b733e4

Что такое синтаксические фигуры

Что такое синтаксические фигуры
1.4K

Рассказываем о синтаксических фигурах: что это такое, каковы их характерные черты, а также приводим пример произведений, где они использованы.

Материал на этой странице не был проверен методистами Skysmart и может содержать ошибки. Если вы заметили неточность, напишите нам на skysmart.blog@skyeng.ru.

Синтаксические фигуры

Основные виды синтаксических фигур

Рассмотрим то, какими бывают синтаксические фигуры:

  • Анафора — повторение одного и того же слова или группы слов в начале нескольких смежных строк или фраз. Пример:

    Клянусь его последним днём...

  • Эпифора — повторение одного и того же слова или группы слов в конце нескольких смежных строк или фраз.
  • Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?

  • Антитеза — противопоставление противоположных понятий или явлений. Пример:

    Где стол был яств, там гроб стоит.

  • Градация — последовательное нагнетание или ослабление сравнений, образов, эпитетов. Пример:

    Не жалею, не зову, не плачу,

    Всё пройдёт, как с белых яблонь дым...

  • Инверсия — изменение обычного порядка слов в предложении для усиления выразительности. Пример:

    Арагвы светлой он достиг...

  • Парцелляция — расчленение одной фразы на несколько частей, которые выделяются интонационно и графически.

    Слова отзвучивают и утекают как вода — без вкуса, без цвета, без запаха. Без следа.

  • Параллелизм — одинаковое или сходное синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи. Пример:

    В синем море волны плещут,

    В синем небе звёзды блещут...

  • Риторический вопрос — вопрос, не требующий ответа, используемый для усиления выразительности. Пример:

    Что делать нам в такой судьбе?

  • Плеоназм — использование избыточных слов для усиления выразительности. Пример:

    Моя собственная автобиография.

  • Повтор — намеренное повторение одних и тех же слов или выражений для усиления выразительности. Пример:

    Молчи, грусть, молчи...

  • Риторическое восклицание — эмоционально окрашенное восклицание, подчеркивающее выразительность. Пример:

    О, как это прекрасно!

  • Риторическое обращение — обращение к неодушевленному предмету, отвлеченному понятию или отсутствующему лицу. Пример:

    О, природа, как ты прекрасна!

  • Синтаксический параллелизм — повторение одинаковых или сходных синтаксических конструкций в соседних предложениях или частях текста. Пример:

    Алмаз шлифуется алмазом,

    Строка шлифуется строкой.

Эти фигуры являются важными инструментами в арсенале писателя и позволяют создавать более живые, эмоциональные и выразительные тексты.

Характерные черты синтаксических фигур

Синтаксические фигуры имеют следующие характерные черты:

  • Повторяемость — использование одинаковых или сходных элементов языка, таких как слова, фразы или синтаксические конструкции, в различных частях текста для создания ритмической или смысловой связности.
  • Ритмичность — многие синтаксические фигуры способствуют созданию определенного ритма в тексте, что усиливает его музыкальность и делает более запоминающимся.
  • Контрастность — использование противопоставления, антитезы или других приемов, создающих резкий контраст между частями текста, что помогает выделить важные мысли и идеи.
  • Усиление выразительности — применение синтаксических фигур позволяет подчеркнуть эмоциональную насыщенность текста, выразить чувства и настроения автора или персонажей.
  • Эффект неожиданности — изменение привычного порядка слов, использование неожиданных конструкций или инверсии может привлечь внимание читателя и сделать текст более интересным.
  • Повышение убедительности — риторические вопросы, обращения и восклицания помогают автору убедить читателя в своей точке зрения, сделать аргументацию более эмоциональной и убедительной.
  • Создание образности — многие синтаксические фигуры способствуют созданию ярких и запоминающихся образов, что усиливает воздействие текста на воображение читателя.

Комментарии

Бесплатный вебинар
Бесплатный вебинар
Бесплатный вебинар
Для родителей Для подростков

Определите, что мешает получать пятёрки

  • Оставьте заявку на вводный урок
  • Получите бесплатную оценку знаний ребёнка
  • Узнайте конкретные шаги, чтобы поднять успеваемость