Автобиографическое произведение «Ночевала тучка золотая» Анатолия Приставкина, созданное в 1981 году, считается самой сильной и эмоциональной работой писателя, пережившего в детстве тяжелые военные годы в детском доме. На протяжении длительного времени это произведение находилось под цензурным запретом и было опубликовано лишь в период Перестройки.
На нашем ресурсе вы можете ознакомиться с кратким изложением содержания повести «Ночевала тучка золотая» по главам.
Место и время действия
Основные события произведения разворачиваются в 1944 году на территории СССР, в трудовой колонии на Кавказе.
Главные персонажи
- Сашка и Колька Кузьмины (Кузьменыши)– братья-близнецы, воспитанники детского дома, не знавшие семейного тепла.
- Регина Петровна– воспитательница колонии, вдова, мать двоих детей, ставшая для Кузьменышей самым близким и родным человеком.
Герои повести
- Алхузур – юный чеченец, ставший названым братом Кольке.
Второстепенные персонажи
- Петр Анисимович – директор детской колонии, человек чести и ответственности.
- Илья – проводник, личность скользкая, с темным прошлым.
- Демьян – фронтовик, потерявший ногу и семью.
Краткое содержание
Главы 1-6
Война – суровое время, особенно для сирот. Братья-близнецы Колька и Сашка Кузьмины – Кузьменыши – выживают в детском доме только благодаря своему единству: «четыре руки ухватят больше, чем две; на четырех ногах и от погони уйдешь быстрее». Зима 44-го выдалась голодной, мысли братьев заняты только одним – «пробраться в святая святых – хлеборезку, к заветным караваям». Не мудрствуя лукаво, Кузьменыши начинают рыть подкоп.
В тот момент в детском доме начали активно распространяться слухи о переезде на Кавказ. Братья уже были близки к достижению своей заветной цели, но директор обнаруживает подкоп, и начинается расследование. Понимая, что рано или поздно их вычислят и «в любом случае придется бежать», Кузьменыши решают добровольно отправиться на Кавказ.
Их помещают в поезд, который заполняют такими же обездоленными детьми, как они, из столичных и подмосковных детских домов и приютов. По пути, чтобы не умереть от голода, братья занимаются мелким воровством на привокзальных рынках.
Остановка в пути обернулась бедой: наевшись незрелых плодов с чужих огородов, многие воспитанники детдома, и Сашка в их числе, слегли с отравлением. Братьям грозила разлука – страшная участь, о которой они старались даже не думать. На помощь пришла Регина Петровна, будущая воспитательница: она пообещала Кольке уговорить врача оставить братьев вместе и приглядывать за ними, особенно за ослабленным Сашкой.
Главы 7-13
На новом месте выяснилось, что на полтысячи детей сирот приходится всего три воспитателя да директор – бывший завхоз Петр Анисимович. Повара не было и в помине, да и готовить было практически не из чего. Чтобы хоть как-то прокормиться, колонисты тащили в станицу всё, что плохо лежало: матрацы, подушки, остатки мебели – и выменивали на скудное пропитание: картошку да прошлогоднюю кукурузу.
Железнодорожное искушение и кровавое зарево
Илья, пройдоха-проводник, нашептал братьям Кузьменышам о легкой наживе – стащить комплект теплой одежды. Он угостил их сытным обедом, да не просто так, а сдобрил трапезу мутным самогоном, льстя, будто взрослым мужикам. Хитрый Илья знал: "Одурманишь – и дело в шляпе, с лихими парнями любая афера по плечу".
Кузьменыши решились на побег, присмотрев для укрытия тесный собачник – железную клетушку для перевозки братьев наших меньших. Но в последний момент сердце екнуло: как же Регина Петровна, воспитательница их, с двумя малышами своими останется? И передумали сорванцы.
Вернувшись в стены колонии, узнали горькую весть: за побег, пусть и несостоявшийся, Регина Петровна определила их на консервный завод, да еще и срок заключения продлила на год.
Главы 14-18
Ночь огласилась оглушительным грохотом, и жуткое зарево ворвалось во все окна, озарив стены зловещим багрянцем. Поговаривали, что это дело рук таинственных чеченцев, державших в страхе всю округу.
