b733e4
Проверьте знания по русскому бесплатно
Узнать бесплатно

Стилистический анализ текста

Стилистический анализ текста
6.4K

Выполнить стилистический анализ значит не только определить, написан он научными стилем или художественным. В его алгоритме много пунктов, и важно уметь выполнять каждый, если нужен максимальный балл на ЕГЭ. В этой статье мы расскажем, как это делать.

Практикуйся по этой теме! Пройди задание №3 ЕГЭ по русскому языку

Что такое стилистический анализ текста и как его делать

Стилистический анализ текста — это один из видов языкового анализа, который помогает исследовать типовую ситуацию общения, свойственные тексты стилевые черты и языковые средства, связанные с ними.

Чтобы не запутаться в анализе на экзамене или в классе, важно помнить алгоритм, по которому его выполняют. Вот все пункты:

  1. Определите стиль и жанр текста.

  2. Определите тему текста, т. е. предмет или явление, о котором в нём говорится. Для этого обратите внимание на заголовок и ключевые слова.

  3. Определите идею текста, т. е. основную мысль. Это то, что именно автор говорит о предмете или явлении, которое вы определили в предыдущем шаге.

  4. Предположите, в какой ситуации может использоваться этот текст, кто его автор, а кто — слушатель или читатель.

  5. Определите, зачем нужен этот текст — для общения, для призыва, для воздействия и т. д.

  6. Определите форму речи, т. е. как представлен текст — письменно и устно.

  7. Определите тип речи: описание, рассуждение, повествование или их гибридные формы.

  8. Определите вид речи: диалог, монолог или полилог.

  9. Определите стилевые черты, которые характерны для этого текста. Их рассмотрим далее.

  10. Определите стилистические языковые средства.

  11. Определите, обладает ли текст индивидуальными стилистическими особенностями.

Понимаем, выглядит сложно, но вы справитесь. Главное, быть внимательным, хорошо знать теорию и следовать алгоритму выше. И не забывайте о практике: в Тренажёре ЕГЭ можно потренироваться решать все варианты заданий экзамена на эту тему.

Что нужно знать, чтобы выполнить стилистический анализ текста

Стиль текста и его стилевые черты

Стиль текста — это система речевых средств, которые люди используют в разных сферах общения.

Принято различать 5 основных стилей: научный, публицистический, художественный, официально-деловой и разговорный. Последний не встречается в заданиях ЕГЭ.

Теория о стилях текста

Стиль

Стилевые черты

Синтаксические и лексические особенности

Для чего нужен

Где используют

Научный

Логичный, последовательный в повествовании, точный, сухой

Описывает законы и явления, в лексике много научных терминов и отглагольные существительные

Много сложных предложений.

Для информирования, обучения, объяснения фактов и доказательства различных теорий

В научных статьях, исследованиях, методических материалах и т. д.

Публицистический

Рекламный, призывный, оценочный, субъективный, эмоционально окрашенный

Политико-рекламная лексика, язык СМИ, много прилагательных, которые дают эмоциональную окраску, отглагольные существительные

Много вопросительных и восклицательных предложений, обращения

Для информирования, эмоционального воздействия, убеждения

В статьях, очерках, репортажах и т. д.

Художественный

Образный, экспрессивный, эмоциональный, метафоричный

Богатство средств выразительности

Для изображения, описания, повествования, эмоционального воздействия

В романах, пьесах, поэзии и т. д.

Официально-деловой

Объективность, точность, официальность, краткость

Много деловых терминов, громоздкие бюрократические конструкции, никакой эмоциональной окраски

Для информирования

В договорах, справках, доверенностях и других документах

Разговорный

Неофициальность, спонтанность, адресность, личный характер

Простые предложения, идиомы, обращения к собеседнику

Для личного общения, информирования

В диалогах, личном блоге

Тип речи

Тип речи — это способ изложения, который выбирает автор текста.

Существует 3 типа речи: повествование, описание и рассуждение. Разберём, чем они отличаются, в таблице ниже.

Теория о типах речи

Тип

На какой вопрос отвечает текст

О чём говорится в тексте

Какие есть особенности

Повествование

Что происходит с этим предметом, местом или человеком?

В какой последовательности развиваются события?

О событиях, явлениях и действиях

Много глаголов и глагольных форм, особенно в прошедшем времени

Описание

Каков этот предмет, место или человек?

О признаках, качествах человека, места или предмета

Много прилагательных и других слов, которые обозначают качества и свойства, а также синонимов

Рассуждение

Почему этот предмет, место или человек такой, какой он есть?

Почему произошло событие? В чём причина действия, решения или явления?

О причинах действий, событий, решений и т. д.

Много вводных слов и союзов, которые помогают установить последовательность рассуждения, а также показать причинно-следственные связи

Стилистические языковые средства

Стилистические языковые средства — это языковые единицы, тропы, фигуры речи и стилистические приёмы, которые указывают на разные стили.

Ниже опишем их, а также перечислим средства, которые к ним относятся.

Стилистические языковые средства

Троп — это игра со смыслом слова, когда его используют в непрямом значении.

Лексическое средство — это использование разных пластов лексики (диалектизмы, профессионализмы) или лексических значений.

Синтаксическое средство — это работа с построением предложений (особый порядок слов в предложении, определённые конструкции и т. п.)

Приёмы или стилистические фигуры — это обороты речи, которые помогают усилить выразительность высказывания.

  • эпитет;

  • метафора;

  • литота;

  • гипербола;

  • олицетворение;

  • ирония;

  • метонимия.

