b733e4
Хорошо ли вы понимаете обществознание?
Проверить бесплатно

Закон спроса и предложения

Закон спроса и предложения
358.4K

На уроках обществознания школьники рассматривают одни и те же вопросы с разных сторон, в том числе с экономической точки зрения. В этой статье расскажем, что такое спрос и предложение и какие факторы их формируют.

Закон спроса и предложения — экономический закон, определяющий взаимоотношение между спросом на товар и его предложением. При снижении цены спрос увеличивается и предложение уменьшается.

Пример: снижение цены на смартфоны приводит к увеличению их покупок, но продавцы могут сократить поставки.

Что такое спрос

Спрос – это намерение и способность приобрести товар или услугу по установленной цене.

Предложение – это готовность и возможность продавца предоставить товар или услугу по определенной цене.

Пример: Высокий спрос на смартфоны iPhone ведет к увеличению их предложения на рынке.

Спрос в экономике — это желание купить товар или услугу. Спрос — один из ключевых факторов рыночного ценообразования.

Изобразим понятие спроса на графике, где P — цена, а Q — объем спроса.

График спроса

Величина спроса — это объем (количество) товара или услуги определенного вида, который покупатели готовы приобрести в течение определенного периода при определенном уровне цены на этот товар.

Цена спроса — максимальная цена, по которой покупатель готов приобрести товар или услугу.

Платежеспособный спрос — это возможность приобрести товар покупателями.

Спрос может изменяться под воздействием одного или нескольких факторов. Рассмотрим ценовые и неценовые факторы спроса.

Факторы, влияющие на спрос:

  • цена;

  • полезность и необходимость товара;

  • число покупателей;

  • ожидания изменения цены;

  • уровень доходов населения;

  • наличие товара на рынке;

  • предложение альтернативных товаров и их цены;

  • мода;

  • сезон;

  • инфляционные ожидания.

Спрос может изменяться: увеличиваться или уменьшаться. Графически изменение спроса можно показать через изменение положения кривой спроса.

Увеличение спроса можно показать, переместив кривую вправо, дальше от осей координат. Это выглядит так:

Увеличение спроса

Движение кривой влево, ближе к осям координат, означает уменьшение спроса. Вот так:

Уменьшение спроса

Теперь покажем изменение величины спроса на графике.

Изменение величины спроса

Изменение величины спроса графически отображается не сдвигом всей кривой, а движением по кривой спроса (D), то есть перемещением, например, из точки D1 в D2. Можно заметить закономерность: чем дороже товары или услуги, тем меньше желающих их приобрести.

Например, если цена Р1 высокая, значит, количество товаров, которые купили по такой цене — Q1, небольшое. При этом по невысокой цене Р2 количество покупок Q2 значительно выше.

Факторы, влияющие на спрос

Факторы, влияющие на спрос, включают:

  • Цена товара: по закону спроса, при росте цен спрос падает и наоборот.
  • Неценовые факторы:
    • Потребительские предпочтения
    • Инфляционные ожидания
    • Покупательная способность потребителей
    • Цены на товары-заменители
    • Стоимость сопутствующих товаров
    • Вкусы аудитории
    • Ожидания покупателей

Пример: увеличение доходов повышает спрос на люксовые товары.

Получи больше пользы от Skysmart:

Что такое предложение

Предложение — это желание продать товары, которые произвели и представили на продажу в конкретный отрезок времени. Объем предложения при этом зависит от объема производства.

Предложение товара будет расти, если у него высокая маржинальность, то есть производитель получает большой доход от каждой единицы проданной продукции. Например, себестоимость товара составляет 120 рублей, а продают его за 1000 рублей.

Цена предложения — это минимальная цена продавцов.

Перечислим факторы, которые влияют на величину предложения:

  • стоимость производства;

  • улучшение технологий;

  • конкуренция;

  • ожидания по будущей цене и потребности товара;

  • цены на аналогичные товары;

  • сезон;

  • катаклизмы;

  • войны;

  • налоги.

Рассмотрим график изменения величины предложения.

Изменение величины предложения

Изменение величины предложения выражается в движении кривой предложения (S) из позиции точки S1 к S2 при неизменности факторов предложения. В этом случае мы учитываем ценовой фактор, а другие рассматриваем как неизменные. Можно заметить закономерность: чем дороже товары или услуги, тем больше желающих по такой цене их продать.

Поможем закрепить новый материал на курсах по обществознанию в онлайн-школе Skysmart.

Кривая спроса и предложения

Кривая спроса и предложения — это графическое представление зависимости между ценой и количеством товара или услуги, которое потребители готовы купить (спрос) и которое продавцы готовы продать (предложение). Кривая спроса обычно имеет отрицательный наклон, а кривая предложения — положительный.

Примеры:

  • Кривая спроса на яблоки показывает, что при повышении цены на яблоки, их покупают меньше.
  • Кривая предложения на пшеницу показывает, что при увеличении цены фермеры готовы производить больше пшеницы.

Что такое закон спроса и предложения

Закон спроса и предложения отражает взаимозависимость между количеством товаров и услуг и объемом спроса и предложения на них.

Закон спроса

Повышение цен может привести к снижению величины спроса, а снижение цен — к ее увеличению.

