b733e4
Modal window id: popup-shopall

«Кладовая солнца» — краткое содержание

«Кладовая солнца» - краткое содержание
2K

Михаил Пришвин — 6 класс — 10 мин.

В 1945 году Александр Пришвин написал сказку «Кладовая солнца». В этом произведении он обращается к традиционным темам русской литературы: природе и любви к родине. С помощью приема олицетворения автор задает жизнь болоту, деревьям, ветру и другим элементам. Природа становится почти отдельным персонажем сказки, предупреждает детей о возможных опасностях и помогает им. Описывая пейзажи, Пришвин передает читателям внутреннее состояние персонажей и изменение настроения в рассказе.

Вы можете прочитать краткое содержание «Кладовой солнца» онлайн на нашем сайте.

Место и время событий

Действие сказки происходит в 1943 году неподалеку от Переславля-Залесского, возле Блудова болота, в селе.

Modal window id: popup-professionsbox

Основные персонажи

  • Настя Веселкина– 12-летняя девочка, сестра Митраши, описанная как «золотая курочка на высоких ногах».
  • Митраша Веселкин– мальчик в возрасте 10 лет, смешного вида, брат Насти; его шуточно называли «мужичок в мешочке».
  • Травка– собака умершего лесничего Антипыча, «большая рыжая с черным ремешком на спине».
  • Волк Старый помещик

Резюме

Глава 1

В селе «рядом с Блудовым болотом, в пределах Переславль-Залесского города, остались без родителей двое детей» – Настя и Митраша. «Их мать скончалась от болезни, отец погиб на фронте». У детей осталась изба и хозяйство. Сначала соседи помогали им управляться с хозяйством, но вскоре они сами выучились этому.

Дети жили очень дружно. Настя вставала рано и «работала по хозяйству до поздней ночи». Митраша занимался «мужскими делами» и создавал различные деревянные изделия, такие как бочки и лоханки, которые он продавал.

Глава 2

Весной в селе люди собирали клюкву, которая лежала под снегом всю зиму. Они заметили, что она становится вкуснее и полезнее осенней. В конце апреля дети решили собирать ягоды. У Митраши было отцовское двуствольное ружье и компас. Отец учил его, что с помощью компаса всегда можно найти дорогу домой. Настя взяла с собой корзинку, хлеб, картофель и молоко. Ребята решили отправиться к Слепой елани. Отец рассказывал им, что там есть «палестинка», на которой растет много клюквы.

Глава 3

Еще до рассвета дети направились к Блудову болоту. Митраша рассказал, что на болотах живет одинокий и страшный волк, которого называют Серым помещиком. Вдали раздался волчий вой, подтверждая его слова.

Митраша проводил сестру по направлению, указанному компасом, на север - к нужной полянке с клюквой.

Глава 4

Дети вышли к «Лежачему камню». Оттуда шли две тропинки – одна проложенная людьми, «проходимая», а вторая «слабенькая», но ведущая на север. Ссорившись, ребята разошлись в разные стороны. Митраша отправился на север, а Настя – по «общей» тропинке.

Глава 5

В картофельной яме, около развалин домика лесника, жила гончая собака по имени Травка. Ее хозяин, старый охотник Антипыч, умер два года назад. Скучая по нему, собака часто взбиралась на холм и долго выла.

Глава 6

Несколько лет назад рядом с Сухой речкой «целая группа» людей убивала волков. Уничтожили всех, кроме осторожного Серого пса, которому только отстрелили левое ухо и половину хвоста. Летом волк нападал на скот и собак в деревнях. Охотники пять раз приезжали, чтобы поймать Серого, но каждый раз он смог сбежать.

Глава 7

Наслышавшись лая собаки Травки, волк побежал в ее направлении. Однако Травка поймала запах зайчьего следа и пошла за ним, а возле Лежачего камня ощутила запах хлеба и картошки, и мчалась за Настей.

Глава 8

Блудово болото изобиловало «огромными запасами горючего торфа и является хранилищем солнечной энергии». «Тысячи лет этот ресурс сохраняется под водой» и затем «торф становится наследием для человека от солнца».

