Что такое возрастной кризис и почему он возникает в 5 лет
Кто бы что ни говорил, люди всё-таки меняются. Каждый в жизни проходит несколько этапов этих изменений, и в детстве они связаны со становлением личности. Эти этапы и называют возрастными кризисами.
Кризис 5 лет — второй по счёту в жизни каждого ребёнка. В это время все области его мозга активно развиваются, а он сам переполнен эмоциями. Ему интересно всё на свете, и в то же время его настигают первые разочарования. Он недоволен родителями, друзьями, игрушками и новыми обязанностями. И малыш стремится выразить это недовольство, но получается слишком эмоционально. Пока он ещё не может контролировать свои чувства.
У ребёнка впервые возникает одиночество и ощущение, что его не понимают. Звучит грустно, но не тревожьтесь: это пойдёт на пользу. Так малыш укрепляет свою личность, учится понимать себя и мир вокруг. Но с этим ему важно помочь.
5 признаков кризиса у детей в 5 лет
Теперь научимся распознавать кризис у пятилеток. Обычно это нетрудно сделать — у него яркое начало. Вот несколько признаков:
Агрессия. Ребёнок злится, ругается с родными, может оттолкнуть или даже стукнуть кулаком.
Капризы по пустякам. Малышу перестают нравиться некогда любимые вещи, а истерику может вызвать даже мелочь.
Яркое воображение. Появляются воображаемые друзья и страхи о монстрах в шкафу, ребёнок часто рассказывает странные истории.
Бунт. Ребёнок перестаёт слушаться, легко может солгать или специально сделать что-то наперекор родителям, чтобы посмотреть на их реакцию.
Нестабильное поведение. Только что была истерика, а теперь малыш проводит часы в тишине и отказывается общаться.
Также в это время можно заметить, как ребёнок проявляет всё больше любопытства по отношению к другим людям. Он наблюдает за родителями, пытается копировать их поведение и недоволен, когда ему не разрешают заниматься «взрослыми» делами. Часто это становится причиной истерик и непослушания.
Что должен уметь и знать ребёнок в 5 лет: памятка для родителей
Получите больше пользы от Skysmart:
-
Запишите ребёнка на курсы подготовки к школе.
-
Выбирайте из 1200+ репетиторов для подготовки к школе.
Приходите на бесплатные курсы для детей.
Чего нельзя делать родителю, если у ребёнка кризис 5 лет
Нестабильное поведение пятилеток может раздражать, но взрослым важно помнить, что кризис — это обоюдоострый меч. Ребёнок теряется между противоречивыми чувствами и пока только познаёт себя. Если вы хотите сгладить этот период для вас обоих, помогайте ему, а не усложняйте.
Вот несколько вещей, которые, по советам психологов, точно не стоит делать в общении с 5-летними:
Не отвечайте агрессией на агрессию. Ребёнок может кричать и кидаться вещами, но родителю важно оставаться спокойным. Так буря утихнет быстрее, чем если вы будете подпитывать конфликт руганью.
Не отчитывайте прилюдно. В 5 лет дети переживают первый кризис самооценки и часто сравнивают себя с другими ребятами. Наказание при свидетелях ударит по его психике. Лучше дождаться момента, когда вы будете наедине.
Не игнорируйте. Для детей нет ничего страшнее, чем потерять любовь родителя. А когда тот начинает игнорировать, именно об этом малыш и думает. Поэтому такое поведение считают одним из самых жестоких способов наказания. Просто будьте рядом.
Также нельзя бить ребёнка, причём в любом возрасте. Это точно не поможет ему осознать свою ошибку и начать уважать вас. Именно рукоприкладство рождает страх перед родителями, а оттуда уже берутся ложь и недоверие, которые будут усиливаться с каждым годом.
Кроме того, нельзя наказывать за истерики, лишая того, что удовлетворяет базовые потребности ребёнка. Например, отправлять спать без ужина. А вот отлучить от мультиков, игр в телефоне или сладкого можно. Это привилегии, а не вещи первой необходимости.
