«Повесть времённых лет» - одно из самых древних летописных сводов, дошедших до нас. Автором предположительно является монах Нестор из Киево-Печерского монастыря, который написал её в XII веке. Этот свод содержит множество сказаний, легенд и преданий о разных событиях и исторических личностях.
Если вы хотите ознакомиться с кратким содержанием «Повести времённых лет», рекомендуем читать его онлайн по частям. Это поможет вам вести читательский дневник и лучше подготовиться к урокам литературы.
Место и время действия
Летопись описывает события, происходившие на территории Киевской Руси, начиная от библейских времён и до XII века.
Главные герои
- Основные герои произведения - князья из династии Рюриковичей.
Краткое содержание
«Так начнём нашу повесть с этого...»
После утонувшего корабля Ноя, его трое сыновей - Сим, Хам и Иафет - решили разделить землю между собой и согласились не нарушать границы своих владений. Восток достался Симу, на юге Хаму, а Иафету достались северные и западные земли.
В те времена, когда население людей значительно увеличилось, они решили "построить башню до небес". Однако, увидев это, бог разрушил высокую башню, разделил народы и "разлил их по всей земле".
Среди этих народов оказались и славяне, занявшие земли потомков Иафета. Большинство из них устроились на берегах Днепра: поляне заселились в полях, а древляне обосновались в лесу.
Апостол Андрей, родной брат Петра, проповедовал о Христе на побережье Черного моря. Однажды он отправился в сторону Рима, поднимаясь по течению реки Днепр. Во время остановки он увидел прекрасное место с высокими холмами. Андрей взошел на эти горы, благословил их, поставил крест и помолился Богу, говоря, что здесь возникнет великий город.
Среди тех мест, где жили поляне, было три брата, их имена были Кий, Щек и Хорив, а также их сестра Лыбедь. Именно на этом месте, которое апостол Андрей благословил, они построили город и назвали его в честь старшего брата – Киев.
После смерти братьев поляне оказались под властью хазар, которые требовали платить им дань. Поляне от каждого дома передали хазарам меч. Увидев такое особое вознаграждение, старейшины хазар предсказали, что в будущем поляне будут сами собирать дань с других народов.
В 852 году множество племен на Русской земле приняли решение выбрать общего князя, чтобы прекратить междоусобицы и войны и жить по единым законам. Князем избрали Рюрика, представителя варягов, которых именовали "русью". Рюрик обосновался в Новгороде.
По позволению Рюрика, два его боярина - Аскольд и Дир - отправились с войной против греков. Однако их поход закончился крушительным поражением: византийский правитель просился всю ночь, и внезапно разразилась сильнейшая буря, которая уничтожила корабли противника. Только немногим удалось избежать этой беды и вернуться домой.
В 879 году умер князь Рюрик, передав власть своему родственнику Олегу до тех пор, пока не вырастет его маленький сын Игорь. Олег переселился в Киев и объявил его столицей. Он занялся строительством городов и взял дань с множества племен, а также покорил Царьград. За свою великолепную победу ему дали прозвище – Вещий.
Со временем Олег спокойно правил в Киеве и жил в мире со всеми странами. Он помнил предсказание, согласно которому он умрет от руки своего любимого коня, и поэтому запретил его больше приносить. Конь давно умер, и смеясь над священным пророчеством, Олег толкнул его череп ногой. Из него выползла смертельно ядовитая змея, которая ужалила князя Олега и привела его к гибели.
После смерти Олега в 913 году наступило время Игоря, который стал князем. Однако Древляне отказались признать его власть, поэтому он решил воспользоваться силой и наказал их еще большей данью. Затем Игорь отправился в Византию, где понес поражение. Однако он не сдался, укрепил свой флот и решил отомстить грекам за свои поражения.
Византийский царь, увидев, что Игорь обладает мощной армией, предложил ему выгодную сделку. После совещания с боярами князь согласился на предложение. Однако алчные дружинники Игоря убедили его взять еще деньги с Древлян, но те сопротивлялись и в итоге убили князя.
