Что такое логоритмика
Каждый ребёнок развивается в своём уникальном темпе. Но бывают случаи, когда навыки прокачиваются совсем уж медленно или вообще стоят на месте. Тогда специалисты рекомендуют выполнять упражнения — в садике, дома и с врачом. Например, при задержке развития речи используют логопедические методики. Одна из них — логоритмика.
Логоритмика — это комплекс терапевтических упражнений с элементами нейрогимнастики, который помогает детям исправить нарушения речи или стимулировать её развитие.
Но это не значит, что заниматься логоритмикой можно только тогда, когда есть проблемы с речью. Занятия также хороши в профилактических целях. Упражнения по этой методике будут помогать развивать речь и ряд других навыков. Например, мелкую моторику, социальные навыки и воображение. Также логоритмика влияет на общее физическое развитие малыша.
Это важно
Упражнения, которые входят в программу, легко адаптировать для детей разных возрастов. Особенно полезно заниматься в период, когда речь развивается активнее всего. Это 2–4 года. Но можно продолжить занятия и после — это точно не навредит.
Как понять, что нужно заниматься логоритмикой
Специалисты могут прописать занятия логоритмикой как часть коррекционной терапии для детей, когда уже есть расстройство речи. Например, логоритмику рекомендуют:
при дизартрии, когда ребёнок нечётко произносит слова или вообще избегает речи, потому что его артикуляционный аппарат недостаточно хорошо развит;
алалии, когда малыш не говорит, потому что не понимает смысла речи и различает только отдельные звуки;
дислалии, когда ребёнок говорит, но не может произнести конкретные звуки.
Но не обязательно дожидаться диагноза, чтобы начать действовать. Вы можете и сами заметить тревожные звоночки и приступить к занятиям. Ребёнку нужна логоритмика, если он:
часто путает слова, говорит скупо, с трудом или вовсе односложно;
неправильно произносит звуки;
заикается;
говорит слишком быстро и прерывисто или, наоборот, растягивает речь;
проявляет признаки недостаточно развитой мелкой моторики для своего возраста;
чересчур замкнут и стеснителен.
Если вы заметили эти маркеры, не стоит думать, что всё исправит одна лишь логоритмика. Она полезна, но это не панацея. Полный коррекционный курс для ребёнка составит логопед, поэтому не откладывайте визит.
Что должен уметь и знать ребенок в 3–4 года
Какие задания входят в логоритмику
В логопедической ритмике много упражнений в разных формах. Комплекс составляют индивидуально: он должен учитывать особенности конкретного ребёнка. Это делает логопед. Но в целом можно выделить несколько видов заданий, самые распространённые — в таблице ниже.
Виды заданий в логоритмике для детей |
|
---|---|
Вид |
Чем полезен |
Пальчиковая гимнастика |
Помогает улучшать мелкую моторику и влияет на развитие речевого центра в мозге |
Артикуляционная гимнастика |
Прокачивает возможности речевого аппарата, делает артикуляционные органы более подвижными |
Логопедическая гимнастика |
Показывает, как нужно управлять дыханием во время речи, учит различать и произносить «проблемные» звуки |
Ритмические, танцевальные и музыкальные упражнения |
Учит чувствовать ритм, улучшает память и внимательность, развивает физически |
Коммуникативные упражнения |
Помогает улучшать социальные навыки, эмоциональный интеллект и развивать здоровую самооценку |
Фонопедические упражнения |
«Ставит» голос и прокачивает певческие навыки |
Мимические упражнения |
Учит выражать и распознавать эмоции, управлять лицевыми мышцами |
В логоритмике много музыки — на ней завязаны почти все упражнения. Музыка учит чувствовать ритм и делает занятие веселее. Также считается, что многие задания логопедической ритмики стоит выполнять в группах. Это хорошо социализирует и помогает добиться лучших результатов.
Это важно
Заниматься логоритмикой можно и дома с родителями. Но если речь о серьёзных нарушениях, лучше доверить это специалистам. Профессионально логоритмикой занимаются педагоги и логопеды.
Получите больше пользы от Skysmart:
-
Запишите ребёнка на курсы подготовки к школе.
-
Выбирайте из 1200+ репетиторов для подготовки к школе.
Приходите на бесплатные курсы для детей.
Логоритмические упражнения для дошкольников
Теперь разберём примеры заданий, которые можно выполнять дома. Мы разделили их по возрасту детей, но советуем опираться не только на это. Добавляйте или убирайте упражнения так, чтобы они отвечали потребностям ребёнка. С этим может помочь логопед.
