Определение времени по часам на циферблате - это процесс считывания информации с часовой и минутной стрелок. Часовая стрелка указывает на текущий час (цифры от 1 до 12), минутная стрелка - на минуты (каждое деление равно 5 минутам). Например, если часовая стрелка на 3, а минутная на 8, то время 3:40.
Как понять, что пора научить ребёнка понимать время
Здесь важно правильно подобрать момент. Если рассказывать о часах ребёнку, который ещё толком не умеет считать, то ничего не выйдет. Всё потому, что время нельзя потрогать руками, понюхать, осмотреть или попробовать на зубок. Его не изучишь привычными ребёнку методами.
Чтобы ребёнок без проблем разобрался в часах, он уже должен:
-
уметь считать до 60 и составлять цепочки чисел, кратных 5, по порядку;
-
понимать, что означают понятия «больше» и «меньше»;
-
отличать лево и право, верх и низ;
-
знать времена суток: вечер, ночь, утро и день.
Но и оттягивать момент знакомства с часами тоже не стоит. В школе в жизнь ребёнка придёт строгое расписание, а значит, ему нужно уже уметь ориентироваться во времени к 1-му классу. Мы советуем начать в 5–6 лет.
Как научить ребёнка считать
Как научить ребёнка понимать время на часах: инструкция для родителя
Теперь пошагово разберёмся, что делать мамам и папам, которые хотят рассказать ребёнку о времени в целом и научить его пользоваться часами. Спойлер: это можно сделать за 5 шагов.
Это важно
Главное, что стоит запомнить — не нужно торопиться. Позвольте ребёнку изучать часы в своём темпе, не торопитесь давать сложные задания. Ему, например, сперва будет сложно понять, что полвосьмого и 19:30 — это одно и то же.
Переходите от шага к шагу постепенно, не перепрыгивайте их, и всё получится.
Шаг № 1. Познакомьте ребёнка с понятием времени
Не стоит сразу показывать дошкольнику циферблат, даже если он знает все нужные числа на часах. Сперва можно поговорить о времени в целом. Например, обсудить базовые факты:
-
время нельзя остановить;
-
время всегда движется лишь вперёд и никогда — в обратную сторону;
-
за днём бессменно идёт вечер, а дальше — ночь, утро и снова день.
Чтобы запомнить время суток, можно привязывать понятия к событиям из жизни. Например, проговаривать, что вы обычно делаете вместе по утрам или спрашивать, какой мультик малыш хочет посмотреть вечером перед сном.
Всё это поможет в будущем перейти к задачам посложнее и научить ребёнка понимать время по часам со стрелками.
Шаг № 2. Начните вводить время в бытовую жизнь
Рассказывать о часах и минутах всё ещё не время, но можно приблизиться к этому. Так, от времени суток в повседневных разговорах можно перейти к циферблату настенных часов.
Пример:
— Когда короткая стрелка будет показывать на цифру 9, а длинная — на 12, будем ложиться спать.
Шаг № 3. Объясните основы
Дальше можно рассказать о единицах, в которых измеряют время. Расскажите ребёнку, что короткая и толстая стрелка на циферблате обозначает часы, она самая медленная. Длинная стрелка потоньше показывает, сколько минут прошло с последнего наступившего часа. Тоненькая и самая быстрая отмеряет секунды каждой новой минуты.
Это важно
Понаблюдав за стрелками, ребёнок сможет понять, что секунды — это наиболее короткий отрезок времени, они бегут быстрее всего. Часы же тянутся медленно. И в то же время все единицы измерения времени связаны между собой.
Теперь можно подключать детали. Объясните, что есть сутки, и они состоят из 24 более мелких отрезков — часов. Те, в свою очередь, делятся на 60 минут, а каждая минута — на 60 секунд.
После этого стоит сразу переходить к часам, чтобы всё закрепить. Можно начать с аналоговых и до конца объяснить, как они устроены. Давайте по очереди разберём каждое правило и закрепим их иллюстрациями.
Правило № 1
Отсчёт времени для любой стрелки начинается сверху, с цифры 12. С этой точки они движутся только вправо и никогда иначе. В этом же направлении цифры расположены по возрастанию.
Упражнение № 1
Попросите ребёнка рассмотреть циферблат на картинке. Предложите ему показать, в каком направлении будет двигаться каждая из стрелок на нём.
Правило № 2
За сутки часовая стрелка дважды проходит все деления на циферблате: в первой и второй половине дня. Поэтому цифр на нём всего 12.
