За что отвечает мелкая моторика
Интересный факт: если ребенок любит пазлы и быстро научился сам завязывать шнурки, то в школе у него, скорее всего, будет хороший почерк. Все потому, что за каждое из этих умений отвечает один и тот же навык — мелкая моторика рук.
Мелкая моторика — это точные и уверенные движения кистями, пальцами рук и ног, направленные на взаимодействие с мелкими предметами.
Уже в первые недели жизни ребенок учится хватать руками все подряд. Он делает это сам благодаря хватательному рефлексу. Именно с этого начинается развитие мелкой моторики у детей. Но чтобы прокачивать этот навык дальше, нужно упражняться: малыш не научится пользоваться столовыми приборами и рисовать сам по себе.
Заниматься развитием моторики рук важно уже с первых месяцев жизни ребенка. Поначалу это будет только гимнастика, но чем взрослее будет малыш, тем больше и сложнее станут упражнения. Главный способ прокачивать моторику — это игры. О них и других развивающих занятиях далее.
Это важно
Вместе с мелкой моторикой развивается и речь малыша. Все потому, что в коре головного мозга двигательный и речевой центры находятся близко друг к другу. И импульсы, которые поступают от пальцев рук, влияют на развитие речевой области.
Как развивается мелкая моторика
Теперь разберемся, что будет, если развивать мелкую моторику в правильном темпе. В таблице ниже — возможности, которые будут открываться перед ребенком в разном возрасте.
Развитие мелкой моторики рук у детей от 3 месяцев до 8 лет |
|
---|---|
Возраст |
Что умеет ребенок |
3 месяца |
Хватать объекты двумя руками |
5–6 месяцев |
Хватать объекты одной рукой, тянуть их в рот |
8–12 месяцев |
|
1–2 года |
|
3–4 года |
|
5 лет |
|
6–7 лет |
|
8 лет |
|
80 смешных загадок для детей
Упражнения для развития мелкой моторики рук
В этом разделе мы собрали как эффективные игры, так и другие занятия, которые помогут развить мелкую моторику рук в разном возрасте. Пробуйте их, регулярно уделяйте время упражнениям, и навыки будут улучшаться в правильном темпе.
3 месяца
Это возраст, когда можно начать заниматься мелкой моторикой у детей. Но пока до полноценных упражнений далеко. В 3 месяца можно лишь начать делать массаж рук. Вот небольшая инструкция:
Помассируйте подушечки пальцев. Нажимайте на них легко, чтобы не причинить дискомфорта.
Перейдите на сами пальцы. Аккуратно потрите каждый.
Помассируйте ладонь указательным пальцем, соблюдайте круговые движения.
Возьмите мягкую массажную щетку и проведите по каждой ладони ребенка.
Также в 3 месяца педиатры рекомендуют выполнять пальчиковую гимнастику. Делимся парой полезных упражнений:
Слегка потяните за каждый палец.
Повращайте каждым пальцем в отдельности по круговой траектории.
Легко похлопайте ладонями ребенка друг о друга.
Аккуратно сожмите ладони в кулачки, а потом помогите расслабить их.
Это важно
Тренировать мелкую моторику у детей стоит комплексно. Для этого советуем делать массаж рук до и после пальчиковой гимнастики.
8 месяцев
Когда малыш немного подрастет, можно разнообразить массаж и пальчиковую гимнастику. Например, добавить мини-тренажеры и другие небольшие предметы с разными текстурами. Вот примеры упражнений:
Давайте ребенку сжимать резиновые «мохнатые» шарики диаметром 3–4 см. Их можно купить в зоомагазине.
Используйте шарик покрупнее, чтобы разминать обе ладони сразу. Зажмите его между ними и повращайте.
Попробуйте перекатывать по ладони ребенка небольшие твердые шарики. Можно взять и грецкий орех — у него подходящий размер и ребристая поверхность.
Также в 8 месяцев полезно играть с развивающими мелкую моторику пазлами. Они выглядят как набор объемных фигур разной формы, которым нужно подобрать «домик» — соответствующее отверстие на крышке коробки.