Логоритмика для детей 1–2 лет
1 год — самый ранний возраст, когда можно начать заниматься логоритмикой. На этом этапе ребёнок ещё не понимает смысла упражнений, но уже может выполнять гимнастику и повторять звуки за взрослым.
Ниже оставляем несколько заданий из логоритмики для малышей. Такие занятия будут хороши в 1–2 года. Все они относятся к категории пассивных, поэтому родителю нужно будет помогать ребёнку выполнять движения.
Логоритмические упражнения для детей 1–2 лет |
|
---|---|
Текст |
Движения |
Пальчиковая гимнастика «Кулачок» |
|
Этот пальчик — маленький, |
|
Логоритмическая игра «Мы ногами — топ-топ-топ» |
|
Мы ногами — топ-топ-топ, Мы головками кивнём, И туда и сюда |
Это упражнение делать под музыку, родитель держит ребёнка за обе руки и помогает выполнять движения.
|
Звукоподражательное упражнение «Кто пришёл?» |
|
Взрослый привлекает внимание детей и говорит, что к ним пришли гости. Он по очереди имитирует движения животных и их речь, а ребята повторяют. Например, чтобы показать курицу, можно помахать руками как крыльями и проговорить «ко-ко-ко». |
Это важно
Некоторые упражнения подходят детям любого возраста. Например, пальчиковая гимнастика — ею занимаются до школьной скамьи, а иногда и дольше. Главное — подстраивать её под новые навыки дошкольника, тогда задания останутся полезными.
Логоритмика для детей 3–4 лет
Это возраст активного развития речи. Трёхлетние дети уже могут говорить связно, но иногда «теряют» слова и окончания в речи. Средний размер предложений в этом возрасте — 5–6 слов.
Для детей 3 и 4 лет важно подбирать такую программу, которая сочетала бы задания на несколько навыков. В таблице ниже мы подобрали примеры физических и речевых упражнений. Берите на вооружение!
Логоритмические упражнения для детей 3–4 лет |
|
---|---|
Текст |
Действия |
Пальчиковая гимнастика «Дружба» |
|
Подружились в нашей группе Раз, два, три, четыре, пять — |
|
Дыхательное упражнение «Пора греться!» |
|
Сильный мороз Носик погреем, Отогрели нос, Ладошки погреем — Мёрзнут ножки наши? |
|
Логоритмическое упражнение «Мама» |
|
Маме надо отдыхать, Ш-ш-ш-ш! |
Всё задание ребята ходят на цыпочках по кругу, руки на поясе. Вторую часть речовки произносят шёпотом, поднеся указательный палец к губам. В конце все издают длинный шипящий звук. |
Что должен уметь и знать ребёнок в 3 года
Логоритмика для детей 5–6 лет
Это этап повышенной физической и эмоциональной активности. Временами она так велика из-за кризиса становления личности, что детей в 5–6 лет называют неуправляемыми. И занятия по логоритмике должны учитывать эту особенность возраста.
Важно, чтобы в программе было много подвижных игр, заданий на социализацию и эмоциональный интеллект. Давайте вместе разберём несколько таких.
Логоритмика для детей 5–6 лет |
|
---|---|
Текст |
Движения |
Игра «Чей голосок?» |
|
Все мы вместе встанем в круг, |
Дети вместе со взрослым, стоя в кругу, повторяют речовку. После финальной строчки один из ребят подражает звукам животного, которого выберет. Остальные дети угадывают, кто это. Дальше речовка повторяется, и следующий ребёнок загадывает животное. |
Диалог «Футбол» |
|
Ведущий: Сказала тётя... |
|
Логопедическая гимнастика «Собака» |
|
Собака принюхивается! |
Исходное положение — ребёнок сидит, спина и шея прямые.
|
Это важно
В 5–6 лет нервная система ребёнка особенно нестабильна и легко возбудима, цель активных упражнений — успокоить его. Рекомендуем составить программу так, чтобы последние 1–2 задания постепенно снижали активность. Их можно сопроводить спокойной музыкой для лучшего эффекта.
Кризис 5 лет у ребёнка
Логоритмика для детей 6–7 лет
Дети этого возраста готовы к упражнениям посложнее. Например, в них можно сочетать несколько видов заданий и даже превращать групповые занятия в соревнование. Главное условие — все задания должны быть в игровой форме. Не стоит делать из логоритмики уроки за школьной партой.
