Практикуйся по этой теме! Пройди задание №9 ЕГЭ по русскому языку |
Чередующиеся гласные в корне - это гласные, которые изменяются в зависимости от контекста слова. Их можно сгруппировать следующим образом:
- гар — гор (загорать — загар)
- зар — зор (зорить — заря)
- клан — клон (клонить — поклон)
- твар — твор (творить — тварь)
- плав — плов (плавник — пловец)
- лаг — лож (лагерь — разложить)
- кас — кос (касаться — коснуться)
- раст — рос (расти — взрослый)
- скак — скоч (скачок — скакать)
- мак — мок (макать — намокать)
- равн — ровн (равнение — ровный)
Чередующиеся гласные в корне — явление, при котором гласные «а» и «о», «и» и «е» могут меняться в разных формах одного и того же слова или в родственных словах.
Чередующиеся гласные «а» или «о», «и» или «е» в корне слов пишутся в зависимости от разных условий:
- места ударения (гар-/гор-, клан-/клон-, твар-/твор-, зар-зор-);
- наличия или отсутствия суффикса -а- после корня (кас-/кос-, бер-/бир-, мер-/мир- и пр.);
- конечной буквы корня (скак-/скоч-, раст-/ращ-, рос-);
- различий по смыслу (равн-/ровн-, мак-/моч-).
Безударные гласные в корне с чередованием невозможно проверить ударением. В таких словах в ударном положении нужно писать ту гласную, которая слышится.
Для удобства мы собрали корни с чередованием гласных, примеры и исключения на каждое правило в таблицу.
Пройдите тест и узнайте, какие темы отделяют от пятёрки по русскому
Мы путешествуем по миру, чтобы собрать интересные истории и написать книгу. Сегодня мы прибыли в город Небра. Здесь красиво, но где все жители?
Давай зайдем в городскую администрацию, школу и музей, чтобы найти местных. Нажимай на здания, чтобы проверить, есть ли там кто-то
Выполни задание, чтобы открыть первую точку на карте
Поселение Чаронда возникло в XIII веке на Беломоро-Онежском водном пути. Н
Наша первая точка — портал в библиотеку заброшенного города Чаронда. Шагнув в портал, мы оказываемся в пыльном темном зале.
Приглянись, за книжным шкафом светится тайник. Что же из этого первый артефакт?
Мы нашли волшебное перо!
Сделай следующее задание, чтобы открыть вторую точку на карте →
Разбери слова по составу, чтобы открыть вторую точку на карте
Вторая точка — это тропический город Сан Жи. В доме с кодовым замком спрятан второй артефакт. А на замке — записка от бывшего владельца. Прочитай её →
Прочитай записку и найди в ней кодовое слово. Это поможет вам раскрыть второй артефакт
Чтобы обеспечить своё производство автомобилей сырьём, Генри Форд приобрёл огромные плантации гевеи вдоль реки Амазонки, из которых добывали в то время каучук — основу для создания резины. И его мечтой стала постройка там города Фордландии для обеспечения постоянного производства.
Город был запланирован для проживания 10 000 жителей, и его основали в 1928 году. Форд хотел, чтобы здесь жили бразильские рабочие плантаций и американские управляющие. В городе были построены дома, больница и школа, однако не было ни одного бара. Рабочим запрещалось курить и пить алкоголь, и из-за этого случился бунт. Сами плантации также плохо росли, а деревья постоянно болели.
Так через 6 лет мечта была заброшена. Много лет спустя внук Форда — Генри Форд II — продал эти земли, так как резину стали производить синтетическим способом, и надобность в каучуке отпала.
Второй артефакт — это свиток! Теперь нужно попасть в следующую точку и найти третий артефакт →
Открой третью точку на карте. Для этого расставь запятые в тексте
Последняя точка — заброшенный музей города Крако. Сюда мы и должны были доставить два недостающих артефакта. А третий, чернильница, стоит прямо посреди главного зала!
