b733e4
Проверьте знания по русскому бесплатно
Узнать бесплатно

Чередование гласных в корне

Чередование гласных в корне
764.3K

Правописание некоторых слов нельзя проверить через ударение. Чтобы не сомневаться, как пишется «ур_внение» и «выр_внять», нужно знать правила правописания корней с чередованием гласных.

Чередующиеся гласные в корне - это гласные, которые изменяются в зависимости от контекста слова. Их можно сгруппировать следующим образом:

  • гар — гор (загорать — загар)
  • зар — зор (зорить — заря)
  • клан — клон (клонить — поклон)
  • твар — твор (творить — тварь)
  • плав — плов (плавник — пловец)
  • лаг — лож (лагерь — разложить)
  • кас — кос (касаться — коснуться)
  • раст — рос (расти — взрослый)
  • скак — скоч (скачок — скакать)
  • мак — мок (макать — намокать)
  • равн — ровн (равнение — ровный)

Чередующиеся гласные в корне — явление, при котором гласные «а» и «о», «и» и «е» могут меняться в разных формах одного и того же слова или в родственных словах.

Чередующиеся гласные «а» или «о», «и» или «е» в корне слов пишутся в зависимости от разных условий:

  • места ударения (гар-/гор-, клан-/клон-, твар-/твор-, зар-зор-);
  • наличия или отсутствия суффикса -а- после корня (кас-/кос-, бер-/бир-, мер-/мир- и пр.);
  • конечной буквы корня (скак-/скоч-, раст-/ращ-, рос-);
  • различий по смыслу (равн-/ровн-, мак-/моч-).

Безударные гласные в корне с чередованием невозможно проверить ударением. В таких словах в ударном положении нужно писать ту гласную, которая слышится.

Для удобства мы собрали корни с чередованием гласных, примеры и исключения на каждое правило в таблицу.

Пройдите тест и узнайте, какие темы отделяют от пятёрки по русскому

Мы путешествуем по миру, чтобы собрать интересные истории и написать книгу. Сегодня мы прибыли в город Небра. Здесь красиво, но где все жители?

Давай зайдем в городскую администрацию, школу и музей, чтобы найти местных. Нажимай на здания, чтобы проверить, есть ли там кто-то

Выполни задание, чтобы открыть первую точку на карте

Поселение Чаронда возникло в XIII веке на Беломоро-Онежском водном пути. Н е и когда крупный т о а рговый центр края со временем начал пустеть и прих о а дить в упадок. Потеряв сн о а чала статус города, а потом большую часть ж ы и телей в XX веке, Чаронда опустела полностью. Сейчас в заброшенном селе, где нет телефонной связи, электричества, газа и вод а о провода, прож ы и вает один единственный житель. Дорог в Чаронду нет. Летом до неё можно добраться на лодке, а зимой на сн е и г о а х о а де по озеру Воже.

Наша первая точка — портал в библиотеку заброшенного города Чаронда. Шагнув в портал, мы оказываемся в пыльном темном зале.

Приглянись, за книжным шкафом светится тайник. Что же из этого первый артефакт?

Мы нашли волшебное перо!

Сделай следующее задание, чтобы открыть вторую точку на карте →

Разбери слова по составу, чтобы открыть вторую точку на карте

апельсин ов ый ноздр и живот н о вод

Вторая точка — это тропический город Сан Жи. В доме с кодовым замком спрятан второй артефакт. А на замке — записка от бывшего владельца. Прочитай её →

Прочитай записку и найди в ней кодовое слово. Это поможет вам раскрыть второй артефакт

Чтобы обеспечить своё производство автомобилей сырьём, Генри Форд приобрёл огромные плантации гевеи вдоль реки Амазонки, из которых добывали в то время каучук — основу для создания резины. И его мечтой стала постройка там города Фордландии для обеспечения постоянного производства.

Город был запланирован для проживания 10 000 жителей, и его основали в 1928 году. Форд хотел, чтобы здесь жили бразильские рабочие плантаций и американские управляющие. В городе были построены дома, больница и школа, однако не было ни одного бара. Рабочим запрещалось курить и пить алкоголь, и из-за этого случился бунт. Сами плантации также плохо росли, а деревья постоянно болели.

Так через 6 лет мечта была заброшена. Много лет спустя внук Форда — Генри Форд II — продал эти земли, так как резину стали производить синтетическим способом, и надобность в каучуке отпала.

Нечто, созданное воображением, мысленно представляемое — это мечта надежда

Второй артефакт — это свиток! Теперь нужно попасть в следующую точку и найти третий артефакт →

Открой третью точку на карте. Для этого расставь запятые в тексте

Древний город Крако основанный ещё в VIII веке до н. э. колонистами из Греции, расположился в провинции Матера в Италии . Он находился на горе в 400 метров, между лазурным морем и Апеннинскими горами.В средневековье небольшой городок процветал. В Крако раньше проживало около двух тысяч человек однако в 1963 г. случилось землетрясение и их пришлось эвакуировать так как скалы под городом начали разрушаться. Скорый отъезд всех жителей сделал из прекрасного городка город-призрак.

