b733e4

«Республика ШКИД» — краткое содержание

«Республика ШКИД» - краткое содержание
1.2K

Григорий Белых — 6 класс — 14 мин.

В 1926 году Белым и Пантелеевым была написана повесть «Республика ШКИД». В ней отражена жизнь и судьба беспризорных детей. Основой для создания персонажей стали Гриша Черных (Янкель) и Леонид Пантелеев (Ленька).

Рекомендуем ознакомиться с кратким содержанием «Республики ШКИД» по главам. Это будет полезно как для ведения читательского дневника, так и для подготовки к уроку литературы.

Место и время событий

События повести разворачиваются в Петрограде после окончания Гражданской войны в России в 1917-1922 годах.

Modal window id: popup-professionsbox

Главные персонажи

  • Виктор Николаевич Сорокин (Викниксор) - заведующий школой, решительный, принципиальный, идеалистичный педагог.
  • Николай Громоносцев (Цыган) - решительный, эмоциональный парень, заводила.
  • Георгий Еонин (Японец) – уникальный и талантливый подросток, в совершенстве владеющий немецким языком.
  • Гриша Черных (Янкель) – мальчик умный, начитанный и очень способный.
  • Алексей Пантелеев (Ленька) – верный друг Янкеля, активный и энергичный парень.

Другие персонажи

  • Мстислав Офенбах (Купец) – молодой человек крупного сложения, с сильным характером и добродушным нравом.
  • Мамочка – невысокий одноглазый мальчик со стройным телосложением, известный своим задирательством.
  • Воробьев (Воробышек) – юноша худощавого телосложения, проявляющий лидерские качества.
  • Сашкец и Костец – педагоги, обожаемые школярами.
  • Слаенов – хитрый и жадный спекулянт, известный своей коварностью и подлостью.
  • Тоня Маркони – подруга Янкеля, которую он предал.
  • Сергей Петрович Айвазовский (Крокодил)– педагог и преподаватель рисования.
  • Элла Андреевна Люмберг (Эллушка)– жена Викниксора, учительница немецкого языка.

Краткое содержание

Глава 1. Начало

«Школа социально-индивидуального воспитания имени Достоевского», или сокращенно «ШКИД», была образовательным учреждением, где нашли убежище дети-сироты. После «периода революции, голода и гражданской войны» их было великое множество.

Однако воспитательный процесс так и не смог начаться, поскольку непослушные подростки «сплотились и начали бунтовать, совершенно не обращая внимания на воспитателей». Им старался завидеть хлипкий и худенький Воробьев по кличке Воробышек.

Возведение учебного заведения руководилось человеком по имени Виктор Николаевич Сорокин, известным как Викниксор. В помощи ему была его супруга, Элла Андреевна Люмберг, блондинка-немка, также известная как Эллушка.

Глава 2. Цыган из Александро-Невской лавры

Скоро в школе появился новый ученик, известный под кличкой Цыган - Колька Громоносцев. Скоро он отнял руководство на себя, вытеснив Воробышка, и стал непрекословным лидером в школе.

Глава 3. Янкель пришел

В школу «ШКИД» перевели Гришку Черных - умного, способного и очень начитанного мальчика. Цыган дал ему кличку Янкель, и они быстро подружились.

Глава 4. Табак японский

Спустя неделю нахождения в школе Янкель продемонстрировал свои навыки, умело похитив табак у эконома вместе с Цыганом. Они честно поделили добычу среди учеников.

Глава 5. Маленький человек из-под Смольного

Среди новых учеников из колонии «ШКИД» появился неприметный персонаж, нарекаемый Мамочкой. Во время драки ему нанесли травму - выбили один глаз, и с тех пор на его лице постоянно носилась черная повязка. Но несмотря на свою физическую неполноценность, малыш смог проявить свою задорность и активность, и вскоре стал любимцем среди своих товарищей.

Среди новых пришельцев был и Гриша Еонин - «интеллигентный, образованный и одновременно бравый негодяй», который блестяще освоил немецкий язык самоучкой. Среди сверстников его прозвали Японцем из-за явных сходств с представителями Страны Восходящего Солнца.

Глава 6. Халдеи

«Воспитателем в школе ШКИД был Халдей», и Викниксор непродолжительное время имел проблемы с постоянным составом педагогов. Чтобы работать в «ШКИДе», нужно было быть обладателем «фантастически подкованного мужества и невероятной силы духа», и не каждый учитель обладал этими ценными качествами. Однако у двух преподавателей было огромное влияние и привязанность студентов. Они были известны как Сашкец и Костец, или просто Александр Николаевич Попов и Константин Александрович Меденников».

