Внутренняя политика Николая I

Внутренняя политика Николая I
Новое

«Революция на пороге России, но, клянусь, она не проникнет в неё, пока во мне сохранится дыхание жизни, пока я буду императором» — Николай I.

Личность Николая I

  • Император Николай Павлович родился 25 июня 1796 г. и стал третьим из четырёх сыновей императора Павла I.

  • В 1817 г. женился на дочери прусского короля Шарлотте, получившей после крещения в православие имя Александры Федоровны.

  • Николая не готовили в наследники престола, уделяя основное внимание военному делу. Главным воспитателем был генерал-адъютант М. И. Ламсдорф.

  • На мировоззрение будущего императора оказали влияние европейские революции и восстание декабристов. Предотвращение революции стало главной задачей правления Николая I.

  • Во внутренней политике руководствовался двумя основополагающими идеями:

    • самодержавие является важнейшим элементом стабильного функционирования государства;

    • главной заботой монарха является беззаветное служение интересам государства и общества.

  • Будучи военным человеком, пытался решить проблемы за счет милитаризации государственного строя, жесткой политической централизации и регламентации всех сторон общественной жизни страны.

  • Утратив доверие к высшим слоям русского дворянства, опору самодержавия видел только в чиновничьей бюрократии, для которой государственная служба была единственным источником дохода.

  • Вступление на престол происходило в условиях социально-экономического и политического кризисов, идейного раскола дворянского сословия.

  • Из-за жёсткой внутренней и внешней политики получил прозвища «Палкин», «Жандарм Европы».

Особенности внутренней политики Николая I. СЕИВК

  • Сочетание реакционных (консервативных) и реформаторских черт при преобладании первых, особенно в конце царствования.

  • Николай I хотел не изменить общественный строй, а только устранить его недостатки.

  • Стремился превратить страну в подобие армии, где каждый чётко знает свои задачи и действует согласно приказам, функционируя как деталь в едином механизме.

  • Режим личной власти императора воплотился в Собственной Его Императорского Величества канцелярии (СЕИВК), которая возникла еще во времена Павла I в 1797 г. Николай I расширил функции личной канцелярии, придав ей значение высшего государственного органа Российской империи.

  • СЕИВК как орган власти имел при Николае I несколько отделений:

    • I отделение занималось рассмотрением отчётности министров, составлением указов, местной администрацией, подбором чиновников центрального аппарата. Во главе статс-секретарь императора А. С. Танеев.

    • II отделение создано в 1826 г. для кодификации законодательной системы и создании нового Свода законов Российской империи. Руководитель — статс-секретарь императора М. А. Балугьянский, М. М. Сперанский — первый заместитель.

    • III отделение создано в 1826 г. для выявления и пресечения антиправительственной деятельности. Во главе друг императора генерал-адъютант А. Х. Бенкендорф, после его смерти — генерал А. Ф. Орлов. В 1827 г. создан Отдельный корпус жандармов во главе с генерал-лейтенантом Л. В. Дубельтом.

    • IV отделение создано в 1828 г. на основе канцелярии скончавшейся императрицы Марии Фёдоровны (матери Николая I). Руководило учебными и благотворительными заведениями.

    • V отделение создано в 1836 г. для подготовки и проведения реформы государственной деревни. Во главе граф П. Д. Киселёв.

    • VI отделение создано в 1842 г. для решения вопросов управления Закавказьем.

Получи больше пользы от Skysmart:

Реформы и мероприятия Николая I

Реформы и мероприятия

Результат

Укрепление аппарата управления (бюрократизация)

  • Усиление роли Собственной Его Императорского Величества канцелярии в политической системе страны.

  • 1826 г. — создание III отделения СЕИВК и корпуса жандармов как органов политического сыска.

  • Усиление милитаризации: министрами, крупными руководителями часто назначали армейских генералов.

  • Усиление надзора и контроля над всеми органами власти, создание новых, секретных звеньев управления — комиссий и комитетов.

  • СЕИВК, комитеты и комиссии подменяли деятельность министерств и ведомств.

