Главное об итоговом собеседовании в 9 классе
Итоговое собеседование
Итоговое собеседование — это проверка на умение понимать информацию и грамотно выражать свои мысли. В нём предусмотрено 4 задания. Ученик должен выполнить их примерно за 15–16 минут.
При этом ребята проходят собеседование по очереди. А значит, можно не переживать, что ошибетесь из-за стеснения перед сверстниками. Кроме ученика в аудитории будут ещё двое: собеседник и проверяющий. Беседовать нужно будет с первым, задача второго — только оценивать ответы.
Что будет, если завалить итоговое собеседование?м
Как изменится итоговое собеседование в 2025 году
Структурно и содержательно экзамен в этом году не изменится. Но в него внесли несколько исправлений:
- Круг вопросов, на которые нужно будет ответить в ходе монолога, привели к единообразному представлению.
- За диалог теперь можно получить максимум 3 балла.
- Исключили критерий «Богатство речи».
- Критерий «Соблюдение фактологической точности» теперь переименовали в «Фактическую точность речи».
Как выполнять задания на итоговом собеседовании
На экзамене вас будут ждать 4 задания, каждое из которых проверит отдельный навык. Все они относятся к базовому уровню сложности и делятся на 2 части. Разберём их по очереди.
Задание №1. Чтение текста вслух
В этом задании предложат текст на 160–200 слов. Все тексты будут связаны с известными личностями: учёными, литераторами, художниками и т. д.. Перед выполнением у каждого ученика будет 2 минуты на подготовку. Ниже — пример задания из демоверсии 2025 года.
Советы, которые помогут вам получить максимум баллов за чтение:
- Читайте спокойно и уверенно, не торопитесь. Здесь оценивают не количество слов в минуту, а вашу речь.
- Учитывайте знаки препинания. Выделяйте интонацией вопросительные и восклицательные предложения. Делайте паузу на запятых, тире и двоеточиях.
- При подготовке обращайте внимание на ключевые слова: имена, названия и даты.
- Учитывайте ударения — их проставляют на сложных словах, где можно запутаться.
Задание №2. Подробный пересказ текста с включением приведённого высказывания
Это задание связано с предыдущим: в нём вам нужно будет пересказать только что прочитанный текст. Причём его предложат дополнить высказыванием, которое будет приведено в условии. Здесь вам тоже дадут 2 минуты, чтобы подготовиться к ответу.
Советы, которые помогут вам получить максимум баллов за пересказ:
- Помните о правилах пересказа: главное — учесть каждую микротему, а не вызубрить все детали. Не пытайтесь зачитывать текст наизусть.
- Пользуйтесь полем для заметок, которое будет дано в задании.
- Если не запомнили дату в точности, представьте её в обобщённом виде. Например, 1914 год можно назвать началом ХХ века. Лучше так, чем ошибиться и потерять балл из-за фактической ошибки.
- Не читайте предложенную цитату, а используйте один из способов цитирования.
Задание №3. Монологическое высказывание
Это первое задание 2 части экзамена. В нём вам предложат выбрать одну из тем и, как следствие, тип речи, который нужно будет использовать. На выбор будут:
- монолог-описание по фотографии;
- монолог-повествование на основе жизненного опыта;
- монолог-рассуждение на поставленную тему.
После того, как вы выберите карточку, у вас будет 1 минута, чтобы подготовить ответ. При этом он сам не должен занимать более трёх минут.
Советы, которые помогут вам получить максимум баллов за монолог:
- Потренируйтесь на всех типах заданий заранее. На экзамене выбирайте тот, что легче остальных давался вам во время подготовки.
- Помните, что будут оценивать количество фраз. Их посчитают по числу грамматических основ в вашем ответе.
- Если выбрали описание, начните с общего введения, затем опишите передний и задний планы. Можно подключить воображение и рассказать предысторию фото.
- Если выбрали повествование, изложите завязку и перечислите действующие лица, само событие, его последствия и выводы из этого случая.
- Если выбрали рассуждение, выдвигайте тезис, а после приводите аргументы, чтобы подтвердить или опровергнуть его. Не забудьте про вывод в заключении!
- Опирайтесь на вопросы, которые даны в задании.
Это важно!
