Для кого эта статья:
- учащиеся 9 класса, готовящиеся к итоговому собеседованию
 - родители, интересующиеся подготовкой детей к экзаменам
 - учителя, желающие получить информацию о формате и изменениях в собеседовании
 
Главное об итоговом собеседовании в 9 классе
Итоговое собеседование
Итоговое собеседование — это проверка на умение понимать информацию и грамотно выражать свои мысли. В нём предусмотрено 4 задания. Ученик должен выполнить их примерно за 15–16 минут.
При этом ребята проходят собеседование по очереди. А значит, можно не переживать, что ошибетесь из-за стеснения перед сверстниками. Кроме ученика в аудитории будут ещё двое: собеседник и проверяющий. Беседовать нужно будет с первым, задача второго — только оценивать ответы.
Что будет, если завалить итоговое собеседование?м
Если не получится пройти его феврале, будет возможность сделать это в дополнительные сроки весной — вторую рабочую среду марта или третий понедельник апреля. Неудача и там грозит недопуском к ЕГЭ.
Как изменится итоговое собеседование в 2025 году
Структурно и содержательно экзамен в этом году не изменится. Но в него внесли несколько исправлений:
- Круг вопросов, на которые нужно будет ответить в ходе монолога, привели к единообразному представлению.
 - За диалог теперь можно получить максимум 3 балла.
 - Исключили критерий «Богатство речи».
 - Критерий «Соблюдение фактологической точности» теперь переименовали в «Фактическую точность речи».
 
Как выполнять задания на итоговом собеседовании
На экзамене вас будут ждать 4 задания, каждое из которых проверит отдельный навык. Все они относятся к базовому уровню сложности и делятся на 2 части. Разберём их по очереди.
Задание №1. Чтение текста вслух
В этом задании предложат текст на 160–200 слов. Все тексты будут связаны с известными личностями: учёными, литераторами, художниками и т. д.. Перед выполнением у каждого ученика будет 2 минуты на подготовку. Ниже — пример задания из демоверсии 2025 года.

Советы, которые помогут вам получить максимум баллов за чтение:
- Читайте спокойно и уверенно, не торопитесь. Здесь оценивают не количество слов в минуту, а вашу речь.
 - Учитывайте знаки препинания. Выделяйте интонацией вопросительные и восклицательные предложения. Делайте паузу на запятых, тире и двоеточиях.
 - При подготовке обращайте внимание на ключевые слова: имена, названия и даты.
 - Учитывайте ударения — их проставляют на сложных словах, где можно запутаться.
 
Задание №2. Подробный пересказ текста с включением приведённого высказывания
Это задание связано с предыдущим: в нём вам нужно будет пересказать только что прочитанный текст. Причём его предложат дополнить высказыванием, которое будет приведено в условии. Здесь вам тоже дадут 2 минуты, чтобы подготовиться к ответу.

Советы, которые помогут вам получить максимум баллов за пересказ:
- Помните о правилах пересказа: главное — учесть каждую микротему, а не вызубрить все детали. Не пытайтесь зачитывать текст наизусть.
 - Пользуйтесь полем для заметок, которое будет дано в задании.
 - Если не запомнили дату в точности, представьте её в обобщённом виде. Например, 1914 год можно назвать началом ХХ века. Лучше так, чем ошибиться и потерять балл из-за фактической ошибки.
 - Не читайте предложенную цитату, а используйте один из способов цитирования.
 
Задание №3. Монологическое высказывание
Это первое задание 2 части экзамена. В нём вам предложат выбрать одну из тем и, как следствие, тип речи, который нужно будет использовать. На выбор будут:
- монолог-описание по фотографии;
 - монолог-повествование на основе жизненного опыта;
 - монолог-рассуждение на поставленную тему.
 
После того, как вы выберите карточку, у вас будет 1 минута, чтобы подготовить ответ. При этом он сам не должен занимать более трёх минут.

Советы, которые помогут вам получить максимум баллов за монолог:
- Потренируйтесь на всех типах заданий заранее. На экзамене выбирайте тот, что легче остальных давался вам во время подготовки.
 - Помните, что будут оценивать количество фраз. Их посчитают по числу грамматических основ в вашем ответе.
 - Если выбрали описание, начните с общего введения, затем опишите передний и задний планы. Можно подключить воображение и рассказать предысторию фото.
 - Если выбрали повествование, изложите завязку и перечислите действующие лица, само событие, его последствия и выводы из этого случая.
 - Если выбрали рассуждение, выдвигайте тезис, а после приводите аргументы, чтобы подтвердить или опровергнуть его. Не забудьте про вывод в заключении!
 - Опирайтесь на вопросы, которые даны в задании.
 
