b733e4
Modal window id: popup-shopall

«Кавказский пленник» — краткое содержание

«Кавказский пленник» - краткое содержание
2.6K

Лев Толстой — 5 класс — 8 мин.

Рассказ «Кавказский пленник» Льва Николаевича Толстого был создан в 1872 году и относится к реалистическому направлению в литературе. Название произведения перекликается с поэмой Александра Сергеевича Пушкина «Кавказский пленник». Однако, в отличие от своего предшественника, Толстой изобразил не романтизированного, идеализированного персонажа, а обычного русского офицера Жилина – храброго, трудолюбивого и человечного героя, способного находить выход из сложных ситуаций.

Краткое содержание «Кавказского пленника» Толстого представлено на нашем сайте. Оно может быть полезно при подготовке к урокам литературы в 5 классе, а также для ознакомления с сюжетом произведения.

Место и время действия

Действие рассказа разворачивается в 50-х годах XIX века, во время Кавказской войны (1817–1864), на Кавказе.

Modal window id: popup-professionsbox

Главные герои

    ## Герои повести "Кавказский пленник":

    • Жилин: Дворянин небогатого рода, офицер, нёсший службу на Кавказе. Отправившись домой в отпуск, угодил в плен к татарам. Лишь со второй попытки ему удалось вырваться на свободу.
    • Костылин: Товарищ Жилина по несчастью, офицер, пленённый вместе с ним.

    Второстепенные персонажи:

    • Дина: Тринадцатилетняя дочь Абдул-Мурата, «тоненькая, как тростинка». Прониклась сочувствием к пленному Жилину, носила ему еду и помогла организовать побег.
    • Абдул-Мурат: Хозяин Жилина и Костылина, татарин, выкупивший пленников. Отец Дины.

    Пересказ по главам:

    Глава первая:

    Жилин, офицер, служащий на Кавказе, получает письмо от матери. Старушка пишет, что совсем плоха стала, и зовёт сына навестить её, пока жива. Жилин выбивает себе отпуск, прощается с сослуживцами и отправляется в путь.

    На Кавказе в то время свирепствовала война – татары нападали на одиноких путников, поэтому воинский конвой сопровождал обоз Жилина. Стремясь как можно быстрее достичь места назначения, офицер решил оторваться от эскорта, и к нему присоединился Костылин.

    Однако по пути им встретились татарские воины. По вине Костылина, который испугался и бежал, безоружного Жилина схватили и увезли в татарскую деревню. На пленника надели тяжелые оковы и заперли в сарае.

    Глава 2

    Вскоре Жилину сообщили, что татарин, схвативший его, также поймал Костылина и продал обоих пленников Абдул-Мурату, который стал их новым «хозяином». Татарин заставил пленников написать домой письма с просьбой о выкупе. Жилин понимал, что у его матери нет денег на это, поэтому написал письмо с неверным адресом, чтобы оно не дошло до адресата.

    Глава 3

    Жилин и Костылин провели целый месяц в тесном сарае. Днем их сковывали колодками, которые снимали только ночью. Жилин, будучи человеком мастеровитым, начал лепить кукол из глины для хозяйской дочери Дины, чтобы развлечься. Девочка, тронутая добротой пленника, тайно приносила ему еду – молоко и лепешки.

    Глава 4

    Задумав побег, Жилин начал рыть в сарае подземный ход. Воспользовавшись отсутствием татар в ауле, пленники сумели сбежать ночью.

    Глава 5

    Офицеры беспрепятственно покинули аул. Однако вскоре Костылин стал жаловаться на натертые ноги. Почти всю ночь они шли по лесу, и когда Костылин уже не мог идти, Жилин взвалил его на себя. Но их все же перехватили другие татары и вернули к Абдул-Мурату.

    Жители аула жаждали крови плененных русских, но жадность Абдул-Мурата оказалась сильнее, и он решил выждать, пока прибудет выкуп. Снова закованных в тяжелые колодки пленников бросили в глубокую, сырую яму, уходившую вглубь на целых пять аршин.

    Глава 6

    Условия содержания стали невыносимыми. Еду, да и то сырую и неаппетитную, как для псов, бросали прямо на землю. Воздух в яме был тяжелым и спертым, сырость пробирала до костей. Костылин, не выдержав таких мучений, слег - только стоны да редкий сон были признаками жизни. Даже мужественный Жилин начал терять надежду.

    Лучом света в темном царстве стала Дина, дочь Абдул-Мурата. Сначала она тайком приносила пленникам еду, а однажды предупредила Жилина о готовящейся расправе. По просьбе офицера девочка сбросила в яму длинный шест.

    Жилин планировал бежать вместе с Костылиным, но тот был слишком слаб и сам отказался от рискованного предприятия. Ночью, под покровом темноты, Жилин, опираясь на шест, выбрался из ямы. Свободу сковывала ненавистная колодка, сбить замок не удалось, и Жилин решился бежать так. Дина, прощаясь, горько плакала и сунула ему в руки узелок с лепешками.

    Преодолев лесной массив и ступив на открытое поле, офицер заметил слева группу казаков, расположившихся у костров. Стремясь как можно скорее пересечь расстояние, опасаясь столкновения с татарами, Жилин устремился вперёд. Его опасения оказались не напрасными: не успел он приблизиться к своим, как его заметила троица татар. В этот критический момент Жилин, взывая о помощи, отчаянно замахал руками и закричал: «Братцы! Спасите! Братцы!». К счастью, казаки услышали его призыв, бросились наперерез преследователям и вызволили беглеца из беды.

    Узнав в спасённом Жилина, офицеры сопроводили его в крепость. Осознав, что судьба распорядилась иначе и планам о возвращении домой и свадьбе не суждено сбыться, Жилин решил продолжить службу на Кавказе. «Костылина же выкупили только спустя месяц, да и то за баснословные пять тысяч. Привезли его едва живым».

    Каков же итог?

    Иван Жилин— благодаря помощи Дины бежит из плена, достигает своих, продолжает службу на Кавказе.

    Костылин— оказывается на свободе лишь после уплаты родными выкупа, возвращается едва живым.

    Абдул-Мурат - получив выкуп от родных Костылина, отказывается от его удержания.

    Дина - помогает Жилину сбежать, снабжая его едой в дорогу.

    Заключение

    В рассказе «Кавказский пленник» Толстой, изображая образы русских офицеров Жилина и Костылина, раскрывает важные нравственные темы: верность, дружба, товарищеский долг, отзывчивость, доброта, стойкость и храбрость. Развивая параллельную линию дружбы Жилина и Дины, автор показывает, что истинная доброта и терпимость способны нивелировать любое зло, даже противостояние народов и войну.

    Краткое изложение «Кавказского пленника» дает возможность познакомиться с основными событиями и сжатым описанием рассказа, однако для более глубокого понимания произведения рекомендуем прочитать его полный вариант.

Комментарии

Открыть диалоговое окно с формой по клику
Бесплатный вебинар
Бесплатный вебинар
Бесплатный вебинар
Для родителей Для подростков

Определите, что мешает получать пятёрки

  • Оставьте заявку на вводный урок
  • Получите бесплатную оценку знаний ребёнка
  • Узнайте конкретные шаги, чтобы поднять успеваемость