Воцарение Екатерины II
Воцарение Екатерины II произошло в результате государственного переворота
Причины переворота:
-
Недовольство внешней политикой императора. Пётр III, будучи горячим поклонником прусского короля, отдал приказ о прекращении боевых действий и начале мирных переговоров, которые стали «чудом Бранденбургского дома» и завершились в апреле 1762 r. подписанием Петербургского мирного договора.
-
Введение в гвардии мундиров прусского образца и слухи о скором начале войны против Дании за голштинские интересы.
-
Оскорбительное отношение к гвардейцам, которых Пётр III называл янычарами, желание вывести гвардию из столицы, избрав своей опорой голштинцев.
-
Положение Екатерины как «запасной мадам» и готовность Петра III отправить царицу в монастырь, в то время как гвардейцы, дворяне и духовенство симпатизировали опальной супруге.
Манифест о восшествии Екатерины II на престол обвинял Петра III в «ненависти к отечеству», презрении к установлениям Петра Великого, дискредитации законов и др.
Просвещенный абсолютизм
Просвещенный абсолютизм — это концепция, которая возникла в Европе в XVIII веке. Она предполагала, что абсолютный монарх может использовать свою власть для проведения реформ и улучшения жизни своих подданных через отмену сословных привилегий, законодательное закрепление естественных прав человека (личная независимость, свобода, право на собственность).
Задачи просвещенного абсолютизма:
-
издание справедливых законов, отражающих «общее благо», и надзор за их соблюдением;
-
просвещение всех слоев населения через образование, науку, искусство;
-
обеспечение справедливого и эффективного управления;
-
переход от просвещенной монархии к монархии конституционной.
👉 Запутался в реформах? Посмотри возможности нового типа обучения в интернет-школе Skysmart!
Обучайся системно и получай высшие оценки!
Особенности просвещенного абсолютизма Екатерины II:
-
поддержка новых тенденций в экономике, если они не противоречат интересам дворянства;
-
использование идей Просвещения с целью укрепления самодержавной власти;
-
попытка совместить идеи Просвещения с крепостническими интересами дворян («сплав просвещения и рабства»);
-
развитие науки и образования, попытка создания «новой породы» людей — просвещенных, законопослушных, лояльных самодержавной власти;
-
проявление свободомыслия в отношении европейских философов, переписка с Вольтером, поддержка Дидро и Д’Аламбера и преследование русских общественно-политических деятелей и мыслителей, выходящих за рамки интересов Екатерины II (А. Н. Радищев, Н. И. Новиков);
-
конфликт между целями (издание законов, отражающих «общее благо») и средством их достижения — принуждением;
-
на Западе просвещение возникло как идеология нарождающейся буржуазии, где идеология просвещения была антиаристократична и антисословна. В екатерининской России и аристократия, и сословия не только не упразднялись, но акцентировано укреплялись.
Получи больше пользы от Skysmart:
-
Подготовься к ОГЭ на пятёрку.
-
Подготовься к ЕГЭ на высокие баллы.
Записывайся на бесплатные курсы для детей.
Решай задания в бесплатном тренажёре ЕГЭ.
Реформы Екатерины II
Государственно-административные
Реформы и мероприятия |
Содержание |
Результаты и последствия |
---|---|---|
1763 г. — реформа Сената |
|
|
1764 г. — секуляризация церковных и монастырских земель 1765 г. — запрещение употреблять телесное наказание священников 1773 г. — введение принципа веротерпимости |
|
|
1767–1768 гг. — созыв Уложенной комиссии по выработке новых «разумных законов» |
Цель созыва: проведение новой законодательной реформы. Особенности:
|
|
1775 г. — Губернская реформа 1785 г. — «Жалованная грамота городам» |
Цель: усилить административный и судебный аппараты власти на местах и создать более совершенную систему взимания налогов, сборов и подушной подати.
|
|
1775 г. — Судебная реформа 1782 г. — «Устав благочиния» |
Судебные органы:
Полицейское управление:
|
|
Социальные
Реформы и мероприятия |
Содержание |
Результаты и последствия |
---|---|---|
1763 г. — открытие воспитательных домов 1764 г. — открытие Института Благородных девиц 1786 г. — реформа образования |
Цель: воспитание просвещенных, законопослушных, лояльных самодержавной власти граждан. Институт благородных девиц:
Народные училища:
|
|
1762 г. — запрещение всем недворянам приобретать крестьян для работы на мануфактурах 1762 г. — подтверждение Манифеста Петра III о вольности дворянства 1765 г. — указ о праве дворянства отдавать своих крепостных на каторжные работы 1767 г. — запрещение крестьянам жаловаться на своих помещиков |
|
|
1785 г. — Жалованная грамота дворянству (свод всех прав и привилегий) |
|
|
Экономические
Реформы и мероприятия |
Содержание |
Результаты и последствия |
---|---|---|
1763 г. — денежная реформа 1769 г. — финансовая реформа 1786 г. — учрежден Государственный ассигнационный банк с кредитными функциями |
|
|
1765 г. — учреждение Вольного экономического общества (рук. Г. Орлов) |
Цели:
|
|
1764 г. — отмена монополии в промышленности и торговли 1775 г. — введение свободы предпринимательства |
|
|
1776, 1782, 1796 гг. — таможенные тарифы |
|
|