Упражнение № 2
Если хотите научить ребёнка быстрее начать понимать время по часам со стрелками, советуем в течение дня обращать его внимание на циферблат. Каждый раз предлагайте найти часовую стрелку и сказать, сколько сейчас часов. Причём важно, чтобы ребёнок не просто называл цифру, а добавлял время суток.
Например:
-
8 часов утра;
-
2 часа дня;
-
5 часов вечера;
-
8 часов вечера.
Правило № 3
Определять минуты можно по цифрам, которые обозначают часы. Каждая цифра — количество минут, кратное 5. Например, стрелка на цифре 1 показывает 5 минут, на 2 — 10, на 3 — 15 и т. д
Упражнение № 3
Покажите ребёнку картинку ниже, когда будете объяснять, как определять минуты. Обратите его внимание на минутное значение для каждой цифры. После этого предложите назвать количество минут на каждом из циферблатов.
Дальше перенесите упражнение в жизнь. Обращайте внимание ребёнка на часы и просите определить количество минут, если те показывают на цифру.
Правило № 4
Если минутная стрелка сейчас не указывает на цифру, нужно посмотреть на предыдущую и вспомнить, сколько это минут. А потом прибавить к этому количеству число мелких тонких отметин между стрелкой и этой цифрой.
Упражнение № 4
Это усложнённый вариант предыдущего задания. К нему можно переходить, когда ребёнок запомнит, сколько минут показывают цифры на часах. Придерживайтесь того же условия — просите посчитать минуты на циферблате.
Правило №5
Когда минутная стрелка добирается до 12, это означает, что она отсчитала очередные 60 минут, и настал новый час. В это время короткая часовая стрелка всегда показывает на конкретную цифру.
Упражнение № 5
Попросите ребёнка рассмотреть картинку и сказать, сколько часов показывает каждый из циферблатов.
Правило № 6
Чтобы точно определить время, нужно сначала посмотреть на часовую стрелку и назвать ту цифру, которую она уже прошла. А дальше — определить минуты по другой стрелке и назвать эти значения по очереди. Например, 6 часов 15 минут.
Исключение: минутная стрелка указывает на 12. Тогда нужно просто назвать цифру, на которой остановилась часовая. Например, пять часов.
Упражнение № 6
Предложите ребёнку определить точное время на циферблатах ниже. Затем попробуйте перенести это упражнение в бытовую жизнь, как и другие. Но не давите и мягко исправляйте, если ребёнок ошибается. Когда нужно, терпеливо повторяйте правила, если он их забывает.
Когда аналоговые часы будут усвоены, можно браться за электронные. Стоит сразу обратить внимание ребёнка на то, что они показывают совсем другие значения. Но уточните, что на самом деле время на аналоговых и электронных часах одно и то же. Просто выглядит по-разному.
Первое, что стоит сделать, — это вспомнить основы. А именно то, что в сутках 24 часа, в часе 60 минут, в минуте 60 секунд. Вот дальнейший алгоритм, как научить ребёнка понимать время на электронных часах:
-
Циферблат показывает 12 часов 2 раза, а электронные часы — сразу все 24.
-
Числа перед двоеточием обозначают часы, а после него — минуты.
-
После полудня, т. е. 12 часов электронные часы продолжают считать в числовом порядке: 13, 14, 15 и т. д. А аналоговые переходят на 1, 2, 3 и т. д., потому что начинают новый круг и выходят на вторую половину дня. Но на самом деле 13 и 1, 14 и 2, 15 и 3 и т. д. — это одно и то же.
-
Электронные часы сразу точно показывают, сколько сейчас минут.
-
Электронные часы не показывают 24-й час и 60 минут. Вместо этого на часах будут нули, потому что в это время начинаются новые сутки или новый час.
Это важно
Лучше не пытаться научить детей определять время на электронных и аналоговых часах одновременно. Слишком много разных правил и обозначений — это легко запутает.
Также важно рассказать: читать значение электронных часов просто — достаточно лишь произнести числа так, как их видишь. Например, тринадцать тридцать.
Упражнение № 7
Покажите ребёнку картинку ниже и спросите его, какие числа показывают часы, а какие — минуты. После этого попросите назвать время на каждой картинке. А дальше перенесите упражнение в жизнь и время от времени спрашивайте у ребёнка время на электронных часах.
