Текст для заданий ЕГЭ по русскому языку 23–27
(1)И вот опять родные места встретили меня сдержанным шёпотом ольшаника. (2)Вдали показались ветхие крыши старой моей деревни, вот и дом с потрескавшимися углами. (3)По этим углам залезал я когда-то под крышу, неутомимый в своём стремлении к высоте, и смотрел на синие зубчатые леса, прятал в щелях витых кряжей нехитрые мальчишеские богатства.
(4)Из этой сосновой крепости, из этих удивительных ворот уходил я когда-то в большой и грозный мир, наивно поклявшись никогда не возвращаться, но чем дальше и быстрей уходил, тем яростней тянуло меня обратно.
(5)Старый дом наш заколочен. (6)Я ставлю поклажу на крыльцо соседки и ступаю в солнечное поле, размышляя о прошлом. (7)Детство вписалось в мою жизнь далёким нервным маревом, раскрасило будущее яркими мечтательными мазками. (8)В тот день, когда я уходил из дому, так же, как и сегодня, вызванивали полевые кузнечики, так же лениво парил надо мной ястреб, и только сердце было молодым и не верящим в обратную дорогу.
(9)И вот опять уводит меня в лесную чащобу узкая тропинка, и снова слушаю я шум летнего леса. (10)Снова торжественно и мудро шумит надо мной старинный хвойный бор, и нет ему до меня никакого дела. (11)И над бором висит в синеве солнце. (12)Оно щедро, стремительно и бесшумно сыплет в лохматую прохладу мхов свои золотые брызги, а над мхами, словно сморённые за пряжей старухи, дремлют смолистые ели. (13)Они глухо шепчут порой, как будто возмущаясь щедростью солнца, а может быть, собственным долголетием. (14)Под елями древний запах папоротника. (15)Я иду чёрной лошадиной тропой, на лицо липнут невидимые нити паутины, с детским беззащитным писком вьются передо мной комары, хотя кусают они совсем не по-детски. (16)Мой взгляд останавливается на красных, в белых крапинках, шапках мухоморов. (17)Потом вижу, как дятел, опершись на растопыренный хвост, колотит своим неутомимым носом сухую древесину. (18)В лицо мне хлещут ветки крушины, и вот уже я на сухом месте, и нога едет на скользких иглах. (19)Загудел в соснах ветер, и сосны отозвались беззащитным ропотом. (20)Мне кажется, что в их кронах вздыхает огромный богатырь-тугодум, который с наивностью младенца копит свою мощь не себе, а другим. (21)Под это добродушное дыхание, словно из древних веков, нечёткой белопарусной армадой выплывают облачные фрегаты.
(22)Мне кажется, что я слышу, как растёт на полях трава, я ощущаю каждую травинку, с маху сдёргиваю сапоги и босиком выбегаю на рыжий песчаный берег, снова стою над рекой и бросаю лесные шишки в синюю тугую воду, в эту прохладную русалочью постель, и смотрю, как расходятся и умирают водяные круги.
(23)Я сажусь у тёплого стога возле берёз, и мне чудится в их шелесте укор вечных свидетельниц человеческого горя и радости. (24)Веками роднились с нами эти деревья, дарили нашим предкам скрипучие лапти и жаркую, бездымную лучину, растили пахучие веники, розги, полозья, копили певучесть для пастушьих рожков.
(25)Я выхожу на зелёный откос и гляжу туда, где ещё совсем недавно было так много деревень, а теперь белеют одни берёзы. (26)Нет, в здешних местах пожары не часты, и лет пятьсот уже не было нашествий. (27)Может быть, так оно и надо? (28)Исчезают деревни, а взамен рождаются весёлые шумные города. (29)Я обнимаю родную землю, слышу теплоту родимой травы, и надо мной качаются купальницы с лютиками.
(30)Шумят невдалеке сосны, шелестят берёзы. (31)Тихая моя родина, ты всё так же не даёшь мне стареть и врачуешь душу своей зелёной тишиной.
По В.И. Белову
Пример сочинения
Какое значение родные места имеют в нашей жизни? Именно этот вопрос возникает при чтении текста советского русского писателя В. И. Белова.
Чтобы полнее раскрыть проблему роли малой родины в жизни человека, автор рассказывает о поездке в родные места. Он видит ветхие крыши старой деревни, и к нему приходят воспоминания детства. Когда-то, уходя «в большой и грозный мир», он был уверен, что уже никогда не вернётся в эту «сосновую крепость». Теперь эта клятва кажется ему наивной, так как с годами его всё «яростней тянуло» на малую родину. Из этого примера следует, что чем дальше по времени человек отдаляется от родных мест, тем сильнее его тянет вернуться туда, где прошло его детство.