Это важно
В период кризиса дети 5–6 лет особенно уязвимы. Как бы ни хотелось взорваться в ответ на истерику, помните: вы взрослый человек, который может контролировать эмоции. А ребёнку такая роскошь пока недоступна. Не позволяйте себе срываться, действуйте умно, и кризис пройдёт без вреда для малыша.
Загадки на логику для детей
Как справляться с кризисом 5 лет
Теперь, когда мы разобрали все «не», поговорим о том, как надо поступать, чтобы хорошо пережить кризис. В этом разделе — подборка советов от наших преподавателей дошкольных курсов. Они легко удерживают внимание детей на уроках и справляются с капризами, даже если это нестабильные пятилетки.
Направляйте энергию в полезное русло
Спорт — это полезный и энергозатратный вид активности. Благо в этом возрасте принимают уже почти во все виды секций: от борьбы до спортивных танцев. Там ребёнок сможет безопасно выплёскивать эмоции, быть активным и заводить новых друзей.
Также полезно тратить энергию в прогулках на свежем воздухе и подвижных играх. Несколько хороших примеров последних мы оставили в конце статьи. Пользуйтесь ими и планируйте день так, чтобы у ребёнка было время побегать.
Развивайте эмоциональный интеллект
Эмоциональный интеллект — это способность понимать эмоции других людей и свои собственные, видеть мотивацию и намерения. По советам психологов, детям важно прокачивать его с малого возраста. Иначе им и дальше будет тяжело держать свои чувства в узде.
В начальном дошкольном возрасте дети учатся азам эмоционального интеллекта, причём несколькими способами. Они делают это сами, когда наблюдают за поведением взрослых и постепенно узнают, как выглядят эмоции: радость, грусть, злость и т. д.
Также этому учат некоторые игры. В таблице ниже — пара наших любимых.
Игры для детей 5–6 лет, которые развивают эмоциональный интеллект |
|
---|---|
Командиры наоборот Это игра для группы детей. Предложите им разделиться на пары и придумать друг другу задания. Они могут быть любыми — например, кукарекать под столом. А когда все определятся и озвучат эти задания, раскройте главный козырь игры. Сообщите, что каждый должен выполнить то задание, которое придумал другому игроку. Эта игра научит не желать другому того, чего ребёнок не желал бы себе. |
Как танцуют эмоции Это простая игра с такой же идеей. Нужно предложить ребёнку станцевать танец грусти, радости, злости и других эмоций. Можно даже вместе выбрать подходящую музыку для каждой. Так ребёнок научится отличать одну эмоцию от другой. |
Выгоняем злость Здесь нужна подготовка: для упражнения понадобятся вырезанные из бумаги и раскрашенные тучки. Сделайте несколько и положите в коробку. Перед вечерней прогулкой позвольте ребёнку достать тучку и рассказать, что сегодня его расстроило, обидело или разозлило. Сделайте то же самое. А когда будете гулять, подойдите к урне и вместе разорвите и выкиньте тучки. С этим упражнением ребёнок научится проживать и отпускать негативные эмоции. |
История одного шарика Надуйте шарик и нарисуйте на нём грустную мордочку. Придумайте для него историю. Например, шарик грустит, потому что сломал игрушку и боится сказать маме. Расскажите эту историю ребёнку и добавьте, что шарик такой большой, потому что он полон грусти. Спросите, что будет, если шарик переполнится. А потом начните говорить ему слова поддержки и понемногу выпускайте воздух. Предложите ребёнку тоже поддержать шарик. В конце спросите, была ли похожая ситуация у него самого. Эта игра научит осознавать и выплёскивать свои эмоции. А ещё — не бояться делиться проблемами с родителем. |
Вот ещё несколько советов, как помочь малышу 5 лет развить эмоциональный интеллект и сгладить кризис:
обсуждайте эмоции, которые ребёнок испытывал за день;
если ребёнку трудно понять свои эмоции, помогайте: «сейчас ты, наверное, сердит, как большой тигр» и т. д.;
показывайте свои эмоции, проговаривайте их: «я очень рада, что у тебя получилось собрать домик» и т. д.;
приводите в разговорах примеры ситуаций, в которых вы сами ощущали сильные эмоции.