Задание №4. Участие в диалоге
В этом задании нужно будет ответить на 3 вопроса, которые задаст эксперт. Они будут связаны с темой, которую вы выбрали в предыдущем задании.
Советы, которые помогут вам получить максимум баллов за диалог:
- Отвечайте развёрнуто. Односложные ответы не принесут вам баллов.
- Не переживайте, что можете ответить неправильно. В диалоге оценивают не ваши знания по теме, а умение выразить свою позицию.
- Внимательно слушайте вопросы и не перебивайте собеседника.
- Улыбка и спокойная жестикуляция во время беседы только пойдут вам в плюс.
Получи больше пользы от Skysmart:
-
Подготовься к ОГЭ на пятёрку.
-
Подготовься к ЕГЭ на высокие баллы.
Записывайся на бесплатные курсы для детей.
Решай задания в бесплатном тренажёре ЕГЭ.
Как будут оценивать итоговое собеседование
Критерии оценивания чтения вслух (Ч) | Баллы | |
---|---|---|
Ч1 | Интонация | |
Ученик использовал верную интонацию, которая соответствует знакам препинания в тексте. | 1 | |
Интонация не соответствует знакам препинания в тексте. | 0 | |
Ч2 | Темп чтения | |
Темп чтения соответствует коммуникативной задаче. | 1 | |
Темп чтения не соответствует коммуникативной задаче. | 0 | |
Ч3 | Искажения слов | |
Ученик не исказил ни одного слова. | 1 | |
Ученик исказил 1 или более слов. | 0 | |
Максимальный балл | 3 |
Критерии оценивания подробного пересказа текста с включением приведённого высказывания (П) | Баллы | |
---|---|---|
П1 | Сохранение при пересказе микротем текста | |
Ученик сохранил все основные микротемы. | 2 | |
Ученик упустил или добавил 1 микротему. | 1 | |
Ученик упустил или добавил 2 микротемы и более. | 0 | |
П2 | Работа с высказыванием | |
Ученик логично и уместно включил в пересказ приведённое высказывание. | 1 | |
Ученик включил приведённое высказывание в пересказ нелогично или неуместно. ИЛИ Ученик не использовал приведённое высказывание в ответе. |
0 | |
П3 | Способы цитирования | |
Ученик не допустил ошибок при цитировании. | 0 | |
Ученик допустил 1 или более ошибок при цитировании. | 1 | |
Максимальный балл | 4 |
Критерии оценивания монологического высказывания (М) | Баллы | |
---|---|---|
М1 | Выполнение коммуникативной задачи в монологическом высказывании | |
Ученик справился с коммуникативной задачей: привёл не менее 10 фраз по теме высказывания. | 2 | |
Ученик частично справился с коммуникативной задачей: привёл 5–9 фраз по теме высказывания. | 1 | |
Ученик не справился с коммуникативной задачей: привёл мене 5 фраз по теме высказывания. | 0 | |
М2 | Логичность монологического высказывания | |
Логических ошибок нет. | 1 | |
Есть 1 или более логических ошибок. | 0 | |
Максимальный балл | 3 |
Критерии оценивания диалога (Д) | Баллы | |
---|---|---|
Д1 | Выполнение коммуникативной задачи в диалоге | |
Ученик справился с коммуникативной задачей: развёрнуто ответил на 3 вопроса в диалоге. | 3 | |
Ученик частично справился с коммуникативной задачей: развёрнуто ответил на 2 вопроса в диалоге. | 2 | |
Ученик частично справился с коммуникативной задачей: развёрнуто ответил на 1 вопрос в диалоге. | 1 | |
Ученик не справился с коммуникативной задачей: ответил на вопросы односложно или не ответил вообще. | 0 | |
Максимальный балл | 3 |
Критерии оценивания грамотности и фактической точности речи (Р) | Баллы | |
---|---|---|
Р1 | Соблюдение орфоэпических норм | |
Орфоэпических ошибок нет. | 2 | |
Ученик допустил не более 2-х орфоэпических ошибок. | 1 | |
Ученик допустил не более 3 или более орфоэпических ошибок. | 0 | |
Р2 | Соблюдение грамматических норм | |
Грамматических ошибок нет. | 2 | |
Ученик допустил не более 2-х грамматических ошибок. | 1 | |
Ученик допустил не более 3 или более грамматических ошибок. | 0 | |
Р3 | Соблюдение речевых норм | |
Ученик допустил не более 2-х речевых ошибок. | 2 | |
Ученик допустил 3–4 речевые ошибки. | 1 | |
Ученик допустил 5 и более речевых ошибок. | 0 | |
Р4 | Фактическая точность речи | |
Фактических ошибок нет. | 1 | |
Ученик допустил 1 и более речевых ошибок. | 0 | |
Максимальный балл | 7 |
5 советов, чтобы хорошо подготовиться к итоговому собеседованию
Совет №1. Научитесь бороться с волнением
Потерять баллы, потому что переволновался, — распространённое явление на экзаменах. На собеседовании тревога может сыграть сразу несколько злых шуток. Например, вы можете начать «глотать» окончания слов, оговориться, неверно поставить ударение или забыть, о чём был текст.