Кодификация (систематизация юридических норм) российского законодательства

  • 6 декабря 1826 г. создан Первый Секретный Комитет («Комитет 6-го декабря») под председательством графа В. П. Кочубея при фактическом руководстве М. М. Сперанского для разработки проектов реформ.

  • 31 января 1826 г. — создание II отделения СЕИВК для кодификации законодательства, руководитель М. А. Балугьянский, фактический исполнитель — М. М. Сперанский.

  • 1830 г. — опубликование Полного собрания законов Российской империи (с 1649 по 1825 гг.) в 45 томах.

  • 1833 г. — публикация действующего Свода законов Российской империи в 15 томах.

  • Стабилизация и увековечивание традиционной (самодержавной) структуры власти.

  • М. М. Сперанский удостоен графского титула и награждён орденом Андрея Первозванного.

Борьба с революционными настроениями и ужесточение цензуры

  • 1826 г. — «чугунный» цензурный устав: запрещено печатать всё, что имело политическую подоплеку.

  • 1828 г. — принятие цензурного устава, смягчавшего предыдущий. Устав предписывал цензорам:

    • не допускать «произвольное толкование» текста «в дурную сторону»;

    • не придираться к словам и отдельным выражениям;

    • не судить о «справедливости или неосновательности частных мнений или суждений писателя».

  • 1830–1831 гг. — подавление Польского восстания и отмена Конституции Царства Польского.

  • 1833 г. — утверждение государственной идеологии самодержавия — теории «официальной народности» (автор С. С. Уваров, министр народного просвещения).

  • 1835 г. — новый университетский устав: ограничение автономии университетов.

  • Ужесточение идеологического контроля, ограничение свободы слова.

  • Введена строгая цензура, охватывающая рукописи, книги и статьи. Все эти материалы должны были проходить проверку в различных государственных ведомствах.

  • Преследование вольнодумцев. Закрытие журналов «Европеец», «Московский телеграф», «Телескоп», «Литературная газета».

  • Эмиграция А. И. Герцена, Н. П. Огарева, преследование П. Я. Чаадаева.

  • Польша была лишена самостоятельности и стала частью Российской империи.

Политика в отношении дворянства

  • 1828 г. — устав низших и средних учебных заведений. Гимназическое образование стало привилегией дворянского сословия и чиновничества.

  • 1831 г. — повышение имущественного ценза для участия в дворянских собраниях.

  • 1832 г. — введены две новые категории привилегированных граждан:

    • потомственные почётные граждане — дети личных дворян, церковнослужителей, крупные предприниматели, купцы 1-й гильдии, учёные, художники, интеллигенция;

    • личные почётные граждане — низшие гражданские чиновники, люди с высшим образованием, дети церковных служащих без образования.

  • 1845 г. — повышение чинов, дававших дворянское звание.

  • 1845 г. — указ об установлении майоратов (крупных наследственных дворянских владений), запрет на дробление дворянских имений между наследниками.

  • Ограничение возможностей служебной карьеры, особенно в армии, для недворян.

  • Доступ к разным уровням образования определялся сословным положением.

  • Ограничение проникновения недворян в дворянское сословие через выслугу, усложнение получения личного и потомственного дворянства.

  • Повышение авторитета дворянских собраний и их роли в местном управлении.

Политика в отношении крестьян

  • Создание около 10 секретных комитетов по решению крестьянского вопроса.

  • 1827 г. — запрет отдавать крепостных крестьян на заводы.

  • 1828 г. — ограничено право помещиков ссылать крестьян в Сибирь по своему усмотрению.

  • 1833 г. — запрет продавать крестьян с публичного торга с раздроблением семей, дарить их или платить ими долги.

  • 1837–1841 гг. — реформа в государственной деревне (П. Д. Киселев):

    • введение крестьянского самоуправления: волостного (на уровне волости) и сельского (в каждом селе);

    • организация школ и больниц для государственных крестьян;

    • переселение крестьян на свободные земли, наделение малоземельных крестьян землёй;

    • проведение размежевания земель для устранения земельных споров;

    • внедрение агротехнических нововведений для повышения урожайности;

    • регулирование оброчной системы с учётом местных особенностей.