Глава 7. Власть народа

С целью борьбы с беспорядками в школе при помощи прогрессивных методов, Викниксор решил установить самоуправление. Были избраны старосты по классам, дежурные по кухне и гардеробу. Для самых буйных студентов был введен изолятор.

Глава 8. Великий мастер заемного процента

В школу вплотную прибыл новый ученик - крупный, обжорственный Слаенов, который быстро стал главным ростовщиком среди шкидовцев. Постепенно начало расти всеобщее негодование, и Слаенову пришлось срочно покинуть «ШКИД». Так закончилось «одно из мрачных и подлых эпизодов в жизненной истории республики».

Глава 9. Стрельна дрожит

Желая восстановить порядок среди воспитанников, заведующий выпустил школьную «Летопись», в которой фиксировались «все содеяния, все непристойности» шкидовцев. Еще были введены разряды с первого по пятый, в зависимости от поведения, а также меры наказания и поощрения.

Глава 10. Кауфман фон Офенбах

В школу появился новый ученик - «огромный малец» Мстислав Офенбах. Благодаря своим внушительным размерам его стали называть Купцом. Необходимо отметить, что за Офенбахом закрепилась «репутация сильного, горячего, но добродушного парня».

Пятый раздел. Пожар

В один прекрасный вечер Янкель открыл глаза и увидел «небольшое серое облачко вокруг лампы» – в школе вспыхнул серьезный пожар.

Шестой раздел. Ленька Пантелеев

Вскоре после пожара в школе появился новенький ученик – Ленька Пантелеев. Сначала его не приняли дружелюбно, но со временем он стал признанным членом школьной банды.

Седьмой раздел. О «Шестой державе»

В школе началась настоящая газетная лихорадка, которой заразились все, без исключения, ученики. В результате на каждого ученика приходилось по одному изданию газеты, но со временем количество уменьшилось до четырех школьных газет.

Восьмой раздел. Улиганштадт

В "ШКИД" прозвище "улиган" было очень почетным, далеким от его происхождения "хулигана". Вскоре у воспитанников образовалось собственное государство под названием Улигания, где столицей служил Улиган-штадт. Купец был избран диктатором Улигании. В новом государстве были приняты конституция, герб и гимн. Халдеи были жестокими врагами Улигании.

Глава 15. Лотерея-аллегри

Для развлечения воспитанники решили провести лотерею-аллегри, которая сможет "заполнить часы досуга Улигании" на долгое время. Лотерея была успешной и стала началом развития "игорной индустрии" в школе.

Глава 16. "Даешь политграмоту"

Воспитанцы все больше и больше обращались к Викниксору с запросом организовать комсомольскую ячейку. Заведующий объяснил, что в их претензионной школе, где царит тюремный режим, нельзя организовывать комсомол. Потом шкидовцы попросили его включить политграмоту в учебный процесс, и Викниксор согласился.

Глава 17. Ведение учета

С наступлением зимы начался новый учебный год, и Викниксор предупредил детей, что они переходят к настоящим занятиям - по десять уроков каждый день. Он также предупредил, что первого января будет проведена проверка знаний, полученных на уроках. Ребята с энтузиазмом принялись готовиться к предстоящей проверке.

Глава 18. Шкида влюбляется

Весной наступило время, когда «к шкидцам пришла любовь». Все были заняты романтикой, кроме Янкеля, который из-за страха перед насмешками друзей поступил некрасиво со своей подругой Тоней Маркони. Даже спустя годы, когда они уже стали взрослыми, Тоня так и не смогла простить Гришку за его предательство.

Вскоре в школе появился новый учитель рисования по имени Сергей Петрович Айвазовский, который утверждал, что является племянником великого художника. Ребята прозвали его «Крокодил Крокодилович» и сочли его «барахлом».

Однажды Ленька Пантелеев и Сашка Пыльников, не находя занятий, нанесли разрушительные удары по стеклам прачечной. Узнав об этом, Викниксор вынужден был отправить их домой. Для того чтобы искупить свою вину, Ленька продал на толкучке найденный им ранее золотой зуб, а Сашка – собственные ботинки. Полученные деньги они принесли Викниксору, чтобы он смог заменить разбитые стекла в прачечной.