Митраша направлялся к «Слепой елани» – «опасному месту», где в трясине погибло множество людей. Постепенно кочки под его ногами «становились жидкими» . Чтобы сократить путь, Митраша решил идти не по безопасной тропинке, а прямо через поляну.

С первых шагов мальчик начал проваливаться в болоте. Пытаясь выбраться из трясины, он резко дернулся и оказался в болоте по грудь. Держась за ружье, чтобы не утонуть полностью, он боролся с трясиной.

Отдалённо раздался крик Насти, которая звала Митрашу. В ответ на крик Митраша, ветер унёс его голос в другую сторону.

Глава 9

Углубившись в сбор клюквы, Настя незаметно сошла с тропы и неожиданно оказалась у той самой "палестинки", где росли ягоды, которые хотел добыть Митраша. Настя, занявшись усердно сбором клюквы, случайно задела рукой плеть, на которой лежала гадюка, что отвлекло ее внимание. Обернувшись, Настя засмотрелась на собаку по кличке Травка. Радостно позвав собаку, девочка поделилась с нею куском хлеба и вспомнила о Митраше. Но, не услышав ответа, унесенного ветром, Настя села возле корзины и начала плакать.

Глава 10

Травка, обладая особой интуицией, подняла свою голову и издала волчий вой. Противостоять зловещей ситуации, лиса настигала зайца-русака, что привело Травку в направлении Слепой елани.

Глава 11

Следуя за зайцем, Травка оказалась рядом с Митрашей, который провалился в трясину. Узнав знакомую собаку, мальчик позвал ее к себе. В этот момент Травку схватили за задние лапы. Однако, благодаря своей необычайной силе, собака смогла вырваться и спасти Митрашу от опасности. В знак благодарности, Травка ликующе подбежала к Митраше, который оказался цел и невредим.

Глава 12

Травка побежала за зайцем, вспомнив о нем. Голодный Митраша моментально понял, что заяц будет его спасением. Мальчик скрылся в кустах можжевельника. Зайцем сюда пронесся Травка, за ним собака Серый, лая. Видя волка на пяти шагах, Митраша выстрелил и убил его.

Выстрел услышала Настя и закричала. Митраша позвал ее, и девочка прибежала на крик. Дети разжигали костер и приготовили ужин из пойманного зайца.

Переночевав на болоте, ребята вернулись домой утром. Сначала в деревне никто не верил, что мальчик убил старого волка, но вскоре сами все в этом убедились. Настя отдала собранную клюкву детям из Ленинграда, которые были эвакуированы. За следующие два года войны Митраша проявился и вырос.

В течение военных лет, "разведчики болотных богатств" аккуратно подготавливали болота - полные сокровищ солнца - для того чтобы добывать торф.

И каков итог?

Митраша с верной Травкой и своей сестрой возвращается в родную деревню.

Настя также возвращается вместе со своим братом в деревню, и передает собранную клюкву эвакуированным детям из Ленинграда.

Собака Травка оказывает помощь Митраше, помогая ему выбраться из болота, а после возвращается в деревню вместе с детьми; мальчик становится ее новым хозяином.

Итоговые выводы

Автор Михаил Михайлович Пришвин в произведении «Кладовая солнца» затрагивает проблематику выживания людей, в особенности детей, в трудные периоды (в данном случае, время Отечественной войны), подчеркивает важность взаимной поддержки и помощи. Основная идея «Кладовой солнца» заключается в символическом представлении солнца, которое символизирует не только природные богатства, но и всех людей, проживающих на этой земле.

Рекомендуется не только прочитать резюме к сказке «Кладовая солнца», но и полностью оценить всё произведение.

Комментарии

Открыть диалоговое окно с формой по клику
Бесплатные шпаргалки
Бесплатные шпаргалки
Бесплатные шпаргалки
Для родителей Для подростков

Определите, что мешает получать пятёрки

  • Оставьте заявку на вводный урок
  • Получите бесплатную оценку знаний ребёнка
  • Узнайте конкретные шаги, чтобы поднять успеваемость