Это важно
Развивать мелкую моторику помогают как специальные игры, так и обычные предметы в доме. Позволяйте ребенку открывать контейнеры, откручивать крышки бутылок и нажимать на кнопки. Также поощряйте интерес к разбору игрушек на части или купите специальные. Все это — не стремление ломать вещи, а тяга познать мир и развить двигательные навыки.
1–2 года
Не будем лишний раз говорить о покупных игрушках — их вы сможете подобрать и сами. Вместо этого поделимся идеями занятий для развития мелкой моторики, которые можно реализовать своими руками.
Насыпьте в контейнер сухую крупу и добавьте туда мелких предметов. Это могут быть пуговицы разных размеров, болты, монетки, сухая фасоль и т. д. Перемешайте все и предложите ребенку достать предметы из крупы.
Подарите ребенку копилку и каждый день давайте ему несколько монет. Он должен сам засунуть их в прорезь.
Заверните небольшие игрушки в фольгу и предложите ребенку развернуть их.
Смастерите интерактивную головоломку с липучками, застежками, шнурками и разными текстурами на большом куске картона.
Также в этом возрасте дети обычно впервые берут в руки инструменты для творчества. Это могут быть карандаши и фломастеры, а еще — пластилин и природные материалы для поделок. Советуем чередовать виды занятий, чтобы ребенок не успевал устать от них.
Это важно
Если ребенок играет с мелкими предметами, не оставляйте его без присмотра. Их легко проглотить или засунуть в нос, что может быть опасно.
3–4 года
В 3–4 года ребенок уже достаточно взрослый, чтобы самостоятельно делать пальчиковую гимнастику. Но вы можете сочетать ее с развивающими пальчиковыми играми, чтобы было веселее. Многие из них вы можете помнить из детства: это «Сорока-ворона», «Мы делили апельсин» и др.
Также трехлетние дети могут перейти к играм посложнее для развития мелкой моторики. Например, сортировать предметы из специальных наборов с помощью пинцета, играть с конструктором и т. д. В таблице ниже — еще немного идей, которые можно воплотить бесплатно.
Игры для детей 3–4 лет на развитие мелкой моторики рук |
|
---|---|
Волшебный мешочек Возьмите тканевый непрозрачный мешок и наполните его предметами с разной текстурой. Например, неострыми ракушками, камешками, пуговицами, монетками, желудями и шишками. Предложите ребенку закрыть глаза, а потом доставать по одному предмету и на ощупь определять, что это. |
Макаронные бусы Отрежьте прочную нить длиной около 30 см и приготовьте миску сухих макарон. Важно, чтобы у них были дырки, через которые можно продеть эту нить. Предложите ребенку нанизывать макароны на нитку, чтобы собрать бусы. Будет здорово, если получится использовать несколько видов макарон. Позже их можно будет покрасить в разные цвета. |
Кусачие зверята Распечатайте изображения разных зверей с видом сбоку, а потом приклейте их головами к прищепкам. Сделайте на бумаге надрез так, чтобы при раскрытии прищепки казалось, что звери открывают рот. Предложите ребенку поиграть. Пусть он поможет кусачим зверятам попробовать на зубок разные вещи в доме: шторы, скатерти, картины и т. д. |
Пальчиковый спорт Купите небольшой шарик или слепите его из пластилина, а потом предложите ребенку сыграть в футбол пальцами. Они будут выполнять роль ног — ими нужно передвигаться по полю и бить по мячу. Также можно сыграть в лыжников. Для этого понадобятся бутылочные крышки, по две на каждого игрока. Нужно перевернуть их сплошной стороной вниз и надеть на каждую «ногу». А дальше начнется соревнование. Отметьте точку старта и финиша и узнайте, кто придет первым. |
Что должен уметь и знать ребенок в 3–4 года
Это важно
Развивать мелкую моторику пальцев у детей 3–4 лет поможет и такое полезное занятие, как работа по дому. В этом возрасте малыш уже самостоятельный, и ему можно поручить несложные дела: разложить приборы на столе, пересыпать крупу в миску и т. д.
