«Чудак из “6‑Б”» — краткое содержание

«Чудак из “6-Б”» - краткое содержание
Новое

Владимир Железников — 6 класс — 10 мин.

Известная повесть «Чудак из шестого "Б"» авторства Владимира Железникова была создана в 1962 году. Это трогательный рассказ о жизни обычного школьника, которому удалось найти свое призвание еще в шестом классе.

В этом произведении раскрывается важная тема: каждый человек должен иметь любимое занятие, которое придает его жизни смысл и делает его счастливым. Повесть также учит милосердию, человечности и умению дружить.

Для составления читательского дневника или подготовки к уроку литературы рекомендуем ознакомиться с кратким содержанием «Чудака из "6-Б"» онлайн.

Место и время действия

События повести разворачиваются в Москве в 1960-х годах.

Главные герои

  • Боря Збандуто – шестиклассник, немного эксцентричный, но с большим сердцем.

Другие персонажи

    Герои

    • Родители Бори– любящая чета, для которой нет ничего важнее, чем воспитать сына достойным человеком.
    • Саша Смолин– верный друг Бори, с которым он делит радости и невзгоды, находясь с ним на одной волне.
    • Настя Монахова– одноклассница, пленившая сердца и Бори, и Саши, став объектом их воздыханий.
    • Нина (Колобок)– старшая вожатая, образец ответственности и пример для подражания, которую отличает рассудительность и принципиальность.
    • Наташа Морозова– маленькая первоклассница с пытливым умом, для которой честность – не пустой звук, а жизненный принцип.

    Завязка сюжета

    Отправляясь в командировку, отец Бори дал ему ответственное поручение: выбрать и купить подарок маме на день рождения. Мальчик получил десять рублей и заверил отца, что не подведет.

    Борис отличался редкой принципиальностью. К своим юным годам он усвоил важную жизненную истину: «…нельзя поддаваться всеобщему течению, иначе растворится, исчезнет собственное «я»». Он даже намеренно игнорировал коллекционирование марок, столь популярное среди его одноклассников. По той же причине Борис не стремился к отличным оценкам, ведь его класс и без того блистал успеваемостью.

    Борис не терпел промедления в важных делах. Уже на следующий день он отправился на поиски подарка для мамы. По пути ему встретился закадычный друг Саша Смолин, которому Борис с гордостью продемонстрировал хрустящую десятирублевую купюру. Дабы упрочить свой авторитет, он заявил, что это его личные средства, которые он волен тратить по своему усмотрению. В итоге, Борис решил разменять деньги и приобрести два билета в кино.

    Однажды, спеша на уроки, Боря и Сашка столкнулись с Настей Монаховой – их бывшей одноклассницей, которая покинула школу после четвертого класса. Время явно пошло Насте на пользу, превратив её в настоящую красавицу, чем ребята были совершенно очарованы.

    В школьных стенах Борю ждал сюрприз: его назначили вожатым в первый класс. Новость сообщила «старшая вожатая Нина, прозванная за круглые формы и любовь к перекусам Колобком». Боря, не раздумывая, согласился, видя в этом шанс впечатлить Настю.

    Фантазия Бори заработала на полную мощность: он представлял, как его первоклашки, благодаря его неординарному подходу, освоят школьную программу в три раза быстрее или научатся учиться во сне. Он уже начал сочинять пламенную речь для своих подопечных, как вдруг появился Сашка, и друзья отправились на прогулку.

    Минули несколько дней, и Боря уже успел забыть, что ему доверили роль вожатого, когда в его классе появились две маленькие ученицы. Девочки из «1А» напомнили Боре, что весь класс ждал его возвращения уже больше недели. После уроков он направился к своим подопечным, которые поначалу смотрели на него «с благоговейным трепетом, будто на редкого зверя в зоопарке», и даже нацарапали на доске крупными буквами «ПОБЕДА БОРЕ!».

    Боре было непросто сразу запомнить имена всех ребят. Он предложил малышам устроить «фотосессию», чтобы каждый сфотографировался и прикрепил свое фото. Со временем он даже подружился с Наташей Морозовой, чья мама ушла из жизни, а отец постоянно пропадал в командировках в Африке. Но Боре было непросто признаться Сашке, что он успел привязаться к этим «шкодливым малышам».