По прибытии на консервный завод, юные Кузьменыши вместе с остальными колонистами оказываются втянутыми в монотонный труд по сортировке фруктов и овощей. Вечно терзаемые голодом, братья набрасываются на еду с такой жадностью, будто не ели целую вечность.
От бывалых заводчан Сашка и Колька узнают печальную историю этих мест. По сталинскому указу, местное чеченское население было депортировано в суровые сибирские края, а на их место согнали жителей с российских просторов. Однако некоторые чеченцы предпочли скрыться в горах, став головной болью для новых поселенцев.
Главы 19-25
Во время праздничного концерта, на котором собрались колонисты и рабочие завода, вспыхивает пожар. Огненная стихия безжалостно уничтожает машину и дом Ильи. В воздухе повисает атмосфера страха и подозрения. Все уверены: это дело рук «проклятых чеченцев».
Охваченные паникой, Кузьменыши решают бежать, чтобы спасти свои жизни. Однако Сашка непреклонен: он должен увидеть Регину Петровну. «Я никуда не уеду, пока не попрощаюсь с ней», - заявляет он, полный решимости.
Регина Петровна, заботясь о безопасности мальчиков, убеждает их повременить с дорогой и дождаться, когда она окрепнет. Вместе с юными воспитанниками она отправляется набираться сил в подсобное хозяйство, захватив с собой в помощники шустрых Кузьменышей.
Проведя некоторое время под крылом Регины Петровны, братья решают продолжить путь к колонии. Компанию им составляет Демьян, фронтовик, лишившийся на войне ноги. Воспитательница, полная тревоги за судьбу мальчиков, просит его приглядывать за ними.
Добравшись до места, Кузьменыши сталкиваются с пугающей тишиной: дом, который должен был встретить их голосами детей, словно вымер. Вернувшись с разведки, братья сообщают Демьяну о страшной находке – в колонии случилось что-то ужасное. Бывалый фронтовик, чувствуя опасность, приказывает ребятам скрыться в кукурузном поле и бежать прочь, но внезапно их настигает вооруженный всадник.
Главы 26-32
Коля сумел ускользнуть от преследования, и на следующее утро он возвращается к детскому дому, чтобы найти своего брата. Он замечает Сашу, который, «прислонившись к забору, пристально вглядывается во что-то».
Подойдя ближе, Коля с ужасом обнаруживает, что «Саша не стоял, а висел, подвешенный под мышками на острых концах забора». Достав тележку, Коля укладывает на нее бездыханное тело брата и везет его на станцию, не пытаясь скрываться. На станции он перекладывает замерзшее тело Саши в багажный отсек отходящего поезда, а сам остается.
Колька, несмотря на свое нежелание возвращаться в разоренную колонию, отправляется обратно, вспомнив о Регине Петровне, которая, несомненно, будет их искать. Оказавшись в бывшей колонии, мальчик ложится на пол и теряет сознание. Его приводит в чувство чеченский мальчик по имени Алхузур, одетый в "прожженный ватник до голых колен". Алхузур рассказывает Кольке о депортации чеченского народа и разрушении их кладбищ. Вскоре Колька становится свидетелем того, как красноармейцы используют могильные плиты для строительства дороги.
Мальчики отправляются в путь, но их настигает чеченский всадник, готовый убить Кольку. Однако Колька не боится смерти, надеясь снова встретиться с Сашкой "там, где люди превращаются в облака". Алхузур убеждает всадника не убивать русского мальчика, и с тех пор они называют себя братьями.
Неимоверно истощенных мальчиков забирают и отправляют в приемник для детей. Они не позволяют их разлучить, называя себя братьями Кузьменышами. В итоге их вместе с другими воспитанниками сажают в поезд, и они навсегда покидают Чечню.
И что в результате?
Сашка— погибает во время разведывательной операции в колонии.
Колька– смог выжить благодаря Алхузуру, называет его братом, вместе с ним попадает в приемник для детей и затем уезжает из Чечни.
Алхузур– спасает жизнь Кольке, уговорив чеченского всадника не убивать его: становится его названным братом, вместе с ним попадает в приемник для детей и затем уезжает из Чечни.
Заключение
Основная мысль произведения, посвященного темам тяжелого военного детства и депортации народов при сталинском режиме, заключается в том, что невозможно построить счастье одного народа на несчастье другого.
Краткий пересказ "Ночевала тучка золотая" будет особенно полезен для читательского дневника и при подготовке к уроку литературы.