Продолжая описывать родные места, рассказчик отмечает, что многое здесь осталось прежним, как в детстве: так же, как в день его ухода, вызванивают кузнечики, лениво парит ястреб, а узкая тропинка уводит его в чащобу. Там, в его глубине, всё еще можно послушать шум летнего леса. Общение с природой родного края вызывает в его душе тёплые чувства. Это говорит о том, что малая родина необходима каждому из нас, ведь общение с ней благотворно влияет на душу человека.
Противопоставляя два примера, автор хочет подчеркнуть, что мы не сразу понимаем, как дорога нам малая родина. Покидая родную деревню, рассказчик был убеждён в том, что никогда уже в неё не вернётся, его манил большой неизвестный мир. Но с годами он понял, что нет на земле ничего дороже, чем родные места, в нём всё сильнее укреплялось желание повидать родительский дом и деревню, где прошло детство.
Автор подводит нас к мысли о том, что родные места имеют огромное значение в нашей жизни. Общение с ними рождает в душе прекрасные воспоминания детства, которые исцеляют душу и не дают ей стареть.
Невозможно не согласиться с мнением автора. Действительно, нельзя забыть родительский дом, где ты провёл лучшие годы своей жизни. Для подтверждения своей мысли приведу пример. В пьесе А П. Чехова «Вишнёвый сад» Любовь Андреевна Раневская после пяти лет в Париже возвращается в родное имение и восхищается цветущим садом. Он напоминает ей милое детство, когда она была безгрешна, чиста душой, как эти белые цветы вишнёвых деревьев. Возвращение к своим истокам вызывает в душе радость, умиление, до слёз трогает сердце героини.
Из всего сказанного можно сделать следующий вывод: не всегда сразу мы понимаем ценность и значение малой родины в нашей жизни. С годами к нам приходит осознание, что родина, как и мать, бывает одна. И что нет на земле ничего прекраснее и дороже родных просторов.
Получи больше пользы от Skysmart:
-
Подготовься к ОГЭ на пятёрку.
-
Подготовься к ЕГЭ на высокие баллы.
Записывайся на бесплатные курсы для детей.
Решай задания в бесплатном тренажёре ЕГЭ.
Почему это сочинение заслуживает максимального балла
Теперь кратко проанализируем сочинение, опираясь на критерии.
Разбор примера сочинения на ЕГЭ |
|
---|---|
К1. Отражение позиции автора по указанной проблеме исходного текста |
Ученик верно определил авторскую позицию и лаконично сформулировал её. |
К2. Комментарий к проблеме исходного текста |
В сочинении есть 2 комментария с примерами-иллюстрациями из текста и пояснениями. Также есть абзац, где указана и проанализирована связь между комментариями. |
К3. Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста |
Ученик выразил отношение к авторской позиции и подкрепил его 1 аргументом из художественной литературы, верно указав название и автора. Пример однозначен, в нём читается соответствие проблеме. |
К4. Фактическая точность речи |
В сочинении нет фактологических ошибок. |
К5. Логичность речи |
Нет логических ошибок и отступлений. |
К6. Соблюдение этических норм |
В сочинении ученик использует уместную лексику и не нарушает этических норм. |
К7. Соблюдение орфографических норм |
В сочинении нет орфографических ошибок. |
К8. Соблюдение пунктуационных норм |
В сочинении нет пунктуационных ошибок. |
К9. Соблюдение грамматических норм |
В сочинении нет грамматических ошибок. |
К10. Соблюдение речевых норм |
В сочинении нет речевых ошибок. |
Также ученик прошёл минимальный порог объема работы в 150 слов. Всего в сочинении 404 слова. При этом оно не состоит из одних цитат и не является пересказом текста.
Совет: чекни наш тренажёр ЕГЭ по русскому языку!
Хотите писать сочинения так же круто? Начните заниматься на курсе подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Вы научитесь:
-
чётко формулировать авторскую позицию;
-
составлять карту аргументов для подтверждения своей позиции по отношению к мнению автора;
-
писать ёмкие вступления и заключения;
-
находить нужные отрывки для примеров-иллюстраций за пару минут и многому другому.
А ещё — подтянете общий уровень знаний и разберёте другие задания ЕГЭ. И всё это — на индивидуальных уроках по личному расписанию. До встречи на бесплатном вводном занятии!