Но также важно понимать, как это же время выглядит на аналоговых часах. И уметь переводить его из одной системы в другую. Например, 13:30 — это 1 час 30 минут.
Упражнение № 8
Попросите ребёнка соединить два изображения, на которых обозначено одно и то же время. Позже, если будете касаться темы времени и часов, просите ребёнка называть сразу два варианта обозначения. Либо одно называйте сами, а второе предлагайте вспомнить ребёнку.
Как подготовить ребенка к школе?
Шаг № 4. Подключите игры с часами
Это не совсем следующий шаг — его можно начать исполнять на любом этапе предыдущего. Так ребёнок ещё быстрее сможет запоминать правила и значения стрелок.
Полезно будет вместе сделать циферблат с подвижными стрелками, со всеми отметинами и цифрами, как на настоящих часах. Например, из плотного картона. На это есть сразу 3 причины:
-
это лишний повод весело провести время вместе;
-
ребёнок сможет проявить творчество — изготовить часы и украсить их так, как ему нравится;
-
часы — это полезная игрушка, на которой вы сможете сами двигать стрелки и учиться разбираться во времени.
С такими часами можно делать много интересного. Например, просто двигать стрелки и называть определённое время или планировать дела на остаток дня.
Шаг № 5. Обучите продвинутым обозначениям
Когда ребёнок уже хорошо научится узнавать время по часами со стрелками и без, можно переходить к задачке со звёздочкой. А именно — к обозначениям времени, которыми часто пользуемся мы, взрослые: полчетвёртого, без десяти девять и т. д.
Это важно
Раньше, чем ребёнок начнёт хорошо ориентироваться в часах, этого делать не стоит. Не следует даже произносить такие фразы при ребёнке — они звучат слишком запутанно.
Объяснить значение этих фраз легко. Они делятся всего на два типа. Первым мы сообщаем, что сейчас 30 минут какого-то часа. И тут мы называем не уже прошедший час, как обычно, а приближающийся. Например, полвторого = 1 час 30 минут = 13:30.
Второй тип — когда мы сообщаем, сколько минут осталось до какого-то ровного часа или прошло с момента его наступления. Обычно это кратные 5 значения от 20 и меньше. Вот несколько примеров:
-
без пяти десять = 9 часов 55 минут = 21:45 или 09:45;
-
пять минут третьего = 2 часа 5 минут = 14:05 или 02:05;
-
без двадцати семь = 6 часов 40 минут = 18:40 или 06:40;
-
пятнадцать минут восьмого = 7 часов 15 минут = 19:15 или 07:15;
-
без пятнадцати два = 1 час 45 минут = 13:45 или 01:45.
Также вместо «без пятнадцати» иногда говорят «без четверти», а «тридцать минут» заменяют на «половина». Это можно объяснить, если ребёнок уже знает доли.
Так вы можете рассказать, что 30 минут — это половина от 60 минут (часа), поэтому их так и называют — половина или полчаса. Поэтому, например, про 18:30 можно сказать «полседьмого» и т. д.
В каждые 30 минут входят 2 раза по 15. А значит, в каждом часе 4 раза по 15 минут, и они есть четверть от одного часа.
Упражнение № 9
Покажите ребёнку картинку ниже и попросите его назвать время всеми способами, которые он знает.
Шаг № 6. Учите планировать расписание
А теперь — к тому, ради чего вы прошли все предыдущие шаги. Помогите ребёнку внедрить новые знания в бытовую жизнь, начните с фраз вроде:
-
«В два часа дня пойдём вместе в магазин».
-
«Сейчас поиграем, а без пятнадцати пять можно посмотреть мультики».
-
«Уже половина девятого — пора готовиться ко сну».
Дальше можно приучать ребёнка самому составлять расписание на день. Сперва вместе, например, каждый вечер планировать дела на завтра. А ближе к школе вы можете познакомить его с ежедневниками. Это пригодится позже, чтобы разбираться в школьном расписании.
Как научить ребёнка читать: методики обучения ребенка чтению
Теперь мы разобрались, как научить ребёнка понимать время на часах со стрелками и числами. Это несложно, если делать всё постепенно. Но не волнуйтесь — у родителей может не быть времени объяснять это самим. Тогда это можно оставить преподавателям, например, в Skysmart.
На курсе подготовки к школе мы понятно и в игровой форме познакомим ребёнка с цифрами, простым счётом, буквами, часами и другими полезностями. И всё это — онлайн.