Мы вернули все артефакты в музей! Это поможет школьникам вдохновиться и начать писать великие книги. А мы теперь можем вернуться домой и узнать результаты нашего приключения →
Правописание корней с чередованием
Правописание корней с чередованием выбирается в зависимости от контекста и морфологической структуры слова.
Примеры:
- Корень -лаг-/-лож-: "класть" — "положить".
- Корень -бер-/-бир-: "забирать" — "заберу".
- Корень -дер-/-дир-: "выдирать" — "выдернуть".
Таблица:
Корень | Пример 1 | Пример 2 |
---|---|---|
-лаг-/-лож- | класть — положить | предлагать |
-бер-/-бир- | забирать — заберу | выбирать |
-дер-/-дир- | выдирать — выдернуть | задирать |
Таблица «Чередование гласных в корне слова»
Корень |
От чего зависит написание |
Примеры |
---|---|---|
1) -раст- (-ращ-) // -рос- 2) -лаг-//-лож- 3) -скак-//-скоч- |
От следующей буквы в корне слова: 1) перед ст (щ) пишем а, перед с — о; 2) перед г пишем а, перед ж — о; 3) перед к пишем а, перед ч — о. |
1) Выросли, растение, выращенные. Исключения: росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль, подростковый, вырост. 2) Приложить, полагающий. Исключение: пóлог (это слово уже не связывается с корнем -лаг-//-лож-). 3) Скакать, вскочить. Исключения: формы спряжения глагола скакать (скачу, скачешь, скачет), скачок. |
4) -гар-//-гор- 5) -твар-//-твор- 6) -клан-//-клон- |
От ударения — в безударном положении пишем букву о. |
4) Загорáть, выгорáющий; под ударением — как слышится: загáр. Исключения: при́гарь, вы́гарки. 5) Творе́ние, творе́ц. Исключение: у́тварь. 6) Поклони́ться, уклони́ться; под ударением — как слышится: поклóн, клáняться. |
7) -зар-//-зор- 8) -плав-//-плов- |
От ударения — в безударном положении пишем букву а. |
7) Заря́, зарева́ть, заря́нка; под ударением — как слышится: зо́рька, зо́ри. 8) Поплаво́к, плаву́честь. Исключения: плове́ц, пловчи́ха, пловцы́, плывуны́. |
9) -мак-//-моч- 10) -равн-//-ровн- |
От оттенков значения: 9) «погружать в жидкость» — с буквой а; «пропускать жидкость» — с буквой о; 10) «делать(-ся) ровным, гладким» — с буквой о; «быть/делать равным кому-то, чему-то» — с буквой а; |
9) Макать, обмакнуть, промочить, вымокнуть. 10) Выровнять (ряды), уравнять (количество). Исключения: ровесник, равнина, уровень, равнение (направо). |
11) -бер-//-бир- 12) -дер-//-дир- 13) -пер-//-пир- 14) -тер-//-тир- 15) -мер-//-мир- 16) -жег-//-жиг- 17) -стел-//-стил- 18) -блест-//-блист- 19) -чет-//-чит- 20) -кас-//-кос- |
От следующего суффикса -а-: 11–19) при наличии суффикса пишем букву и, если суффикса нет — букву е; 20) при наличии суффикса пишем букву а, если суффикса нет — букву о. |
11) Выбирать, соберу. 12) Выдирать, сдерут. 13) Запирать, отпереть. 14) Стирать, стереть. 15) Умирать, умереть. 16) Сжигать, выжег. 17) Расстилать, застелить. 18) Блистать, блестеть. 19) Вычитать, вычет. Исключения: сочетание, сочетать. 20) Прикасаться, прикоснуться |
21) Корни с чередованием а(я)//им, а(я)//ин |
21) Без ударения пишем им и ин, если есть суффикс -а-. |
21) Сжать — сжимать, понять — понимать, начать — начинать. |
Ссылка на скачивание таблицы в виде картинки
Изучайте русский язык в онлайн-школе Skysmart — с внимательными преподавателями и на интересных примерах из современных текстов.