Виды рынков — это классификации рынков по различным признакам.
-
По территориальному признаку:
- Местный (на уровне населенного пункта)
- Региональный (в конкретной части государства)
- Национальный (в рамках всего государства)
- Мировой (между странами)
-
По субъектам:
- Покупатели
- Продавцы
- Госучреждения
-
По объектам:
- Товары и услуги
- Финансовый
-
По формам:
- Кооперативов
- Государственный
- Арендный
- Совместных предприятий
Примеры:
- Мировой рынок: международная торговля нефтью.
- Национальный рынок: рынок недвижимости в конкретной стране.
- Региональный рынок: сельскохозяйственная продукция в области.
- Местный рынок: фермерский рынок в городе.
Что такое рынок и рыночный механизм?
Рынок — это экономические отношения по типу купли-продажи, внутри которых возникают цена, спрос и предложение.
То, как продавцы и покупатели взаимодействуют друг с другом, чтобы назначить цену, качество и объем производства, а также распределение ресурсов на это, называют рыночным механизмом. Чтобы в экономике появился рынок, и этот механизм заработал, важно учесть 3 условия:
разделение труда;
товарно-денежные отношения в обществе;
самостоятельные и экономически обособленные производители.
Разберем подробнее совокупность признаков, которая характерна для рынка, в таблице ниже.
Признаки рынка |
|
---|---|
Название | Суть |
Частная собственность доминирует при том, что формы собственности равноправны | Частная собственность основа рынка, без которой его не может быть. При этом государство не выделяет эту форму и не дает ей преимуществ перед другими. |
Хозяйственная деятельность свободна | Участники рынка могут выпускать любой товар, который не запрещает закон, и выбирать место торговли. |
Рынок учитывает спрос и предложение | Производитель создает товары, которые готовы покупать. |
Участники рынка конкурируют между собой | Производители конкурируют между собой за то, чтобы повышать качество товаров, снижать затраты и увеличивать объемы производства. Потребители конкурируют за то, чтобы купить товар или услугу лучшего качества по меньшей цене. Продавцы соревнуются с покупателями за цену товара или услуги: первые хотят продать дороже, вторые — купить дешевле. |
Есть свободное ценообразование | Цена — это сумма денег, которую продавец хочет получить за товар, а покупатель — отдать за него же.
Цену назначает рынок, а не государство. Она появляется из соотношения спроса и предложения. |
Зачем нужен рынок и в каких формах он существует?
Теперь давайте разберемся, что полезного делает рынок для общества. Всего можно выделить 5 главных функций этого механизма:
стимулирующая — мотивировать производителей снижать расходы, искать выгоду, развивать производства;
посредническая — помочь производителям найти своего потребителя и наоборот;
информационная — рассказать людям об ассортименте товаров и услуг, их качестве и затратах на производство;
ценообразующая — установить справедливую цену;
санирующая — разгрузить экономику от неэффективных предприятий.
Все эти функции справедливы для каждой из 4 форм рынка в экономике. Их мы перечислили ниже.
Какие бывают виды рынков?
Всего есть 5 критериев, по которым можно разделить рынки на типы:
законность;
степень регулируемости;
виды товаров и услуг;
масштабность;
вид конкуренции.
Теперь рассмотрим все основные виды рынков в экономике и различия между ними внутри каждого из этих критериев.
Классификация рынков |
|
---|---|
Критерий | Виды |
Законность | Легальный — законный, нелегальный — незаконный, теневой. |
Регулируемость | Регулируемый — государство контролирует рынок.
Нерегулируемый — государство или любой другой экономический субъект не вмешивается в работу рынка. |
Типы товаров и услуг | Потребительский (товарный) — участники рынка обмениваются промышленными и продовольственными товарами, коммунальными и бытовыми услугами.
Средств производства — участники продают и покупают орудия труда и природные ресурсы. Интеллектуальных продуктов и информации — участники обмениваются высокими технологиями, знаниями, произведениями искусства и т.д. Труда — рынок, где можно продавать свои трудовые способности. Финансовый — рынок, на котором обменивают деньги, ценные бумаги и инвестиции — долгосрочные вложения. Жилья и прочих сооружений — рынок, где продают и покупают недвижимость, кроме производств. |
Масштаб | Мировой — обмен товарами и услугами между странами мира.
