Парные согласные - это звуки, которые подобны друг другу, но различаются по звонкости и глухости.
Примеры:
- п (пара - б)
- т (пара - д)
- к (пара - г)
- с (пара - з)
- ф (пара - в)
- х (пара - г)
- ш (пара - ж)
- щ (пара - щ)
Что такое парные и непарные согласные
Всего в русском языке существует 36 согласных звуков — они могут быть глухими или звонкими. Например, в слове «кот» буква т звучит глухо — обратите внимание на то, как мало вы вкладываете голоса в этот звук. Теперь возьмем другое слово — «коды». Буква д в конце звучит звонко, в произнесении этого звука участвует голос. В этом и есть отличие между звонкими и глухими звуками.
Звуки [л], [м], [н], [р], [й`] бывают только звонкими, а [ч], [щ], [ц], [х] — только глухими. Остальные образуют между собой пары по глухости-звонкости. Увидеть их все можно в таблице ниже.
Звонкие | [б] | [в] | [г] | [д] | [ж] | [з] |
---|---|---|---|---|---|---|
Глухие | [п] | [ф] | [к] | [т] | [ш] | [с] |
В этой статье мы разберем правописание парных звонких и глухих согласных. Подробнее о том, как они могут звучать в корне слова, поговорим дальше.
Оглушение парных согласных в корне слова
Парные согласные в корне слова - это согласные, которые имеют пару по глухости или звонкости.
Например:
- в слове ""дорожка"" - ""дорожный"" парная согласная ""ж""
- в слове ""зуб"" - ""зубной"" парная согласная ""б""
- в слове ""крот"" - ""кроты"" парная согласная ""т""
Это звуки:
- [б]-[п]
- [в]-[ф]
- [г]-[к]
- [д]-[т]
- [ж]-[ш]
- [з]-[с]
Чтобы стало понятнее, как это работает, разберемся на примерах:
-
пруд — [прут],
-
ложка — [лошка],
-
лошадь — [лошат`],
-
узкий — [уск`ий`].
Из этих примеров видно, что мы не всегда можем быть уверены, какая согласная стоит в корне — глухая или звонкая. Это орфограммы, и в таких случаях нужно проверять их написание. Как именно — разберемся чуть позже.
Получи больше пользы от Skysmart:
-
Прокачивай знания на курсах по русскому языку.
-
Выбирай из 600+ репетиторов по русскому языку.
Записывайся на бесплатные курсы для детей.
Озвончение парных согласных звуков в корне слова
Примеры:
-
просьба — [проз`ба],
-
сдаваться — [здавац:а],
-
вокзал — [вагзал].
2 способа проверить слова с парными согласными в корне
Чтобы проверить написание парных согласных в корне слова, нужно изменить форму слова, чтобы после согласного появилась гласная или мысленно подставить слово «нет». Например:
- дуб - дубы
- кров – нет крова
Теперь, когда мы знаем все ловушки парных согласных в корне слова, научимся их обходить на примерах. Для этого поставим звук, который хотим проверить, в сильную позицию. Сделать это помогут 2 способа. Рассмотрим их дальше.
1. Подставляем к слову «нет»
Этот способ хорошо работает в случаях, когда интересующая нас согласная находится в конце существительного. Например:
-
мороз — нет мороза,
-
побег — нет побега,
-
труд — нет труда,
-
свисток — нет свистка.
2. Проверяем с помощью уменьшительно-ласкательного слова
Этот способ эффективен тогда, когда парная согласная стоит в середине или в конце слова:
-
ложка — ложечка,
-
лодка — лодочка,
-
узкий — узенький,
-
клюв — клювик.
То есть в обоих случаях мы просто меняем форму слова так, чтобы после парной согласной шла гласная или сонорная согласная, то есть л, м, н, р, й. Это универсальный способ, который помогает проверить согласные в середине или конце любого слова.
Вот еще несколько примеров с разными согласными.
В этих примерах мы видим обратную картину: на письме парная согласная в корне слова глухая, но мы произносим ее звонко. Такие случаи тоже нужно проверять, чтобы не ошибиться.
[б] — [п]:
-
гриб — грибы;
-
пробка — пробочный;
-
лоб — лобный.
[в] — [ф]:
-
пристав — приставной;
-
устав — уставной;
-
любовь — любовный;
-
уловка — уловить;
-
булавка — булавочный.
[д] — [т]:
-
ягодка — ягодный;
-
лодка — лодочный;
-
площадка — площадочный;
-
тетрадка — тетрадный.
[ж] — [ш]:
-
нож — ножик;
-
ножка — ноженька;
-
дорожка — дорожный;
-
ложь — ложный.
[з] — [с]:
-
повязка — повязать;
-
сказка — сказочный;
-
указка — указать;
-
просьба — просить;
-
вязка — вязать.
Проверьте себя
Давайте проверим, хорошо ли вы усвоили новую тему парных согласных в конце и середине слов. Выполните задания ниже, чтобы отработать навыки, которые вы получили из этой статьи.
Задание №1
Прочтите предложения ниже, расставьте пропущенные буквы в словах и напишите проверочное слово к каждому из них.
-
Садово__ посадил молодые саженцы.
-
Геоло__ открыл новое месторождение руды.
-
Рыболо__ шел довольный уловом.
-
Лесору__ повалил огромное дерево.
-
Сне__ укутал верхушки деревьев.
-
На ветках бере__ появились сережки.
-
Сугро__ закрыл выход из избы.
Задание №2
Прочтите слова ниже и измените их так, чтобы они оканчивались на согласную букву.
Уловы, шефы, львы, брови, глаза, клювы, морозы, арбузы, алмазы, посевы, коллективы, берега, рекорды, серпы, молоты, отряды, заводы, лошади, рукава, луга, сторожа.
Задание №3
Вставьте пропущенные слова так, чтобы предложения обрели смысл. Определите, какие парные согласные пишутся во вставленных словах и подбери к ним проверочные слова.
-
Собака — друг человека, а волк — ___.
-
Железо тяжелое, а пух ___.
-
Река широкая, а ручей ___.
-
Чеснок горький, а яблоко ___.
-
Кисель густой, а суп ___.
-
Дом высокий, а сарай ___.
-
Дождь частый, а гром ___.
Слова, которые нужно использовать: легкий, низкий, враг, редкий, сладкое, узкий, жидкий.
Если вы хотите, чтобы ребенок лучше усвоил правила о парных согласных и другие темы за 2 класс, в этом помогут дополнительные занятия. На курсе русского языка в онлайн-школе Skysmart преподаватели объяснят простыми словами даже самую трудную тему, а интерактивные задания помогут закрепить ее на практике. Начните с вводного занятия — это бесплатно!