  • антонимы;

  • синонимы;

  • диалектизмы;

  • просторечия;

  • профессионализмы;

  • специальная лексика;

  • термины;

  • индивидуально-авторские слова;

  • слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

  • однородные члены предложения, ряды однородных членов;

  • восклицательные предложения;

  • вопросительные предложения;

  • побудительные предложения;

  • вопросно-ответная форма изложения;

  • вводные слова, вводные (вставные) конструкции;

  • сравнительный оборот;

  • риторический вопрос;

  • риторическое обращение.

  • парцелляция;

  • синтаксический параллелизм;

  • градация;

  • анафора;

  • эпифора;

  • антитеза;

  • аллюзия;

  • оксюморон;

  • лексический повтор.

Художественный и публицистический стили

Все стили

Художественный, разговорный и публицистический стили

Художественный и публицистический стили

Получи больше пользы от Skysmart:

Задание ЕГЭ на стилистический анализ и пример решения

В ЕГЭ стилистическому анализу посвящено задание № 3. В демоверсии по русскому языку 2024 года оно выглядит так:

Текст к заданию № 1–3

Экология — это наука о взаимодействии живых организмов и их сообществ между собой и со средой, в которой они обитают. Эти взаимоотношения изучают самые разные науки: биология и химия, астрономия и космология, математика и философия. <...> они вносят свой вклад в экологию, которая сегодня разделилась на ряд самостоятельных дисциплин: общую экологию, агроэкологию, гидроэкологию, экологию человека и т. д.

Активно формируется в наши дни экология культуры, или духовная экология. Конечно, между экологией природы и экологией культуры не может быть непроходимой пропасти, вместе с тем между ними есть большое различие. Утраты в природе до известных пределов восстановимы. Иное дело — ценности культурные и нравственные. Они или восстанавливаются с большим трудом, или вовсе исчезают, как, скажем, разрушенные памятники, сгоревшие книги, рукописи...

Если культура — это совокупность достижений общества в области науки, просвещения, искусства, то закрепляются эти достижения, как правило, в языке, в Слове. Возникнув на определённом историческом этапе, литературный язык сам по себе служит свидетельством уровня духовного развития народа, общества. Как всякое живое на Земле не может мириться со своей смертью, так и живая нация не может смириться с деградацией своего языка. Ведь язык — это и основа национальной памяти, и ключ к пониманию духовного мира, своего и чужого.

(По Л.И. Скворцову)

Задание № 3

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.

  1. Наряду с общеупотребительной лексикой в тексте используются термины (экология, агроэкология, гидроэкология и др.). В тексте можно выделить тематическую группу слов (культура, ценности, памятники и др.).

  2. Использование метафор (...между экологией природы и экологией культуры не может быть непроходимой пропасти; ключ к пониманию духовного мира), антонимов (свой — чужой), сравнения (Как всякое живое на Земле не может мириться со своей смертью, так и живая нация не может смириться с деградацией своего языка.) способствует эмоциональности, выразительности изложения, помогает дать авторскую оценку описываемым явлениям.

  3. Текст имеет грамматические особенности, характерные для книжной речи: отглагольные имена существительные (взаимодействие, вклад, утраты, различие, достижения и др.), конструкции с именами существительными в родительном падеже (экологией природы и экологией культуры, свидетельством уровня духовного развития народа, пониманию духовного мира и др.).

  4. Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами, среди которых — ряды однородных членов предложения, вводные слова.

  5. Текст относится к научному стилю, так как основные цели автора — сообщить информацию, имеющую практическое значение, и дать чёткие инструкции.

Как видно по заданию, на ЕГЭ не просят делать полный стилистический анализ. А значит, не стоит идти по всем его пунктам — можно потерять слишком много времени, вспоминая, кто адресат научного стиля речи. Вместо этого определите до того, как прочитаете варианты ответов:

  • тему;

  • основную мысль;

  • стиль речи.

А после выполните те пункты анализа, которые нужны, чтобы определить верность каждого из вариантов. Для примера выполним задание № 3 из демоверсии, которое показано выше.

  1. Экология, агроэкология, гидроэкология — это действительно термины, а культура, ценности, памятники и др. — тематическая группа слов, которая относится к теме текста, культуре экологии. Следовательно, вариант верен.

  2. Перечисленные средства выразительности соответствуют примерам, а также способствуют эмоциональности и помогают дать авторскую оценку описываемым явлениям, как и сказано в утверждении. Следовательно, оно верное.

  3. Перечисленные имена существительные являются отглагольными, также в варианте указаны верные примеры конструкций с существительными в родительном падеже. Всё это характерно для книжного стиля. Вариант верен.

  4. В тексте можно найти указанные синтаксические средства: ряды однородных членов (биология и химия, астрономия и космология, математика и философия), вводное слово (скажем). Выходит, и этот вариант верен.

  5. В тексте есть метафоры, сравнения и другие средства выразительности, которые нехарактерны для научных текстов. Он относится к публицистическому стилю, при этом информация в нём — лишь рассуждения, чётких инструкций в ней нет. Следовательно, этот вариант неверен.

Ответ: 1234

Комментарии

Бесплатные шпаргалки
Бесплатные шпаргалки
Бесплатные шпаргалки
Проверьте знания по русскому бесплатно
  • Оставьте заявку на бесплатное тестирование
  • Приходите на тестирование вместе с ребёнком
  • Получите оценку знаний и конкретные шаги, чтобы прокачать их
Шаг 1 из 2
Шаг 1 из 2
Шаг 2 из 2