: я, мама, папа, старшая сестра, бабушка и дедушка. Мы живём все вместе с собакой и кошкой в большом доме в деревне. Мой папа встаёт раньше всех, потому что ему рано выходить на работу. Он работает доктором.
В этом примере автор рассказывает о своей семье. При этом каждое из предложений в тексте именно о её членах, а не о чём-то другом. Это и есть общая тема — признак, который мы искали.
Смысловая цельность
Кроме темы, части текста должна объединять и общая основная идея. Это та самая мысль, которую заложил автор. С помощью основной идеи можно озаглавить текст.
У меня не очень много друзей. Моего лучшего друга зовут Витя. Мы одного возраста и вместе ходим на уроки. Витя живёт в соседнем подъезде.
Определить идею текста легко — достаточно задать себе вопрос: «Зачем автор написал его?». Ответ и будет идеей. Например, в тексте выше автор хотел рассказать о своём друге Вите. Именно его он описывает в каждом предложении, и тексту вполне подойдёт заголовок «Мой друг Витя». Так и выглядит смысловая цельность текста.
Смысловая завершённость
Все части текста должны зависеть друг от друга по смыслу. Это значит, что каждое следующее предложение (или часть) текста развивает предыдущее. Все они постепенно раскрывают основной замысел автора.
Я остановился отдохнуть у пруда. Там, в тени камышей, на камне сидела толстая лягушка с важным видом. Она почти не двигалась и будто наблюдала за мной из своего зелёного укрытия.
В этом тексте видно, как одно предложение дополняет предыдущее, и так до конца. Сначала автор рассказывает, где остановился отдохнуть, потом уточняет, что он увидел в пруду лягушку, а затем описывает её подробнее. Так выглядит смысловая завершённость — ещё один основной признак текста.
Логическая связность частей текста
Каждый текст должен быть связным логически. Это означает, что развитие мысли в нём должно происходить в правильном порядке.
Я всегда хотела завести собаку, но родители мне не разрешали. Зато на 10-й день рождения мне подарили хомяка Хому. Хома был очень маленький и пушистый.
Присмотритесь к эту тексту. В нём автор сперва рассказывает о своей мечте завести собаку, а потом — о том, что вместо пса родители подарили ей хомяка. И только после этого описывает своего питомца.
Согласитесь, было бы странно, начни автор рассказывать про чью-то пушистую шёрстку до того, как стало известно, что у неё вообще есть хомяк. В этом случае текст потерял бы логику. Если переставить местами 1-е и 2-е предложения, тоже не получится ничего хорошего:
Зато на 10-й день рождения мне подарили хомяка Хому. Я всегда хотела завести собаку, но родители мне не разрешали.
Звучит странно и нелогично, правда? Так вот, правильная последовательность мыслей с учётом связующих слов в предложениях — и есть логическая связность частей текста.
Грамматическая связь предложений
Внутри одного текста все части должны быть связаны грамматически. Построить такое единство можно с помощью специальных средств связи предложений. Всего их 3 вида:
морфологические;
лексические;
синтаксические.
Подробная статья о средствах связи предложений уже есть на нашем сайте — прочитайте её, если подзабыли теорию. А мы продолжим разбирать признаки текста на примере:
Первый урок начинается в 8:30. Обычно это или математика, или русский язык. Я не очень люблю уроки математики, так как мне сложно понять все правила.
В первом предложении этого текста автор говорит про первый урок в школе. Во втором — уточняет, какие предметы обычно идут первыми в расписании. Обратите внимание: мы понимаем, что речь всё ещё идёт о первом уроке, по указательному местоимению это. В третьем же предложении автор чуть больше рассказывает о математике, причём снова повторяет это слово. Это лексический повтор, еще одно средство связи предложений. Вместе эти два средства — указательное местоимение и лексический повтор — обеспечивают грамматическую связь.
Стилевое единство
В русском языке существует несколько стилей текста: научный, официально-деловой, художественный, публицистический, разговорный. Чтобы текст был правильным, все его части должны быть написаны в одинаковом стиле. Разберём ещё один пример.
Крупными хлопьями белый снег опускается на крыши домов. Он настолько пушистый, что деревня, кажется, укутана в тёплое пуховое одеяло. Оттого она и кажется такой сонной зимой.
Этот текст написан в художественном стиле — об этом нам говорят средства выразительности: сравнение крупными хлопьями, метафора укутана в тёплое пуховое одеяло, эпитеты сонная, пушистый. Причём художественно-выразительные средства встречаются в каждом предложении. Так и выглядит стилевое единство.
Получи больше пользы от Skysmart:
-
Прокачивай знания на курсах по русскому языку.
-
Выбирай из 600+ репетиторов по русскому языку.
Записывайся на бесплатные курсы для детей.
Проверьте себя
Давайте узнаем, получилось ли у вас разобраться в признаках текста. Ниже мы подготовили небольшой тест по этой теме. Пройдите его, чтобы понять, нужно ли повторить признаки ещё один раз. Там же вы найдёте ответы — проверьте себя, когда закончите отвечать на вопросы. Только чур не подглядывать раньше времени! 😉
1. «Все части текста должны быть связаны друг с другом грамматически». О каком признаке идёт речь?
Ответ: грамматическая связь предложений.
2. «Идея текста должна быть законченной, а его части должны постепенно раскрывать основную мысль». О каком признаке идет речь?
Ответ: смысловая завершённость.
3. «Этот признак поможет озаглавить текст». О каком признаке идёт речь?
Ответ: общая тема.
4. «Все части текста должен связывать единый стиль». О каком признаке идёт речь?
Ответ: стилевое единство.
5. «Части текста должны быть расположены в правильном порядке». О каком признаке идёт речь?
Ответ: логическая связность частей.
Поначалу может казаться, что некоторые признаки текста определить трудно. Это нормально. Чтобы упражнения на эту тему давались всё лучше и лучше, советуем много практиковаться.
В онлайн-уроках по русскому языку в Skysmart мы собрали задания для 4 класса, которые научат легко определять основные признаки текста. А ещё — разобраться в любой другой теме, которая кажется сложной. Оставьте заявку на бесплатный вводный урок — там мы познакомимся и поможем подобрать учителя мечты.