Последняя точка — заброшенный музей города Крако. Сюда мы и должны были доставить два недостающих артефакта. А третий, чернильница, стоит прямо посреди главного зала!

Мы вернули все артефакты в музей! Это поможет школьникам вдохновиться и начать писать великие книги. А мы теперь можем вернуться домой и узнать результаты нашего приключения →

Правописание корней с чередованием

Правописание корней с чередованием выбирается в зависимости от контекста и морфологической структуры слова.

Примеры:

  • Корень -лаг-/-лож-: "класть" — "положить".
  • Корень -бер-/-бир-: "забирать" — "заберу".
  • Корень -дер-/-дир-: "выдирать" — "выдернуть".

Таблица:

Корень Пример 1 Пример 2
-лаг-/-лож- класть — положить предлагать
-бер-/-бир- забирать — заберу выбирать
-дер-/-дир- выдирать — выдернуть задирать

Таблица «Чередование гласных в корне слова»

Корень

От чего зависит написание

Примеры

1) -раст- (-ращ-) // -рос-

2) -лаг-//-лож-

3) -скак-//-скоч-

От следующей буквы в корне слова:

1) перед ст (щ) пишем а, перед с — о;

2) перед г пишем а, перед ж — о;

3) перед к пишем а, перед ч — о.

1) Выросли, растение, выращенные.

Исключения: росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль, подростковый, вырост.

2) Приложить, полагающий.

Исключение: пóлог (это слово уже не связывается с корнем -лаг-//-лож-).

3) Скакать, вскочить.

Исключения: формы спряжения глагола скакать (скачу, скачешь, скачет), скачок.

4) -гар-//-гор-

5) -твар-//-твор-

6) -клан-//-клон-

От ударения — в безударном положении пишем букву о.

4) Загорáть, выгорáющий; под ударением — как слышится: загáр.

Исключения: при́гарь, вы́гарки.

5) Творе́ние, творе́ц.

Исключение: у́тварь.

6) Поклони́ться, уклони́ться; под ударением — как слышится: поклóн, клáняться.

7) -зар-//-зор-

8) -плав-//-плов-

От ударения — в безударном положении пишем букву а.

7) Заря́, зарева́ть, заря́нка; под ударением — как слышится: зо́рька, зо́ри.

8) Поплаво́к, плаву́честь.

Исключения: плове́ц, пловчи́ха, пловцы́, плывуны́.

9) -мак-//-моч-

10) -равн-//-ровн-

От оттенков значения:

9) «погружать в жидкость» — с буквой а; «пропускать жидкость» — с буквой о;

 

10) «делать(-ся) ровным, гладким» — с буквой о; «быть/делать равным кому-то, чему-то» — с буквой а;

9) Макать, обмакнуть, промочить, вымокнуть.

10) Выровнять (ряды), уравнять (количество).

Исключения: ровесник, равнина, уровень, равнение (направо).

11) -бер-//-бир-

12) -дер-//-дир-

13) -пер-//-пир-

14) -тер-//-тир-

15) -мер-//-мир-

16) -жег-//-жиг-

17) -стел-//-стил-

18) -блест-//-блист-

19) -чет-//-чит-

20) -кас-//-кос-

От следующего суффикса -а-:

11–19) при наличии суффикса пишем букву и, если суффикса нет — букву е;

20) при наличии суффикса пишем букву а, если суффикса нет — букву о.

11) Выбирать, соберу.

12) Выдирать, сдерут.

13) Запирать, отпереть.

14) Стирать, стереть.

15) Умирать, умереть.

16) Сжигать, выжег.

17) Расстилать, застелить.

18) Блистать, блестеть.

19) Вычитать, вычет.

Исключения: сочетание, сочетать.

20) Прикасаться, прикоснуться

21) Корни с чередованием а(я)//им, а(я)//ин

21) Без ударения пишем им и ин, если есть суффикс -а-.

21) Сжать — сжимать, понять — понимать, начать — начинать.

Ссылка на скачивание таблицы в виде картинки

Интересный факт!
В заданиях ЕГЭ слова-исключения из таблицы относятся к словам с чередующейся гласной.

Изучайте русский язык в онлайн-школе Skysmart — с внимательными преподавателями и на интересных примерах из современных текстов.

Комментарии

Открыть диалоговое окно с формой по клику

Получите план обучения русскому языку на бесплатном вводном уроке

На вводном уроке с методистом

  1. Проверим знание орфографии и других разделов русского языка и выявим пробелы
  2. Подберём курс
  3. Познакомим с интерактивной платформой

Оставляя заявку, вы принимаете условия соглашения