    Поначалу Боря был захвачен энтузиазмом, но вскоре первоклассники так его измотали, что он решил подать заявление об уходе с поста вожатого. Недавно он замечательно провёл время с Настей, потратив ещё одну монетку из «маминой» стопки. Она как-то обмолвилась, что возиться с первоклассниками - занятие крайне скучное, и Боря решил покончить с классом "1Б". Однако, поразмыслив, он понял, что сильно привязался к детям, и отказался от своего решения.

    Неожиданно Боря узнал от Нины, что его собираются отстранить от должности, мотивируя это тем, что он якобы оказывал негативное влияние на детей. Мальчик изо всех сил старался сделать ребят лучше, но некоторые родители не одобрили его методы и пожаловались директору.

    Вызов к директору поверг Борю в изумление, когда он увидел в кабинете Наташу Морозову. Оказалось, храбрая девочка пришла не одна – от лица всего класса она самоотверженно защищала своего вожатого, перечисляя его многочисленные достоинства. Благодаря смелому поступку Наташи Боря сохранил за собой почетное звание вожатого «1А».

    Однажды Боря загорелся идеей сводить ребят в цирк. К сожалению, двое из них не смогли присоединиться к общему веселью: Зина была занята на тренировке по плаванию, а Гена помогал маме бороться с последствиями снегопада. Тронутые единением и не желая идти в цирк без друга, ребята хотели было вовсе отказаться от затеи, но Боря нашел выход: он предложил помочь Генке справиться с работой, чтобы успеть на представление всем вместе. Дети, многие из которых впервые переступили порог цирка, были в полном восторге! А щедрая порция мороженого, купленная Борей на последние "мамины" деньги, стала прекрасным завершением этого запоминающегося дня.

    Борис присматривал за первоклассниками во время контрольной работы. Он заметил, что все его подопечные совершают одну и ту же досадную ошибку. Чтобы помочь им, Борис написал правильные ответы на листке бумаги и отвернулся, позволив всему классу, кроме честной Наташи Морозовой, получить высокие оценки.

    Когда настал день рождения мамы Бориса, он не приготовил для нее подарок и сделал вид, что забыл об этом важном событии. Мама тихо покинула дом, и Борис понял, как ей было обидно, ведь ее не поздравили самые близкие люди, будто она жила не в семье, а на необитаемом острове. Отец Бориса позвонил с опозданием всего на пять минут и не успел поздравить любимую лично. Борис был вынужден признаться отцу, что не купил подарок, и объяснил это тем, что «проел деньги на мороженое».

    Боря Збандуто, находясь в подавленном настроении, отправился в школу, где узнал о конфликте между его одноклассниками Настей и Сашей. Не успев помириться с Настей, Саша вынужден был расстаться с ней, так как «неожиданно приехал ее отец и забрал ее с собой» на Дальний Восток. Решив исправить свои ошибки, Боря признался в школе, что разрешал первоклассникам списывать на контрольной. Кроме того, он позвонил маме на работу и поздравил ее с днем рождения. Затем Боря помирился с Сашей и пригласил его к себе домой «на именинный пирог». Осознав, что может жить в соответствии со своими желаниями, Боря почувствовал себя по-настоящему счастливым.

    И что в итоге?

    Боря Збандуто — чувствует себя счастливым, разрешив все свои проблемы: поздравил маму с днём рождения, признался в школе, что разрешил первоклассникам списывать, помирился с Сашей.

    Саша Смолин — мирится с Борей.

    Настя Монахова отправляется в новое жизненное путешествие вместе со своим отцом на просторы Дальнего Востока.

    Вместо послесловия

    Страницы повести Железникова учат нас не только доброте, сочувствию и человечности, но и самому важному – ценности настоящей дружбы, той, что не боится трудностей и всегда готова прийти на помощь.

    Если этот краткий пересказ «Чудака из «6-Б»» пробудил ваш интерес, настоятельно рекомендуем погрузиться в полную версию произведения.

Бесплатный вебинар
Бесплатный вебинар
Бесплатный вебинар
Для родителей Для подростков

Определите, что мешает получать пятёрки

  • Оставьте заявку на вводный урок
  • Получите бесплатную оценку знаний ребёнка
  • Узнайте конкретные шаги, чтобы поднять успеваемость