b733e4
Modal window id: popup-shopall

«Фотография, на которой меня нет» — краткое содержание

«Фотография, на которой меня нет» - краткое содержание
Новое

Виктор Астафьев — 8 класс — 7 мин.

В 1968 году Виктор Астафьев написал щемящее сердце произведение «Фотография, на которой меня нет». Эта история переносит нас в маленькую русскую деревню первой половины XX века, где автор, будучи ребенком, пережил горькое разочарование.

Чтобы глубже погрузиться в мир произведения и лучше подготовиться к уроку литературы, предлагаем ознакомиться с кратким содержанием рассказа «Фотография, на которой меня нет». Пересказ также будет полезен при работе над читательским дневником, помогая освежить в памяти ключевые моменты.

Время и место действия

Действие рассказа разворачивается в первой половине XX века в безымянной деревушке российской глубинки.

Modal window id: popup-professionsbox

Главные герои

  • Витя – осиротевший мальчик, живущий под опекой бабушки и дедушки. Неугомонный шалун и проказник, учебой не блиставший.

Другие персонажи

  • Саня – верный друг и товарищ Вити. Так же, как и главный герой, отличался озорным нравом и не проявлял особого усердия в учебе.
  • Екатерина Петровна – хранительница домашнего очага Вити, женщина с железной рукой в бархатной перчатке, чья любовь и забота не знали границ.
  • Евгений Николаевич – наставник юных умов, чье доброе сердце и внимательный взгляд не оставляли равнодушным ни одного ученика.

В эпицентре событий

Морозным зимним днем привычный уклад тихой деревенской школы перевернуло с ног на голову известие: из самого города пожалует мастер светописи, чтобы запечатлеть всех учеников на общем снимке. Словно пчелиный улей, загудел класс, обсуждая предстоящее событие. На общем совете было решено выстроить в первых рядах учеников, блиставших знаниями, а двоечников и проказников отправить в почетный тыл. Среди последних оказались закадычные друзья – Витя и Санька. Обида и негодование захлестнули их, вылившись в кулачный бой. Не в силах сдержать эмоций, друзья помчались к заснеженному валу и, рискуя жизнью, стали съезжать с такого крутого обрыва, куда не ступала нога здравомыслящего человека. Домой приятели вернулись мокрыми до нитки, утопая в сугробах.

Тёмной ночью Витя с ужасом осознал последствия своей безрассудности: нестерпимая боль сковала его ноги. Мальчик унаследовал от своей покойной матери коварный ревматизм. Пробудившись от жалобных стонов внука, бабушка Екатерина Петровна обрушила на него град упрёков за легкомысленность, но тут же, смягчившись, принялась за лечение: растирала воспалённые суставы нашатырным спиртом, бережно укутывала ноги пуховой шалью. Но тщетно – мучительная, разрывающая боль заставляла Витю метаться и кричать на весь дом.

Разбудив деда, бабушка отправила его топить баню. Тщательно распарив измученного внука, она ещё раз бережно растёрла и укутала его ноги, а затем дала выпить «ложку горькой борцовой настойки – для внутреннего тепла». Витя погрузился в крепкий сон и проснулся лишь в полдень от громких голосов: бабушка ругалась с Санькой, которого прислали за Витей, чтобы сделать общую фотографию класса.

Витя, словно скошенный колос, рухнул на землю, пытаясь подняться. Саня, видя друга в таком состоянии, проявил недюжинную силу духа – отложил фотосессию и остался с Витей. Он заверил товарища, что, как только тот поправится, они отправятся в город и сделают самый потрясающий снимок.

Целую неделю Витя провел дома под бабушкиной опекой. Она заботилась о нем и баловала как могла. От безделья мальчик часами просиживал на лавке, устремив взгляд в окно. Заделанное на зиму деревенское окно – это как зеркало души хозяйки, отражающее её характер, вкус и достаток. У бабушки Вити рамы были оформлены «со вкусом и без излишеств»: между ними виднелись лишь мох от сырости, уголёк, защищающий от промерзания, да веточка рябины от дурного глаза.

Несколько дней спустя, в дом с визитом пожаловал важный гость – школьный учитель Евгений Николаевич. Он принес с собой фотографию, на которой отсутствовали Витя и Саня. Мальчик внимательно вглядывался в лица своих одноклассников, испытывая острую горечь оттого, что не был с ними в тот день.

Учитель и его супруга, также преподававшая в школе, пользовались огромным уважением и почитанием в деревне. Местные жители бескорыстно помогали им, оставляя под дверью дрова, молоко, сметану, бруснику. Учителя много сделали для обустройства школы: привезли учебники, тетради, карандаши. В деревенском клубе они обучали молодежь танцам и играм, ставили интересные театральные постановки.

Автор сохранил школьную фотографию. Она пожелтела и потрепалась по краям, но все еще можно было различить знакомые лица. К сожалению, многие из этих ребят не вернулись с войны.

Что же стало в итоге?

Виктор бережно хранит выцветшую фотографию, на которой нет его и его друга Александра.

Заключение

Несмотря на простоту сюжета, автору удалось раскрыть важные темы, такие как верность, дружба, любовь, благородство. В деталях он изобразил быт сибирской деревни в довоенные годы, показал характеры и взаимоотношения местных жителей.

После ознакомления с кратким пересказом рассказа «Фотография, на которой меня нет» рекомендуем прочесть полную версию произведения Астафьева.

Комментарии

Открыть диалоговое окно с формой по клику
Бесплатный вебинар
Бесплатный вебинар
Бесплатный вебинар
Для родителей Для подростков

Определите, что мешает получать пятёрки

  • Оставьте заявку на вводный урок
  • Получите бесплатную оценку знаний ребёнка
  • Узнайте конкретные шаги, чтобы поднять успеваемость