Но помните, что эти занятия тоже стоит подавать как игру. Не перегружайте малыша — для него важно уделять время и другим активностям.
5–6 лет
Это период, когда стремление к творчеству активно набирает обороты и распространяется на многие его виды. Теперь дети рисуют аккуратнее, легче управляются с ножницами и другими инструментами и даже начинают писать. Старайтесь поощрять эти начинания — они работают на благо сразу нескольких важных навыков. Здесь и мелкая моторика, и речь, и интеллект. А еще социализация, если ребенок творит вместе с другими детьми.
Также советуем усложнить привычные развивающие игры, чтобы не дать интересу угаснуть. Оставляем ниже несколько занятий, которые точно понравятся пятилетнему.
Занятия для детей 5–6 лет для развития мелкой моторики рук |
|
---|---|
Картины из пластилина Предложите ребенку сперва нарисовать картинку карандашами, но не раскрашивать. Затем дайте ему пластилин и покажите, как можно заполнять им контуры. Для этого отщипывайте по небольшой порции, катайте шарик, а потом размазывайте его по бумаге или картону в пределах одного цвета. Если хотите сделать игру интереснее, купите картины по номерам для детей. Заполнять их будет еще проще, а результат точно понравится ребенку. |
Рисование на крупе Есть такой вид творчества — рисование на песке. Но в городе найти чистый песок трудно, поэтому лучше взять манку. Рассыпьте ее тонким слоем по темной твердой поверхности и покажите ребенку, что по ней можно водить пальцами и рисовать. А когда захочется сделать новый рисунок, можно просто смахнуть старый и творить заново. |
Графический диктант Приготовьте тетрадь в клеточку и нарисуйте на ней картинку по линиям. А после составьте пояснение, как ее рисовать по клеточкам. Например: 1 клетка вниз, 4 клетки вправо, 5 клеток вверх и т. д. Пусть каждый раз рисунок, который получится в конце, будет сюрпризом. |
Рисунки по точкам Для этого занятия вам понадобится блокнот с точками вместо клеточек и линеек — Bullet Journal. Нарисуйте на одном из листов несколько картинок, соединяя точки между собой. А на втором попросите ребенка повторить ваши узоры. Ниже оставляем примеры. Вы можете начать с них — просто сохраните и распечатайте. |
Это важно
Многие детские хобби хорошо влияют на развитие мелкой моторики рук. Если ребенок еще не выбрал что-то по душе, предложите ему варианты. Можно коллекционировать наклейки из жвачки, плести украшения из бисера, играть в фишки. Даже игрушка-антистресс поп-ит (Pop-It) — полезная для ловкости пальцев вещь.
7–8 лет
В это время ребенок дошкольного возраста уже знает свою доминирующую руку и вовсю пишет в прописях. Это само по себе хорошая тренировка мелкой моторики. В 7–8 лет уже можно натренировать каллиграфический почерк, но пусть это не будет единственной практикой для пальцев.
Чтобы развить моторику пальцев как можно лучше, предложите ребенку делать объемные аппликации. Да, дети начинают уверенно обращаться с ножницами и бумагой раньше 7–8 лет, но в этом возрасте можно усложнить задачу. Например, совместить аппликацию с элементами оригами.
Если правильно сложить бумагу, цветы на поделках станут объемными, а птицы будут расправлять крылья, когда кто-то раскроет самодельную открытку. Ниже оставляем схему, как сложить лисичку. Потом ее можно будет сделать частью большой объемной композиции.
Как подготовить ребенка к школе?
В этой статье мы поговорили о двигательных навыках и разобрались, как развить мелкую моторику у детей разного возраста. Надеемся, эти идеи подарят вам много полезных и веселых вечеров.
Но не забывайте, что развитие должно быть комплексным, а новые знания пригодятся уже в 1-м классе. Если не получается уделять много времени занятиям, доверьте их педагогам. На курсах подготовки к школе в Skysmart ребята учатся читать и писать, а также знакомятся с математикой и расширяют кругозор. Все это поможет легче пройти через перемены в жизни и освоиться в школе. Увидимся на уроках!