Ритмика для детей 6–7 лет |
|
---|---|
Текст |
Движения |
Подвижно-подражательная игра «Весёлые зверята» |
|
Пока звучит музыка, дети бегают по комнате. По сигналу мелодия останавливается, и все замирают в разных позах, которыми пытаются показать зверей. Взрослый угадывает. Когда ему это удаётся, ребёнок издаёт звук загаданного животного. |
|
Логопедическая распевка «Корова» |
|
«Му-му-му! — мычит корова. |
|
Коммуникативная игра «Туча» |
|
Туча, ты туча! Бах! Поскакали по дорожкам, |
Сначала дети бегают по площадке под тихую музыку. Когда она становится громче, все встают в круг, берутся за руки и под песню начинают двигаться приставными шагами. На слове «Бах!» все резко садятся на корточки. Начиная со строки «Поскакали по дорожкам» дети, вытягивают руки вперёд и поочерёдно стучат пальцами по полу, имитируя капли. |
5 советов, как правильно вести логоритмику
Если вы решили сами составить программу и вместе с ребёнком заниматься ритмикой, стоит помнить о правилах. Чтобы от упражнений для дошкольников был хороший эффект, следуйте этим советам.
Совет № 1. Будьте терпеливы
Помните, что у ребёнка всё будет получаться не с первого раза. Иногда, чтобы понять, как правильно выполнять упражнение, нужно несколько попыток. И это нормально. Поэтому старайтесь не раздражаться и не подгоняйте малыша. Так вы лишь вырастите в нём нежелание заниматься.
Говорите с ребёнком спокойным тоном, поддерживайте и хвалите. Поощряйте не только результат, но и попытки. Со временем всё получится и вы увидите эффект!
Совет № 2. Наращивайте темп постепенно
Если ребёнок только начал заниматься, первым делом беритесь за простые упражнения. Даже если малышу уже 5–6 лет, сперва важно освоить азы. Сделайте это, и дошкольник сможет быстро дойти до заданий, которые соответствуют его возрасту. А там уже можно будет совмещать разные виды упражнений и заниматься дольше.
Совет № 3. Делайте программу разнообразной
Занятия по логоритмике для детей должны оставаться весёлыми и увлекать, это и отличает их от обычных уроков у логопеда. Поэтому важно составить программу так, чтобы ребёнок не уставал от заданий. Чередуйте их, экспериментируйте с форматами, прокачивайте несколько навыков параллельно. И тогда ребёнок будет получать удовольствие от терапии.
Совет № 4. Сочетайте групповые и индивидуальные занятия
Выше мы уже писали, что занятия в группе помогают малышу социализироваться, прокачивают его эмоциональный интеллект и речь. Организовать их самим почти нереально, если у вас только один ребёнок в семье. А потому советуем посещать специальные занятия или выбрать садик, где логоритмика есть в программе.
Дома же вы сможете сосредоточиться на уникальных нуждах ребёнка. На индивидуальных занятиях можно выполнять специальные упражнения, которые рекомендует логопед, но которые не входят в программу группы, что вы посещаете. Также персональные занятия помогут снизить градус внутреннего напряжения у замкнутых ребят, которые ещё стесняются заниматься с другими.
Совет № 5. Распределите упражнения на весь день
Запомните: чем младше ребёнок, тем ему труднее долго удерживать внимание на чём-то одном. Логоритмика — это не урок в школе. А потому не нужно требовать, чтобы ребёнок 40 минут подряд выполнял задания одно за другим. Это лишь вызовет отторжение, когда малыш утомится.
Советуем распределить упражнения на весь день. Вот пример для ребёнка 3 и 4 лет:
утром после пробуждения — короткая зарядка под музыку;
во время умывания и одевания — речовки и звукоподражание;
после завтрака — пальчиковая гимнастика;
до обеда — логоритмические упражнения под музыку между развивающими играми;
после дневного сна — бодрящая гимнастика с речевыми играми;
на прогулке — подвижные игры с пением;
после ужина — малоподвижные логоритмические игры для дошкольников.
Это важно
Не планируйте шумных игр и упражнений ближе ко сну — перевозбуждённому ребёнку будет трудно быстро успокоиться и уснуть. Лучше выбирайте малоподвижные занятия, например пальчиковую гимнастику и речевые упражнения.
Что должен уметь ребёнок к 1 классу
Сегодня мы поговорили о логоритмике — методе развития речи, которую ребёнок прокачивает во время игр и выполнения упражнений для дошкольников. Надеемся, эта статья поможет вам начать занятия дома. Помните, что малышу важен индивидуальный подход. Будьте терпеливы, и тогда всё получится!
Но если вы хотите развивать навыки ребёнка комплексно, советуем заниматься с педагогом. Например, на курсе подготовки к школе в Skysmart. Мы наполнили его развивающими элементами, в т. ч. логоритмическими упражнениями. А значит, ребёнок сможет подтянуть знания к 1-му классу и быстрее избавиться от проблем с речью. До встречи на занятиях!