«Иван» — краткое содержание

«Иван» - краткое содержание
Новое

Владимир Богомолов — 6 класс — 9 мин.

В 1957 году была написана повесть «Иван» Богомолова. Это рассказ о маленьком герое, разведчике, который погиб в борьбе с фашистскими захватчиками.

Основная идея произведения заключается в том, чтобы показать жестокую реальность военного времени. Война – это тяжелое испытание, которое не предназначено для детей. Главными героями повести являются 12-летний Иван и его старшие товарищи, которые сражаются против немецких оккупантов.

Мы рекомендуем читать краткое содержание повести «Иван» по главам онлайн. Это будет полезно как для написания читательского дневника, так и для подготовки к уроку литературы.

Место и время действия

События повести происходят во время Великой Отечественной войны в СССР, на левом берегу Днепра рядом с деревнями Сосновка и Новоселки.

Главные герои

  • Иван - это одиннадцатилетний мальчик-сирота, который является разведчиком и обладает несгибаемой силой воли.
  • Гальцев– старший лейтенант, молодой человек, который был очень предан Ивану.

Другие персонажи

  • Подполковник Грязнов– штабной офицер, с которым Иван работал напрямую.
  • Холин– капитан, офицер разведывательного штаба, знаменитый красавец и большой шутник.
  • Катасонов– старшина, разведчик, друг Вани.

Краткое содержание

Глава 1

Полковник Боголюбов, командир батальона временно поручил обязанности командира батальона старшему лейтенанту Гальцеву. Внезапно, Гальцева разбудили в середине ночи. Оказалось, что на берегу был пойман мальчишка, утверждающий, что должен быть приведен в штаб к командиру.

Перед Гальцевым предстал худенький мальчик лет одиннадцати, который был посиневший от холода и дрожал. Лейтенант строго допрашивал его, но он отвечал только своей фамилией - Бондарев, и настойчиво просил сообщить о своем прибытии в штаб. Гальцев отказывался выполнить это требование, но когда мальчик назвал фамилии штабных офицеров, Гальцев поверил ему.

Подтвердил это и подполковник Грязнов, который сказал: "Это наш парень". Мальчик достал из платка зерна пшеницы и ржи, семечки подсолнуха и хвою. Внимательно пересчитав их, он записал данные на клочке бумаги и срочно отправил это в штаб.

Глава 2

Иван не мог заснуть и всё время интересовался у Гальцева, доставлено ли его послание. Вскоре появился высокий мужчина с темными волосами Холин, который приветствовал Ивана как старого друга. Братец рассказал ему, что из-за германцев ему не удалось добраться до лодки, и он вынужден был переходить Днепр из другой деревни плавно. Это было настоящим чудом, что в ненастную ночь и холодные октябрьские воды ему удалось перейти реку.

Холин привёз Ивану чистую одежду. Когда мальчик переоделся, Гальцев заметил, что на гимнастерке висит орден Отечественной войны и новенькая медаль "За отвагу". Подкрепившись, Иван и Холин отправились в путь на машине.

Глава 3

Через три дня к Гальцеву явился старшина Катасонов и попросил посмотреть на немецкого военнослужащего со стороны наблюдательного пункта. Он рассказал, что по приказу командира Ванюшки его хотят отправить в школу, а именно в Суворовское училище, но он отказывается. Мальчик, который испытывал огромную ненависть к захватчикам, хотел провести всю войну в роли разведчика.

Гальцев отправился с Холиным на обходной путь, при этом Холин своей бесцеремонностью отпугивал его. Они зашли в батальонный медпункт, где появилась новенький фельдшер - красивая блондинка в возрасте около двадцати лет с ярко-голубыми глазами. Заметив заинтересованность Гальцева к девушке, Холин стал специально провоцировать его.

Глава 4

Ваня приехал, он выглядел освежившимся и пришедшим в себя. Своей разговорчивостью и дружелюбием он поразил Гальцева. В этот раз Катасонов и Холин должны были перевести мальчика через Днепр в тыл к немцам. Но Иван совершенно не беспокоился - он жевал леденцы и перебирал журналы. Ему очень понравился нож Гальцева, но тот не мог подарить его Ване, так как это было воспоминание о друге.

От Катасонова Гальцев узнал, что отец Вани, пограничник, погиб в первый день войны. Маленькая сестренка была убита прямо на руках мальчика, а о судьбе матери он ничего не знал.

Гальцев хотел присоединиться к разведчикам, но Холин отказал ему. Когда стало известно, что Катасонова срочно вызвали к себе командир Дивизии, его место занял Гальцев. Никто из них еще не знал, что Катасонова убили.

Глава 5

По завершении обеда, Холин разложил карту и рассказал Гальцеву о текущей ситуации. После тщательной подготовки они отправились на выполнение своей миссии.

Глава 6

Без проблем переплыв реку, разведчики спрятали лодку. Ваня, одетый специально в старые и рваные одежды, покинул группу старших товарищей и исчез во тьме.

Глава 7

Отпустив мальчика, Холин и Гальцев затаились в засаде. Вскоре немцы прошли совсем рядом с ними. У Гальцева возникло «потребление, желание немедленно убить их», но благодаря Холину, который сохранял хладнокровие и сдержанность, их присутствие не было раскрыто. Когда немцы удалились, разведчики вернулись к своим.

Холин рассказал, что Ивану «нужно пройти более пятидесяти километров», и каждый шаг мальчика может быть опасным из-за возможных немецких патрулей. Он очень беспокоился за судьбу мальчика, так как в случае угрозы никто не смог бы прийти на помощь.

Глава 8

Слесарь-умелец по заказу Гальцева изготовил точную копию финки, которая понравилась Ване. Гальцев хотел передать нож мальчику, либо по крайней мере подполковнику Грязнову, когда будет удобный случай. Вскоре такая возможность представилась. От подполковника он узнал, что Иван вернулся из задания живым и невредимым. После этого мальчика отправили учиться в училище, но он ушел самостоятельно. Гальцев попросил передать Ване финку, на что Грязнов ответил, что у него есть «десяток этих ножей, не меньше». Подполковник не хотел рассказывать подробности о маленьком разведчике, считая, что чем меньше говорят о них и чем меньше людей о них знают, тем дольше они живут.

Глава 9

После получения сильного ранения Гальцев был признан "ограниченно годным" и отправлен в Берлин с целью захвата немецких архивов и документов. Во время изучения уцелевших документов Гальцев обнаружил фотографию Вани. В отчете говорилось о том, что был арестован школьник, который наблюдал за передвижением военных поездов в запретной зоне. При задержании он сопротивлялся с яростью и, после проведенного допроса, был расстрелян.

И каков итог?

Иван - пойман немцами во время выполнения своего задания, сопротивлялся и был расстрелян после допроса.

Гальцев - из-за полученного ранения он больше не может участвовать в боевых действиях и направлен в Берлин для захвата немецких документов, где узнает правду о судьбе Вани.

Вывод

Владимир Богомолов решил передать свое послание о том, что война – это труднейшее испытание, особенно для детей, которым пришлось пережить все ужасы военного времени наравне со взрослыми.

После того как вы ознакомитесь с кратким пересказом истории Ивана, мы настоятельно рекомендуем вам прочитать эту повесть в полной версии.

Бесплатный вебинар
Бесплатный вебинар
Бесплатный вебинар
Для родителей Для подростков

Определите, что мешает получать пятёрки

  • Оставьте заявку на вводный урок
  • Получите бесплатную оценку знаний ребёнка
  • Узнайте конкретные шаги, чтобы поднять успеваемость