Это важно!
Монолог-рассуждение обычно даётся ученикам труднее всего. Выбирайте его только тогда, когда вам действительно близка тема и вы уверены, что сможете подобрать логичные аргументы к тезису.
Задание №4. Участие в диалоге
В этом задании нужно будет ответить на 3 вопроса, которые задаст эксперт. Они будут связаны с темой, которую вы выбрали в предыдущем задании.
Советы, которые помогут вам получить максимум баллов за диалог:
- Отвечайте развёрнуто. Односложные ответы не принесут вам баллов.
 - Не переживайте, что можете ответить неправильно. В диалоге оценивают не ваши знания по теме, а умение выразить свою позицию.
 - Внимательно слушайте вопросы и не перебивайте собеседника.
 - Улыбка и спокойная жестикуляция во время беседы только пойдут вам в плюс.
 
Получи больше пользы от Skysmart:
- 
    
Подготовься к ОГЭ на пятёрку
 - 
    
Подготовься к ЕГЭ на высокие баллы
 Записывайся на бесплатные курсы для детей
Решай задания в бесплатном тренажёре ЕГЭ
Как будут оценивать итоговое собеседование
| Критерии оценивания чтения вслух (Ч) | Баллы | |
|---|---|---|
| Ч1 | Интонация | |
| Ученик использовал верную интонацию, которая соответствует знакам препинания в тексте. | 1 | |
| Интонация не соответствует знакам препинания в тексте. | 0 | |
| Ч2 | Темп чтения | |
| Темп чтения соответствует коммуникативной задаче. | 1 | |
| Темп чтения не соответствует коммуникативной задаче. | 0 | |
| Ч3 | Искажения слов | |
| Ученик не исказил ни одного слова. | 1 | |
| Ученик исказил 1 или более слов. | 0 | |
| Максимальный балл | 3 | |
| Критерии оценивания подробного пересказа текста с включением приведённого высказывания (П) | Баллы | |
|---|---|---|
| П1 | Сохранение при пересказе микротем текста | |
| Ученик сохранил все основные микротемы. | 2 | |
| Ученик упустил или добавил 1 микротему. | 1 | |
| Ученик упустил или добавил 2 микротемы и более. | 0 | |
| П2 | Работа с высказыванием | |
| Ученик логично и уместно включил в пересказ приведённое высказывание. | 1 | |
| Ученик включил приведённое высказывание в пересказ нелогично или неуместно. ИЛИ Ученик не использовал приведённое высказывание в ответе.  | 
0 | |
| П3 | Способы цитирования | |
| Ученик не допустил ошибок при цитировании. | 0 | |
| Ученик допустил 1 или более ошибок при цитировании. | 1 | |
| Максимальный балл | 4 | |
| Критерии оценивания монологического высказывания (М) | Баллы | |
|---|---|---|
| М1 | Выполнение коммуникативной задачи в монологическом высказывании | |
| Ученик справился с коммуникативной задачей: привёл не менее 10 фраз по теме высказывания. | 2 | |
| Ученик частично справился с коммуникативной задачей: привёл 5–9 фраз по теме высказывания. | 1 | |
| Ученик не справился с коммуникативной задачей: привёл мене 5 фраз по теме высказывания. | 0 | |
| М2 | Логичность монологического высказывания | |
| Логических ошибок нет. | 1 | |
| Есть 1 или более логических ошибок. | 0 | |
| Максимальный балл | 3 | |
| Критерии оценивания диалога (Д) | Баллы | |
|---|---|---|
| Д1 | Выполнение коммуникативной задачи в диалоге | |
| Ученик справился с коммуникативной задачей: развёрнуто ответил на 3 вопроса в диалоге. | 3 | |
| Ученик частично справился с коммуникативной задачей: развёрнуто ответил на 2 вопроса в диалоге. | 2 | |
| Ученик частично справился с коммуникативной задачей: развёрнуто ответил на 1 вопрос в диалоге. | 1 | |
| Ученик не справился с коммуникативной задачей: ответил на вопросы односложно или не ответил вообще. | 0 | |
| Максимальный балл | 3 | |
| Критерии оценивания грамотности и фактической точности речи (Р) | Баллы | |
|---|---|---|
| Р1 | Соблюдение орфоэпических норм | |
| Орфоэпических ошибок нет. | 2 | |
| Ученик допустил не более 2-х орфоэпических ошибок. | 1 | |
| Ученик допустил не более 3 или более орфоэпических ошибок. | 0 | |
| Р2 | Соблюдение грамматических норм | |
| Грамматических ошибок нет. | 2 | |
| Ученик допустил не более 2-х грамматических ошибок. | 1 | |
| Ученик допустил не более 3 или более грамматических ошибок. | 0 | |
| Р3 | Соблюдение речевых норм | |
| Ученик допустил не более 2-х речевых ошибок. | 2 | |
| Ученик допустил 3–4 речевые ошибки. | 1 | |
| Ученик допустил 5 и более речевых ошибок. | 0 | |
| Р4 | Фактическая точность речи | |
| Фактических ошибок нет. | 1 | |
| Ученик допустил 1 и более речевых ошибок. | 0 | |
| Максимальный балл | 7 | |
5 советов, чтобы хорошо подготовиться к итоговому собеседованию
Совет №1. Научитесь бороться с волнением
Потерять баллы, потому что переволновался, — распространённое явление на экзаменах. На собеседовании тревога может сыграть сразу несколько злых шуток. Например, вы можете начать «глотать» окончания слов, оговориться, неверно поставить ударение или забыть, о чём был текст.
Чтобы не допустить этого, учитесь не допускать волнения. Для этого попробуйте:
- 
включить прогулки на свежем воздухе в своё расписание за несколько дней до экзамена, а лучше вообще сделать их привычкой;
 - 
хорошо выспаться накануне, а в день экзамена не пропускать приёмы пищи;
 - 
надеть удобную одежду, которая не будет стеснять движений;
 - 
не вовлекаться в цепную панику, как это обычно бывает среди ребят перед экзаменами;
 - 
выполнять дыхательные упражнения.
 