Национальный — обмен товарами и услугами в рамках государства. Региональный — обмен товарами и услугами в конкретной части внутреннего рынка государства. Местный — товарами и услугами на уровне населенного пункта. |
Конкуренция | Совершенная (свободная) конкуренция — на рынке много независимых производителей, которые продают одинаковые товары и не могут контролировать розничную цену.
Монополистическая конкуренция — производители на рынке продают похожие, но не одинаковые товары. Олигополия — товар продают несколько крупных фирм. Чистая монополия — товар продает одна фирма. |
Объем сделок | Оптовый — одинаковые товары продают и покупают для перепродажи крупными партиями.
Мелкооптовый — одинаковые товары продают и покупают в меньших объемах, чем оптовые, но тоже для перепродажи. Розничный — товары продают и покупают поштучно, чтобы пользоваться, а не перепродать. |
Получи больше пользы от Skysmart:
-
Подтяни оценки на курсах по обществознанию.
-
Выбирай из 230+ репетиторов по обществознанию.
Записывайся на бесплатные курсы для детей.
Преимущества и недостатки рыночной экономики
Рынок — часть экономической системы, которая тесно связана с жизнью общества. Разберемся, как этот механизм влияет на людей — и с позитивной, и с негативной сторон.
Черты рынка |
|
---|---|
Положительные | Отрицательные |
Быстро реагирует на новые потребности покупателей с помощью конкуренции и рыночной цены | Не гарантирует право на работу и доход, из-за чего возникает неравенство |
Сохраняет баланс между спросом и предложением | Не реагирует на ущерб, который предприятия наносят людям и природе |
Использует новые технологии, чтобы повышать прибыль и снижать затраты на производство | Не поддерживает некоммерческие сферы — здравоохранение, образование и т. д. |
Хорошо подстраивается под новые условия | Запускает инфляцию и безработицу, не может сдерживать кризис перепроизводства |
Следит, чтобы доходы соответствовали результатам труда | Слабо реагирует на нужды предприятий, которые требуют вложений и не дают быстрой прибыли |
Что означает мем «рыночек порешал»?
Как и обещали, немного отойдем от серьезного и разберем популярный мем об экономике простыми словами.
Существует такое понятие — невидимая рука рынка. Это теория о том, что его участники в погоне за личной выгодой приносят больше пользы обществу, чем если бы рынок регулировало государство. Например, если потребителям нужен товар, т. е. вырос спрос, но на рынке его не так много, цена растет. А если товара наоборот выпустят слишком много, но его будут не так охотно покупать, то и цена снижается. Таким образом спрос и предложение сами себя отрегулировали. Или, как еще говорят в интернетах, «рыночек порешал». 😎
Проверь себя
Пришло время узнать, помогла ли вам эта статья разобраться, какие функции в рыночной экономике выполняет рынок, и в других его чертах. Для этого мы подготовили 2 задания на самопроверку.
Задание 1
Ниже перечислены критерии, по которым рынки делятся на виды и типы. Найдите среди них лишние.
Законность.
Регулируемость.
Тип торговли — офлайн и онлайн.
Структура рынка.
Масштаб.
Объем сделок.
Качество товаров и услуг.
Тип товаров и услуг.
Цена товаров и услуг.
Вид конкуренции.
Задание 2
Как вы считаете, рыночные отношения, свободный рынок и капитализм в целом — это явления, которые идут на пользу современному обществу или нет? Подумайте и приведите аргументы к вашему мнению.
Надеемся, что после этой статьи вы больше узнали о том, что такое рынок, каковы его основные элементы и структура. Если впереди экзамен, но вы все еще сомневаетесь, сможете ли ответить на вопросы по этой теме, рекомендуем готовиться вместе с наставником. На курсах по обществознанию в Skysmart можно будет изучить сложную тему простыми методами, разобрать частые ошибки учеников и потренироваться на заданиях ОГЭ или ЕГЭ .