b733e4

Реформы П. А. Столыпина

Реформы П. А. Столыпина
8.5K

«Дайте Государству 20 лет покоя, внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России!», — П. А. Столыпин.

26 апреля 1906 г. П. А. Столыпин был назначен министром внутренних дел, а 8 июля — председателем Совета министров. 1 сентября 1911 г. смертельно ранен эсером Д. Г. Богровым в Киевском оперном театре.

Причины реформ

  • Незавершенный характер реформы 1861 г.:

    • сохранение помещичьего землевладения;

    • низкая эффективность сельского хозяйства, отсутствие передовых технологий;

    • разорение дворянства;

    • сохранение общины, социальное расслоение деревни.

  • Поражение в русско-японской войне:

    • недостаток людских и экономических ресурсов на востоке страны как фактор поражения России;

    • низкий уровень аграрного и промышленного развития Сибири и Дальнего Востока;

    • задача переселения крестьян на пустующие территории.

  • Революционные события 1905–1907 годов:

    • революционный террор (убийство царских сановников, представителей царской семьи);

    • запрос на усиление самодержавной власти, на восстановление порядка;

    • подъём национально-освободительного движения, обострение национального вопроса;

    • подъём популярности антимонархического движения.

    8.1K

    Первая российская революцияЧитать →

  • Кризис царской власти:

    • необходимость установления механизмов взаимодействия между правительством и Государственной Думой;

    • доминирование в Думе 1-го и 2-го созывов антиправительственных сил.

  • Отставание от промышленно развитых стран:

    • использование преимущественно ручного труда, низкий уровень механизации производства;

    • зависимость экономики от иностранных инвестиций;

    • сравнительно низкий уровень урбанизации.

Аграрная реформа

Задачи реформы

  • Решение проблемы малоземелья крестьян Центральной России без ущерба интересам помещиков.

  • Ликвидация крестьянской общины и создание социальной опоры самодержавия — крестьян-собственников (хуторян, отрубников).

  • Преодоление отсталости сельского хозяйства, повышение производительности труда и уровня жизни крестьян.

  • Преодоление социальной напряжённости в деревне.

Мероприятия и проекты

  • 3 ноября 1905 г. — царский Манифест «Об отмене выкупных платежей за землю с 1 января 1907 г.»:

    • полное прекращение взимания выкупных платежей и недоимок за надельную землю, полученную бывшими крепостными и удельными крестьянами в 1861–1864 гг;

    • освобождение земель от ограничений, лежащих на них в силу выкупного долга.

  • 10 марта 1906 г. — указ «О порядке применения закона 1904 г.». Сняты ограничения на свободу передвижения крестьян.

  • 5 октября 1906 г. — указ об отмене всех сохранившихся ограничений для крестьянского сословия в отношении государственной и военной службы, обучения в учебных заведениях.

  • 9 ноября 1906 г. — указ «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования» (получил статус закона 14 июня 1910 г):

    • крестьяне получали право выхода из общины с закреплением в личную собственность причитающейся им части общинной земли;

    • крестьянин имел право требовать выделения всех угодий к «одному месту» в виде хутора или отруба (хутор — обособленное крестьянское хозяйство вне пределов деревни, порвавшее все связи с общиной; отруб — участок земли, получаемый вышедшим из общины крестьянином в одном месте, внутри деревни).

  • Крестьянский поземельный банк:

    • получил часть государственных и удельных земель для продажи крестьянам с целью ослабления земельной нужды;

    • приобретал земли у помещиков и продавал крестьянам, поощряя создание отрубного и хуторского хозяйств.

  • Поощрение переселения в Сибирь и Урал: переселенцам предоставлялись большие земельные участки, денежные пособия, налоговые льготы, трёхлетняя отсрочка от воинского призыва.

Позитивные результаты

  • Уравнение крестьян в гражданских правах с другими сословиями.

  • Укрепилась устойчивость сельского хозяйства, его товарность и связь с рынком.

  • Началось массовое становление крестьянских хозяйств фермерского типа.