Глава 21. «Юнком»

Среди студентов последних классов нашлись те, кто выразил желание «подготовиться к вступлению в комсомол по окончании Шкиды». В результате Янкель, Японец и Пантелеев получили разрешение от Викниксора на создание своего собственного клуба и издание газеты под названием «Юнком». Изначально другие подопечные относились к юнкомцам с недоверием, но с появлением юнкомской библиотеки эта ситуация изменилась.

Глава 22. Содом и Гоморра

Когда Викниксор отправился в Москву по своим делам, «Шкида резко изменила свою деятельность». Цыгане вместе с Гужбаном начали активно грабить, а за заработанные деньги они организовывали пьянки.

Глава 23. Первый номер

Узнав, что за время его отсутствия «школа превратилась в гнездо воров, в место для опасных социальных элементов», Викниксор перевел основных подозреваемых в сельскохозяйственный техникум.

Глава 24. Раскол в Цеке

После некоторого времени среди членов Цеки произошел раскол. Лучшие друзья Янкель и Пантелеев, мечтающие стать известными артистами, бросили свои обязанности в организации. Японец был крайне недоволен этим и решил принять новых членов в свою организацию. Янкель и Пантелеев в свою очередь начали выпускать свою собственную газету. С течением времени будущие артисты успокоились и перестали сопротивляться Японцу. Так "Юнком" получил перерыв и начал улучшаться.

Глава 25. "Шкидино"

Янкель и Пантелеев охватила "кинемания": они собрались создать свою кинокомпанию под названием "Шкидкино". "Кинокомпания Пантелеева и Янкеля" представляла собой серию нарисованных на белой бумаге картин, освещенных мощной задней электрической лампой. "Шкидцы" были в восторге от этого нового развлечения и приняли его с восторгом.

Глава 26. Бумажная панама

Узнав, что пуд бумаги стоит довольно дорого, Янкель и Пантелеев стали собирать "старые тетради и газеты". Они смогли заработать два червонца, чтобы и в любой момент отправиться в Одессу или в Баку на кинофабрику.

Глава 27. Спектакль

В честь Великой Октябрьской революции они решили "величественно отметить праздник и для этого устроили спектакль". Для приглашенных гостей был устроен шикарный ужин. После спектакля все веселились и танцевали.

Глава 28. Малыши обретают оперение

Непосредственно после выступления Янкель и Пантелеев обратились к Викниксору со своей просьбой о дозволении самостоятельно плыть по свободным волнам. Они больше не могли мириться с ограничениями школьной жизни и чувствовали внутри себя энергию для независимого существования. Таким образом, наши лучшие друзья стали первыми выпускниками высшего учебного заведения «ШКИД».

Глава 29. Последние следопыты

Постепенно «следопыты уходили, передавая традиции» и освобождая место для новых бродячих душ. Торговец, давно мечтавший о подвигах на военной службе, успешно поступил в военное училище. Цыган прислал письмо, в котором поделился радостью от открытия своего истинного предназначения - «сельского труда». Янкель и Пантелеев стали «корреспондентами одного кино-журнала».

Эпилог, оставленный в 1926 году

После трех лет Янкель и Пантелеев случайно встретили Японца, который стал помощником режиссера. От него друзья узнали о судьбах остальных воспитанников, которые все, без исключения, присоединились к Комсомолу и стали активистами. Приятели пришли к выводу, что "Шкида изменяет всех".

И что произошло в итоге?

Викниксор — прощается с первыми выпускниками Шкида и остается директором школы.

Цыган — находит свое призвание в сельском труде.

Японец — становится помощником режиссера.

Янкель и Пантелеев — становятся корреспондентами киножурнала.

Купец — поступает в военный университет.

Заключение

В своем произведении авторы сделали акцент на том, что даже в самые трудные времена остаются ценными такие понятия, как "дружба", "честь" и "совесть".

После ознакомления с кратким изложением "Республики ШКИД" рекомендуется прочитать повесть в полной версии.

Комментарии

Открыть диалоговое окно с формой по клику
Бесплатный вебинар
Бесплатный вебинар
Бесплатный вебинар
Для родителей Для подростков

Определите, что мешает получать пятёрки

  • Оставьте заявку на вводный урок
  • Получите бесплатную оценку знаний ребёнка
  • Узнайте конкретные шаги, чтобы поднять успеваемость