Чтобы не допустить этого, учитесь не допускать волнения. Для этого попробуйте:
-
включить прогулки на свежем воздухе в своё расписание за несколько дней до экзамена, а лучше вообще сделать их привычкой;
-
хорошо выспаться накануне, а в день экзамена не пропускать приёмы пищи;
-
надеть удобную одежду, которая не будет стеснять движений;
-
не вовлекаться в цепную панику, как это обычно бывает среди ребят перед экзаменами;
-
выполнять дыхательные упражнения.
И самое главное — качественно готовьтесь к экзамену, чтобы быть уверенным в своих силах.
Совет №2. Повторите все важные для собеседования темы
Вам пригодятся такие знания:
-
как правильно изменять по падежам имена числительные;
-
чем отличаются типы речи: описание, повествование, рассуждение;
-
какие бывают способы цитирования и как ими пользоваться;
-
что такое грамматическая основа и как её определить;
-
как правильно готовить пересказ текста;
-
какой структуры нужно придерживаться во время монолога.
Не стоит повторять всё это лишь вечером накануне экзамена. Советуем составить план подготовки, который позволит охватить все темы и закрепить их.
Совет №3. Практикуйтесь
Только на практике вы сможете проверить свои силы и отточить необходимые навыки. В этом вам помогут задания из демоверсий итогового собеседования за этот и прошлые годы. Также в сети можно найти сборники типовых заданий.
Во время подготовки:
-
оттачивайте выполнение каждого задания по очереди;
-
делайте упор на те, которые даются труднее всего;
-
устраивайте собственный пробный экзамен: инсценируйте итоговое сочинение дома со всеми условиями: заданиями обеих частей, временем на подготовку и собеседником.
Совет №4. Узнайте всё о собеседовании заранее
Как и для других экзаменов, ФИПИ публикуют официальные документы со сведениями о том, как всё будет происходить. Уже сейчас есть проект собеседования 2025 года, он состоит из:
- спецификации — документа, где указаны проверяемые навыки, длительность экзамена, распределение баллов, условия проведения и т. д.;
- демоверсии — пробного варианта, где есть примеры всех заданий, указания к их выполнению и критерии, по которым их будут оценивать.
- теория — разбираем сами задания и темы по русскому языку, которые могут пригодиться для ответов;
- практика — учимся выполнять тренировочные задания всех форматов экзамена;
- разбор ошибок — причём как собственных, так и учеников прошлых лет;
- знакомство с собеседованием — превращаем непонятные условия и критерии экзамена в простые и ясные.
Это поможет ещё и психологически. Когда что-то становится известным и понятным, оно уже не кажется таким страшным.
Совет №5. Готовьтесь вместе с учителем
Этим вы снимете со своих плечей львиную долю забот — где брать задания для подготовки, как разобраться в особенностях экзамена, по какому плану готовиться. И тогда можно будет без лишних тревог заниматься практикой.
В Skysmart ребята готовятся к итоговому собеседованию в рамках курсов ОГЭ по русскому языку. В них мы посвятили ему целые блоки, в которые входят:
Уроки проходят как в групповом, так и индивидуальном формате. Первый дешевле и подойдёт тем, кто уже уверенно себя чувствует и хочет лишь укрепить шансы. Второй — для учеников, которые серьёзно настроены идеально пройти собеседование и хотят персонального подхода.
Начните с бесплатного вводного урока! Там методист ответит на все вопросы и поможет определить уровень знаний.