  • Получили развитие различные формы кооперации крестьянских хозяйств.

  • Ускорилось формирование сельской буржуазии, организовавшей рентабельное хозяйство.

  • Освоено около 10 млн десятин земли.

  • Дополнительно получено более 500 млн пудов хлеба.

  • Удалось нарастить экспорт продукции за границу.

  • Рост свободной рабочей силы за счет разорившихся крестьян.

Негативные результаты

  • Ускорение процесса расслоения крестьян на хуторян, кулаков и батраков усилило социальную напряженность в деревне.

  • Недостаток финансирования реформы усложнял обустройство крестьян на целинных землях — 60% переселенцев возвратились.

  • Не решена проблема малоземелья, крестьянство продолжило выступать с требованием ликвидации помещичьего землевладения.

  • Самодержавие не обрело в деревне социальной опоры.

Получи больше пользы от Skysmart:

Реформа образования

Задачи реформы

  • Обеспечить доступность начального образования для всех слоёв населения, включая крестьянство.

  • Повысить качество образования.

  • Создать условия для распространения грамотности и развития культуры среди широких слоёв населения.

Мероприятия и проекты

  • Создана общедоступная образовательная сеть: начальное, среднее и высшее образование.

  • Введено всеобщего начальное образования для детей с 8 до 12 лет.

  • Уравнены в правах педагоги — мужчины и женщины.

  • Улучшено материальное обеспечение учителей.

  • Проводилась переподготовка преподавательских кадров.

  • Развивалось среднее и высшее образование, наука и культура.

Результаты реформы

  • В 1908–1914 годах бюджет народного образования увеличился втрое.

  • Открылось 50 тысяч новых школ.

  • Правительство финансировало научно-промышленные исследования. Значительные средства были выделены на подготовку фундаментальных научных изданий.

  • Были учтены конфессиональные особенности: церковно-славянское чтение было обязательным для православных детей, допускалась возможность преподавания основ иной (преобладающей) религии.

Рабочий вопрос

Задачи реформы

  • Перейти от полицейского способа разрешения рабочего вопроса (репрессий, «зубатовщины» и «гапоновщины») к буржуазному регулированию отношений между работодателем и работником.

  • Улучшить условия труда и жизни рабочих, повысить социальную защищённость.

Мероприятия и проекты

1906 и 1907 гг. — Особое совещание при Министерстве торговли и промышленности под председательством министра Д. А. Философова вынесло на повестку дня 10 законопроектов:

  • страхование болезней;

  • страхование несчастных случаев;

  • страхование инвалидности;

  • сберегательные кассы обеспечения;

  • правила о найме рабочих;

  • рабочее время;

  • врачебная помощь;

  • меры поощрения строительства здоровых и дешевых жилищ;

  • промысловые суды;

  • фабричная инспекция и фабричные присутствия.

Результаты реформы

  • Июнь 1912 г. — принят закон в сильно урезанном виде:

    • организация больничных касс и касс взаимопомощи (за счёт взносов самих рабочих);

    • образование комиссий по разрешению конфликтов;

    • ограничение размеров штрафов, их суммы должны использоваться для страхования рабочих;

    • сокращение рабочего дня до 10 часов;

    • разрешение проводить только экономические забастовки;

    • легализация профсоюзов.

  • Правительственная рабочая программа потерпела крах из-за неуступчивости буржуазии.

  • Страховые законопроекты стали одной из причин обострения отношений между правыми и октябристами, помещиками и буржуазией.

  • В рабочей среде усилилось стачечное движение, был отмечен новый революционный подъём.

Судебная реформа

Задачи реформы

  • Создание единого правового пространства в масштабах Российской империи.

  • Приведение судебной системы в соответствие с происходящими в обществе изменениями.

Мероприятия и проекты

Законопроект «О преобразовании местного суда»:

  • упразднение волостных судов, а также судов земского начальника, городского судьи и уездного члена окружного суда;

  • восстановление института мировых судей в сельской местности;

  • передача мировым судьям части гражданских и уголовных дел, не влекущих за собой особо тяжких наказаний, решения можно было оспаривать в вышестоящих инстанциях;

  • отказ от остатков сословного судопроизводства — упразднение земского начальника и крестьянского волостного;

  • устранение практики вынесения приговоров в соответствии с нормами обычного права, основанного на традиции.

