О произведении
Опера «Кармен» французского композитора Жоржа Бизе была создана в 1874 году по мотивам одноименной новеллы Проспера Мериме. Премьера состоялась 3 марта 1875 года в парижской «Опера-Комик». Произведение было написано в эпоху реализма, когда искусство стремилось к правдивому отображению действительности. Опера первоначально встретила прохладный прием публики из-за своей смелой трактовки темы любви и страсти, а также из-за трагического финала, необычного для жанра комической оперы. Однако со временем «Кармен» стала одной из самых популярных опер в мире.
Действующие лица
- Кармен — цыганка, работница табачной фабрики
- Дон Хозе — бригадир драгун
- Эскамильо — тореадор
- Микаэла — девушка из родной деревни Дон Хозе
- Цуньига — лейтенант
- Моралес — бригадир
- Фраскита и Мерседес — подруги Кармен
- Данкайро и Ремендадо — контрабандисты
- Лилас Пастия — хозяин таверны
Краткое содержание
Действие I
События происходят в Севилье около 1820 года. На площади перед табачной фабрикой солдаты коротают время. Появляется Микаэла, которая ищет бригадира Дон Хозе, чтобы передать ему письмо от матери и поцелуй. Дон Хозе нет на месте, и девушка уходит. Когда заканчивается рабочий день, из фабрики выходят работницы. Среди них — Кармен, которая исполняет знаменитую «Хабанеру» о любви. Она бросает Дон Хозе цветок и уходит. Возвращается Микаэла и передает Дон Хозе материнское благословение. Юноша готов жениться на ней, но тут из фабрики раздаются крики — Кармен поранила ножом другую работницу. Лейтенант Цуньига поручает Дон Хозе конвоировать Кармен в тюрьму. По дороге цыганка соблазняет солдата и убегает. За это Дон Хозе арестовывают.
Действие II
Через месяц в таверне Лилас Пастия Кармен развлекает гостей. Входят офицеры во главе с Цунигой, который сообщает, что Дон Хозе освобожден из тюрьмы. Появляется тореадор Эскамильо со своей свитой. Он поет «Песню тореадора» и пытается ухаживать за Кармен, но получает отказ. После ухода гостей к Кармен приходят контрабандисты Данкайро и Ремендадо с предложением участвовать в их деле. Подруги Кармен соглашаются, но сама она отказывается, так как ждет Дон Хозе. Вскоре приходит солдат. Кармен танцует для него, но их прерывает звук горна — сигнал к возвращению в казармы. Дон Хозе собирается уйти, но Кармен насмехается над ним. В гневе он показывает ей цветок, который она бросила ему, и поет «Цветочную арию». Входит лейтенант Цуньига, который требует, чтобы Кармен пошла с ним. Дон Хозе защищает цыганку, и между мужчинами завязывается драка. Появляются контрабандисты и обезоруживают офицера. Теперь Дон Хозе вынужден бежать с ними.
Действие III
В горах контрабандисты готовятся к переходу границы. Дон Хозе тоскует по дому и матери. Кармен холодна к нему — их страсть угасла. Фраскита и Мерседес гадают на картах, предсказывая себе любовь и богатство. Кармен тоже берет карты, но они предвещают ей смерть. Контрабандисты уходят, оставив Дон Хозе сторожить товары. Появляется Микаэла — она пришла уговорить Дон Хозе вернуться к умирающей матери. Девушка прячется, увидев приближающегося Эскамильо. Тореадор ищет Кармен, между ним и Дон Хозе происходит поединок на ножах. Появляются Кармен и контрабандисты, они разнимают противников. Эскамильо приглашает всех на бой быков в Севилье. Микаэла выходит из укрытия и умоляет Дон Хозе последовать за ней. Узнав о болезни матери, он соглашается, но грозит Кармен, что вернется.
Действие IV
Площадь перед ареной в Севилье. Праздничная процессия, в которой торжественно проходит Эскамильо с Кармен. Фраскита и Мерседес предупреждают подругу, что видели поблизости Дон Хозе, но Кармен не боится встречи с ним. Когда все входят на арену, появляется Дон Хозе. Он умоляет Кармен вернуться к нему, обещает забыть прошлое. Но цыганка отвечает, что никогда не любила его и что их отношения кончены. Из арены доносятся крики, приветствующие победу Эскамильо. Кармен пытается войти на арену, но Дон Хозе преграждает ей путь. В последней попытке удержать ее он угрожает смертью. Кармен с презрением бросает ему кольцо, которое он когда-то подарил ей. Обезумевший от ревности и отчаяния Дон Хозе убивает ее кинжалом. Из арены выходят люди и видят трагическую сцену. Дон Хозе признается в убийстве и отдается в руки правосудия.
Проблематика произведения
Опера «Кармен» поднимает вечные темы любви, страсти, свободы и рока. Центральной является проблема столкновения двух мировоззрений: с одной стороны — цыганская философия абсолютной свободы, которую воплощает Кармен, с другой — традиционные представления о долге, чести и морали, носителем которых является Дон Хозе. Бизе показывает, как всепоглощающая страсть разрушает человека, превращая честного солдата в дезертира и убийцу.
Образ Кармен символизирует неукротимую женскую натуру, которая не может и не хочет подчиняться общественным условностям. Она живет по законам сердца, признавая только свободу выбора в любви. Трагедия заключается в том, что такая свобода несовместима с требованиями общества и неизбежно ведет к катастрофе.
Композитор также затрагивает тему социального конфликта — противостояние между официальным миром (солдаты, офицеры) и миром отверженных (цыгане, контрабандисты). Через судьбу героев Бизе показывает неизбежность трагедии, когда человек пытается совместить несовместимое — долг и страсть, порядок и свободу.