И самое главное — качественно готовьтесь к экзамену, чтобы быть уверенным в своих силах.
Совет №2. Повторите все важные для собеседования темы
Вам пригодятся такие знания:
- 
как правильно изменять по падежам имена числительные;
 - 
чем отличаются типы речи: описание, повествование, рассуждение;
 - 
какие бывают способы цитирования и как ими пользоваться;
 - 
что такое грамматическая основа и как её определить;
 - 
как правильно готовить пересказ текста;
 - 
какой структуры нужно придерживаться во время монолога.
 
Не стоит повторять всё это лишь вечером накануне экзамена. Советуем составить план подготовки, который позволит охватить все темы и закрепить их.
Совет №3. Практикуйтесь
Только на практике вы сможете проверить свои силы и отточить необходимые навыки. В этом вам помогут задания из демоверсий итогового собеседования за этот и прошлые годы. Также в сети можно найти сборники типовых заданий.
Во время подготовки:
- 
оттачивайте выполнение каждого задания по очереди;
 - 
делайте упор на те, которые даются труднее всего;
 - 
устраивайте собственный пробный экзамен: инсценируйте итоговое сочинение дома со всеми условиями: заданиями обеих частей, временем на подготовку и собеседником.
 
Совет №4. Узнайте всё о собеседовании заранее
Как и для других экзаменов, ФИПИ публикуют официальные документы со сведениями о том, как всё будет происходить. Уже сейчас есть проект собеседования 2025 года, он состоит из:
- спецификации — документа, где указаны проверяемые навыки, длительность экзамена, распределение баллов, условия проведения и т. д.;
 - демоверсии — пробного варианта, где есть примеры всех заданий, указания к их выполнению и критерии, по которым их будут оценивать.
 - теория — разбираем сами задания и темы по русскому языку, которые могут пригодиться для ответов;
 - практика — учимся выполнять тренировочные задания всех форматов экзамена;
 - разбор ошибок — причём как собственных, так и учеников прошлых лет;
 - знакомство с собеседованием — превращаем непонятные условия и критерии экзамена в простые и ясные.
 
Это поможет ещё и психологически. Когда что-то становится известным и понятным, оно уже не кажется таким страшным.
Совет №5. Готовьтесь вместе с учителем
Этим вы снимете со своих плечей львиную долю забот — где брать задания для подготовки, как разобраться в особенностях экзамена, по какому плану готовиться. И тогда можно будет без лишних тревог заниматься практикой.
В Skysmart ребята готовятся к итоговому собеседованию в рамках курсов ОГЭ по русскому языку. В них мы посвятили ему целые блоки, в которые входят:
Уроки проходят как в групповом, так и индивидуальном формате. Первый дешевле и подойдёт тем, кто уже уверенно себя чувствует и хочет лишь укрепить шансы. Второй — для учеников, которые серьёзно настроены идеально пройти собеседование и хотят персонального подхода.
Начните с бесплатного вводного урока! Там методист ответит на все вопросы и поможет определить уровень знаний.


