Результаты реформы

  • 15 июня 1912 г. принят закон с существенными поправками (в частности, сохранение волостного суда).

  • Суд стал дешевле и доступнее для населения.

  • Судопроизводство избавлено от недоразумений, случайных и нелогичных решений.

  • Созданы возможности для выравнивания прав российских граждан.

Реформа местного управления

Задачи реформы

  • Преобразовать систему местного самоуправления, усилив влияние богатых крестьян.

  • Изменить принцип формирования земских курий от сословного к имущественному.

  • Укрепить русское влияние в губерниях Литвы, Белоруссии, Западной Украины через земское самоуправление.

Мероприятия и проекты

1906 г. — проект земской реформы Столыпина:

  • отказ от сословного принципа выборности уездных земств;

  • переход при выборах в уездные земства от сословных курий к имущественным;

  • создание волостного всесословного земства как основы самоуправления.

1909 г. — законопроект Столыпина о введении земств в 6 западных губерниях, где 90% населения составляли украинцы и белорусы, а помещики в основном были поляками и католиками:

  • распространить земства в тех губерниях, где был силён русский элемент;

  • разделить на две курии — польскую и русскую, причем русская избирала гласных в 2 раза больше;

  • снизить имущественный ценз на выборах в этих земствах для русских помещиков и православного духовенства.

  • председатель и не менее половины членов земства должны быть русскими.

Результаты реформы

  • П. А. Столыпину не удалось провести земскую реформу, которая должна была стать логическим продолжением аграрных преобразований.

  • 1 июня 1914 года Государственный совет Российской империи окончательно отклонил проект «земско-волостной» реформы.

  • Принцип бессословности и имущественного ценза привел бы к увеличению доли зажиточного крестьянства в земствах на всех уровнях, это вызывало недовольство дворянства.

  • 14 марта 1911 г. — закон о введении земств в западных губерниях с преобладанием русского и белорусского населения (Витебская, Минская, Могилёвская, Волынская, Киевская и Подольская) введён указом Николая II.

Национальный вопрос

Задача реформы

Укрепить единство Российской империи, ограничив автономию Великого княжества Финляндского и Царства Польского.

Мероприятия и результаты

  • Финляндия:

    • ограничены права сейма (вопросы налогов, судопроизводства, охраны порядка, таможни переданы русскому правительству);

    • русские и финны на территории Финляндии уравнены в правах;

    • воинская повинность заменена денежной выплатой, отменены финские деньги.

  • Из Царства Польского в особую губернию выделена Холмщина:

    • управление Холмской губернией в военном и вероисповедном отношении оставалось неизменным;

    • в общем порядке управления она передавалась киевскому генерал-губернатору, в судебном — присоединялась к округу Киевской судебной палаты;

    • все действовавшие в крае законы, судебное устройство и т. д. сохранялись;

    • польское и еврейское землевладение ограничивалось.

Оценка реформ П. А. Столыпина

Личность и реформы П. А. Столыпина до сих пор вызывают споры среди историков. Можно выделить три основных точки зрения:

  1. Первая группа учёных считает П. А. Столыпина выдающимся государственным деятелем.

  2. Вторая группа резко негативно оценивает его роль в русской истории вплоть до навешивания оскорбительных ярлыков.

  3. Третья группа не считает П. А. Столыпина фигурой исторического масштаба и утверждает, что он был лишь способным администратором, не лишённым ораторского дара.

Комментарии

Бесплатные шпаргалки
Бесплатные шпаргалки
Бесплатные шпаргалки
Для родителей Для подростков

Определите, что мешает получать пятёрки

  • Оставьте заявку на вводный урок
  • Получите бесплатную оценку знаний ребёнка
  • Узнайте конкретные шаги, чтобы поднять успеваемость