Это важно
Работа над эмоциональным интеллектом — это ключ и к другим важным навыкам. Например, он поможет социализироваться и, как следствие, прокачивать речь.
Позвольте малышу быть самостоятельным
Раздражённое «Я сам!» начинает появляться в речи малыша гораздо раньше, ещё в 3–4 года. Но к 5 желание быть самостоятельным обостряется ещё пуще. Ребёнок всё больше чувствует себя взрослым и хочет справляться со всем без помощи родителей. Так позвольте ему сделать это!
В 5 лет дошкольник уже может обслуживать себя в бытовом плане: умываться, одеваться, следить за порядком в комнате. Также родители могут поручать ему несложные, но важные домашние дела:
вынести мусор, если его немного;
протереть тарелки насухо;
полить домашние растения;
накормить питомцев, помыть их миски;
расставить посуду на столе или убрать её в раковину;
протереть пыль и т. д.
Главное — не перебарщивать. Помните, что это всё ещё ребёнок, ему важно уделять много времени развитию и играм, а не домашней работе. Пусть ваши поручения не отнимают у него больше 15–30 минут в день.
Это важно
Показывайте ребёнку, что вам важно его мнение. Давайте возможность выбирать, пусть даже в мелочах. Например, что сегодня надеть в садик или съесть на полдник. Интересуйтесь тем, что он думает о событиях в семье.
Работайте над здоровой самооценкой
Выше мы уже писали, что из-за кризиса ребёнок в 5 лет начинает сравнивать себя с другими детьми. Так формируется его самооценка, и родитель принимает в этом ведущее участие. Вот несколько правил, как помочь установить её на здоровом уровне:
Не ставьте в пример ребёнку других детей: «Посмотри, какой Вася хороший! А ты балуешься!»
Отмечайте победы, вместе переживайте неудачи. Если будет перекос в одну из сторон, маятник самооценки качнётся, и она может принять заниженную или завышенную форму.
Хвалите за честную попытку. Малыш должен знать, что будет любим, даже если не станет лучшим во всём.
Не игнорируйте плохие поступки, при этом не оскорбляйте — не называйте лентяем, тупым и т. д. Ребёнок хороший, но его поступок — плохой, и он должен знать это.
Также установить здоровую самооценку в 5 лет помогут специальные групповые игры, которые учитывают детскую психологию. Ниже — пара примеров.
Игры для детей, повышающие самооценку |
|
---|---|
Я могу! Группа детей садится кругом. Один ребёнок начинает говорить: «Я могу...» Потом другие ребята вспоминают, что хорошего умеет говорящий, и предлагают свои варианты, как закончить предложение. Например: — Я могу... — Красиво рисовать! — Высоко прыгать! — Рычать, как настоящий лев! |
Однажды я... Группа детей садится кругом. После каждый по очереди вспоминает и рассказывает о добрых делах, которые когда-то совершил. Причём начинать нужно с «однажды я...». Когда один ребёнок выскажется, взрослый должен похвалить его и предложить другим детям сделать то же самое. В конце можно провести обобщительную беседу о том, что в каждом человеке есть много хорошего и все это замечают. |
Это важно
Дошкольники часто не могут увидеть причину и следствие. Поэтому, когда что-то идёт не так, объясняйте почему. Иначе ребёнок может принять вину на себя, ибо так работает детская психология в 5 лет. Например:
— Мама сегодня не в духе, потому что устала на работе. Давай вы поиграете вместе завтра, а сегодня она отдохнёт?
Как научить ребёнка читать: методики обучения ребенка чтению
Сегодня мы разобрались, почему ребёнок может быть неуправляемым в 5 лет, и поделились несколькими советами психологов. Дальше дело за вами. Пусть эта статья поможет вам справиться с кризисом без лишних нервов.
Помните, что 5 лет — время, когда обычно начинается подготовка к 1-му классу. Ребёнка нужно не просто научить читать и писать. Главное — психологически подготовить его к переменам, чтобы всё прошло без стресса. Вы можете сделать это сами или довериться педагогам. На курсе подготовки к школе в Skysmart мы поможем с каждым из этих этапов, даже если сейчас ребёнок переживает кризис 5 лет. Увидимся на уроке!