Словообразовательный разбор — это анализ структуры слова с целью определения его морфемного состава и происхождения. В ходе разбора выясняется, от какого корня или основы образовано слово, какие аффиксы использованы.
Например, для слова "переходчик":
- корень "ход"
- приставка "пере-"
- суффикс "-чик"
Что такое словообразовательный разбор
Словообразовательный разбор — это анализ слова, который помогает узнать, производное оно или непроизводное, а также с помощью чего и от какого слова с тем же корнем оно образовалось. Чтобы понять это, в словообразовательном разборе, как и в морфемном, мы разбираем слово по составу — выделяем приставку, корень, основу и суффикс.
Итак, первое, что нужно сделать, — это обратиться к смыслу слова, которое мы анализируем. Например, вредитель означает «тот, кто вредит». У слов вредитель и вредит одинаковые морфемы в основе, но в первом случае к ним добавляется еще и суффикс -тель. Делаем вывод, что данное слово вредитель образовано от ближайшего к нему родственного вредить.
В этом случае основу слова вредить называют производящей (ПЩ), потому что от нее образовалось новое слово, а основу слова вредитель — производной (ПН), т. к. она результат словообразования.
Слова с производной основой называются производными, а с производящей — производящими. Вместе производное и производящее слова образуют словообразовательную пару. В нашем случае это производное вредитель и производящее вредить.
Производные и непроизводные слова
Кроме производных, существуют и непроизводные слова — те, которые не образованы от основы другого слова с тем же корнем.
Чтобы разобраться в этом подробнее, вернемся к нашему примеру со словом вредить. Его тоже можно считать производным, потому что оно произошло от основы другого однокоренного слова — вред. В этом случае слова имеют один и тот же корень вред-, но у глагола вредить добавился суффикс -и-. Таким образом, слово вредить — производное, а вред — производящее. Но к последнему уже нельзя подобрать слово, от которого оно произошло. Значит, слово вред — непроизводное.
Кстати, все три слова образуют уже не пару, а цепочку словообразования, в которой можно проследить, как изменялась основа: вред → вредить → вредитель.

Способы образования слов
Чтобы сделать полноценный словообразовательный разбор, нужно определить, каким способом от производящего слова образовалось производное. В русском языке существуют 8 таких словообразовательных способов. Рассмотрим их в таблице ниже.
Основные способы словообразования |
||
---|---|---|
Название | Как работает | Пример словообразовательной пары |
Приставочный |
Приставка + ПЩ основа |
Работать — проработать |
Суффиксальный |
ПЩ основа + суффикс |
Учить — учитель |
Приставочно-суффиксальный |
Приставка + ПЩ основа + суффикс |
Земля — приземленный |
Нулевая суффиксация |
ПЩ основа + нулевой суффикс |
Обогнать — обгон⍉ |
Сложение |
1. Сложение ПЩ основ + соединительная гласная 2. Сложение ПЩ основ без соединительной гласной |
1. Гладкий + кожа = гладкокожий 2. Грусть + тоска = грусть-тоска |
Сложение с суффиксацией |
1. Сложение ПЩ основ + суффикс 2. Сложение ПЩ основ с соединительной гласной + суффикс |
1. Мимо + ходить = мимоходом 2. Вид + искать = видоискатель |
Аббревиация |
Сложение ПЩ основ с их усечением |
1. Российская Федерация — РФ 2. Мотоцикл-велосипед — мопед |
Переход из одной части речи в другую |
1. Прилагательное → существительное 2. Причастие → существительное 3. Существительное → наречие |
1. Рабочие часы → рабочие в шахте 2. Убегающий человек → убегающий остановился 3. Восхищаться даром природы → даром не нужно |
Замминистра, сине-желтый, привлекательный, зажим, прикасаться, старшеклассник, преподаватель, ЦУМ, сантехник, теплоходный, перезимовать, прилунение, Волгоград.
Получи больше пользы от Skysmart:
-
Прокачивай знания на курсах по русскому языку.
-
Выбирай из 600+ репетиторов по русскому языку.
Записывайся на бесплатные курсы для детей.
Как правильно делать словообразовательный разбор
Словообразовательный разбор принято делать по такому алгоритму:
Ставим слово, которое хотим разобрать, в начальную форму.
Подбираем ближайшее родственное слово, чтобы создать словообразовательную пару.
Выделяем основы у каждого слова в паре.
Выделяем словообразовательные морфемы, с помощью которых образовалось производное слово.
Определяем способ словообразования и записываем его в скобках рядом со словообразовательной парой.
Теперь разберем несколько примеров, чтобы понять, как нужно делать словообразовательный разбор.

Проверьте себя
Настало время понять, что нового вы узнали из этой статьи. Ниже вас ждут 3 задания, которые проверят, насколько хорошо вы теперь анализируете структуру слов и определяете способ словообразования.
Задание 1
Замените названия ниже на аббревиатуры. Какой способ словообразования вы использовали?
Московский государственный медицинский университет, Организация Объединенных Наций, Соединенные Штаты Америки, Всероссийская проверочная работа, Единый государственный экзамен.
Задание 2
Прочтите список слов ниже и найдите среди них все непроизводные.
Брат, загон, приказ, мост, объезд, змей, бег, зелень, тишь, зверь, зонт.
Задание 3
Выполните словообразовательный разбор.
Разведка, прихожанин, юго-восточный, ответственный, замочная, невиданный, сад-огород, полноправный, забег, глушь.
Если словообразовательный разбор до сих пор вызывает сложности, стоит лучше изучить его на дополнительных занятиях. На курсе русского языка от Skysmart преподаватель расскажет все о том, как образуются слова, и поможет научиться словообразовательному разбору на нескучных заданиях. Познакомиться с платформой для онлайн-образования можно на вводном уроке — это бесплатно.