Закон предложения

Чем выше цена товара, тем больше величина его предложения. Чем ниже цена товара, тем меньше величина его предложения

Спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей, а предложение — совокупностью товаров, которые предлагают продавцы или производители.

Рынок — это огромная система, участников которой называют покупателями и продавцами. На рынке все заинтересованы в обмене товаров и услуг. Есть разные рынки, при этом принципы закона работают одинаково: чем больше спрос, тем выше цены. Но со временем предложение становится больше, что может привести к снижению цены.

Функции спроса и предложения:

  • пропорциональное развитие производства;

  • рыночное регулирование цен;

  • отражение общественных отношений;

Что значит эластичность спроса и эластичность предложения

Эластичность спроса — это показатель, который выражает колебания спроса, которые возникают от изменения цен на товары или услуги. При этом важный факт — чем эластичнее спрос, тем выше цена, которая может быть установлена на товар.

Виды эластичности спроса:

  • Эластичный спрос — если при изменении цены спрос на товар сильно меняется, такой спрос на товар считается эластичным.

  • Неэластичный спрос — если при изменении цены спрос на товар значительно не меняется, то спрос называют неэластичным.

  • Абсолютно эластичный спрос — когда есть только одна цена, при которой потребители будут покупать товар. Изменение цены может привести к нулевому или неограниченному спросу.

  • Абсолютно неэластичный спрос — вне зависимости от изменения цены спрос остается на прежнем уровне.

Эластичность предложения — это показатель, который воспроизводит изменения совокупного предложения с ростом цен. Эластичность предложения отражает чувствительность предложения товаров на изменения их цен.

Виды эластичности предложения:

  • Неэластичное предложение — предложение существенно не меняется при изменении цены. Например, рынок рыбы. Так как товар портится, его нужно продать. К концу срока годности уже не важно, по какой цене.

  • Эластичное предложение — при изменении цены предложение существенно изменяется. Свойственно товарам длительного хранения.

  • Абсолютно неэластичное предложение — как бы ни менялась цена, предложение будет постоянно на одном уровне.

  • Абсолютно эластичное предложение — существует только одна цена, по которой товар будет предлагаться на рынке. Любое изменение цены приводит к полному отказу от производства либо к неограниченному увеличению предложения.

Эластичность спроса и предложения показывает, насколько изменится цена при изменении предложения.

Формула эластичности

E = [(Q1 - Q2)/[1/2 × (Q1 + Q2)] ] / [ (P2 - P1)/[1/2 × (P1 + P2)] ]

Где:

  • Q1 — спрос в начале;

  • Q2 — спрос в следующий момент времени;

  • P1 — цена в начале;

  • P2 — цена в следующий момент времени.

Например, цена изделия равна 50, спрос — 300. При росте цены до 54 спрос сокращается до 270. Тогда эластичность спроса рассчитывается так:

E = ((270 - 300) / 285) / ((54 - 50) / 52) = -0,1052 / 0,07692 = -1,367

Что такое рыночное равновесие спроса и предложения

Что такое рыночное равновесие спроса и предложения

Есть теория, при которой свободные рыночные отношения могут уравновесить спрос и предложение без сильного вмешательства государства и прочих факторов. Именно это явление называют рыночным равновесием.

Рыночное равновесие — это момент, когда спрос равен предложению.

Равновесная цена — цена, которая соответствует точке рыночного равновесия.

Типы рыночного равновесия:

  • Мгновенное — когда возрастает спрос, при этом производители не могут увеличить предложение. Тогда равновесие устанавливается через повышение цены до момента установления рыночного равновесия.
  • Краткосрочное — когда при повышении спроса предложение повышается через дополнительную загрузку производственных мощностей.
  • Долгосрочное — когда происходит расширение производственных мощностей или создаются новые предприятия по производству товара.

Большая часть экономик в мире работают при соблюдении принципов свободного рыночного регулирования, то есть без вмешательства государства.

Рыночная экономика — это механизм взаимодействия товарооборотов между собой, который основан на частной собственности, товарно-денежных отношениях, свободе выбора и конкуренции.

Вместе с тем, достигнуть рыночное равновесие можно за счет слишком высокой цены. Например, некоторые отрасли экономики могут испытать сильный спад, кризис, а другие перепроизводство. Поэтому государство предпринимает меры, чтобы сгладить переходные процессы для равновесия спроса и предложения.

Какие действия может предпринять государство для проблемных отраслей:

  1. Снизить налог на прибыль.

  2. Уменьшить ставки по кредиту.

  3. Ввести льготы, субсидии.

Графически пересечение кривых спроса и предложения можно отметить точкой А, которая и будет точкой равновесия. Это компромисс между желаниями и возможностями потребителя и производителя.

Это значит, что товар или услуга реализовывается по равновесной цене, то есть цене, по которой покупатель готов купить, а продавец готов продать товар или оказать услугу.

Точка равновесия спроса и предложения

Комментарии

Бесплатный вебинар
Бесплатный вебинар
Бесплатный вебинар
Проверьте уровень по обществознанию бесплатно
  • Оставьте заявку на бесплатное тестирование
  • Приходите на тестирование вместе с ребёнком
  • Получите оценку знаний и конкретные шаги, чтобы прокачать их
Шаг 1 из 2
Шаг 1 из 2
Шаг 2 из 2