  • 1841 г. — запрет дворянам, не имевшим земельных владений, покупать крестьян без земли.

  • 1842 г. — указ об «обязанных крестьянах»: введение права помещиков добровольно прекращать личную крепостную зависимость крестьян и предоставлять им наделы в наследственное пользование в обмен на сохранение крестьянских повинностей.

  • 1845 г. — помещики получили право отпускать дворовых на волю без земли по обоюдному договору.

  • 1847 г. — крепостные крестьяне получили право выкупа на свободу при продаже помещичьих имений с публичных торгов за долги.

  • 1847–1848 гг. — инвентарная реформа в Правобережной Украине и Белоруссии: составление описания помещичьих имений — инвентарей с точной фиксацией наделов и повинностей крестьян с целью их ограничения (помещики проигнорировали решение власти).

  • 1848 г. — крепостным крестьянам с согласия помещиков разрешено приобретать недвижимую собственность.

  • Регламентация крепостного права, упорядочивание системы отношений между помещиком и крепостными.

  • Ограничение личной зависимости крестьян от помещиков.

  • Отмены крепостного права не произошло — мешали сопротивление дворянства и консерватизм императора, но созданы условия для его отмены.

  • Реформа государственной деревни оказалась единственным значительным мероприятием в крестьянском вопросе.

Финансовая реформа Е. Ф. Канкрина

  • 1839–1843 гг. — финансовая реформа министра финансов Е. Ф. Канкрина:

    • введение в качестве основы денежного обращения серебряного рубля;

    • установление обязательного курса ассигнаций.

  • Установление стабильной финансовой системы, сохранившейся до начала Крымской войны.

  • Обеспечение относительно устойчивого денежного обращения.

  • Рост торговли и промышленности.

«Мрачное семилетие» (1848–1855 гг.)

Под впечатлением от европейских революций, опасаясь повторения революционного сценария в России, Николай I начал ограничивать гражданские свободы

  • Для усиления цензуры учреждён особый комитет под руководством Д. П. Бутурлина («бутурлинский комитет»), который проверял уже прошедшие цензуру издания. Бутурлин пытался подвергнуть цензуре даже акафист Покрову Пресвятой Богородицы.

  • Ограничение контактов с Европой:

    • иностранцам был запрещён въезд в Россию, русским подданным — выезд за границу;

    • уже находившиеся за границей должны были вернуться под угрозой лишения подданства и конфискации имений.

  • Усиление надзора за образованием. Министр народного просвещения, создатель идеологии официальной народности С. С. Уваров показался царю слишком либеральным, министром просвещения стал князь П. А. Ширинский-Шихматов:

    • требовал чтобы «впредь все положения и науки были основаны не на умствованиях, а на религиозных истинах в связи с богословием»;

    • запретил преподавание философии, политэкономии и зарубежного права;

    • сократил набор студентов: в каждом университете, за исключением Московского, могло учиться не более трёхсот студентов;

    • плата за обучение возросла, надзор за студентами и профессорами усилился.

  • Репрессии против писателей. За сомнительные в цензурном отношении публикации пострадали, например, Михаил Салтыков-Щедрин и Иван Тургенев.

  • Дело петрашевцев:

    • петрашевцы были приговорены к смертной казни за обсуждении социалистических идей в небольшом дружеском кружке;

    • в последний момент перед исполнением приговора петрашевцы, в том числе Фёдор Достоевский, были помилованы — император заменил смертный приговор каторжными работами;

    • Достоевский прошёл обряд приготовления к казни, в последний момент услышал указ о помиловании и окончательный приговор: 4 года каторги и затем — служба рядовым. Каторгу писатель отбывал в Омском остроге, военную службу — в Семипалатинске.

Комментарии

Открыть диалоговое окно с формой по клику
Бесплатный вебинар
Бесплатный вебинар
Бесплатный вебинар
Для родителей Для подростков

Определите, что мешает получать пятёрки

  • Оставьте заявку на вводный урок
  • Получите бесплатную оценку знаний ребёнка
  • Узнайте конкретные шаги, чтобы поднять успеваемость