После смерти Игоря его жена Ольга и маленький сын Святослав остались одни. Древляне хотели выдать Ольгу замуж за своего князя, но она не только не согласилась, но и отомстила убийцам своего мужа, уничтожив их.
Начало правления Святослава, сына Игоря
В четырнадцатом июньском дне 955 года Ольга отправилась в Греческую землю, направляясь к Царьграду – столице могущественной Византии. Ее прибытие не осталось незамеченным для Царя Константина, который был поражен ее необыкновенной красотой и остроумием. Влюбленный в нее до безумия, он решил сделать Ольгу своей православной царицей. Но прежде чем это произошло, Ольга взяла на себя смелость и призналась, что она является язычницей, поклоняющейся древним богам. Тем не менее, царь и глава Православной церкви – патриарх, согласились окрестить Ольгу и принять ее в свою веру. Таким образом, Ольга стала крестной дочерью самого Константина и избежала брачного союза с ним, вернувшись обратно в Киев – свою родину, приняв в сердце новые обычаи и веру.
Покинувший родительский дом и выросший Святослав сумел собрать большое войско, чтобы сразиться в войнах. За свою боевую деятельность, он завоевал известность как сильный, выносливый и скромный воин, который всегда одерживал победы.
Обещавший быть великим правителем, Святослав сообщил своей матери и боярам, что он намерен управлять не в Киеве, а в прекрасном Переяславце, расположенном на берегах могучей реки Дунай. Он объяснил свой выбор тем, что «туда сходятся все драгоценности: из Греческой земли – золото, шелка, восхитительное вино, разнообразные фрукты, из Чехии и Венгрии приходят серебро и лошади, Русь же дарит меха, воск, мед и рабы».
После 28-летнего правления Святослава наступил конец его жизни. Он был убит князем Куреем, который, воспользовавшись гибелью Святослава, сделал чашу из его черепа и наполнил ее вином, чтобы испить в этом необычном сосуде.
После смерти своих законных сыновей Святослава, правление Киевом перешло к его сыну Владимиру, который родился от связи с ключницей. Расположившись в своем тереме, Владимир установил языческие идолы, которым регулярно приносили жертвы. Культ язычников процветал.
Однажды к Владимиру пришли представители болгар магометанской веры и предложили ему принять их религию. Владимир, узнав, что ислам запрещает свинину и вино, решил не соглашаться на это предложение. Тогда он задумался, какую веру ему будет правильно принять. Он посмотрел на все существующие тогда религии, изучил их, и, в конечном итоге, остановился на христианстве. Одним из факторов, поспособствовавших его выбору, был брак с христианкой – сестрой византийских царей.
По указанию Владимира всех идолов было уничтожено, а на их местах были построены церкви. Все его подданные были призваны прийти к реке, чтобы пройти через обряд крещения, и таким образом Русь стала православной.
Однако спокойному правлению Владимира мешали печенеги, которые регулярно набегали на его земли. Победа менялась со стороны на сторону, пока однажды князь не отвадил печенегов от своих земель с помощью хитрости. Он приказал вырыть в земле два колодца, в которых стояли котлы: в одном кипел пшеничный кисель, в другом - медовый узвар. Владимир пригласил печенегов убедиться, что это сама земля предоставляет им пищу, и никто и никогда не сможет одолеть их.
О смерти Бориса
После скончания Владимира, Святополк занял трон княжения. Он начал щедро дарить подданных, но они не испытывали к нему никаких чувств – простой народ и военные стали сторонниками другого сына Владимира, Бориса. "Дружина отца" предложила ему принять власть силой, но наследник не решился поднять руку на старшего брата.
Тем не менее, Святополк презирал Бориса и решился "как-то его уничтожить". В ночное время он приказал своим воинам напасть на брата и убить его. После смерти Бориса Святополк задумался о том, "как бы убить Глеба" – еще одного брата. С помощью ловкости он приманил его и также безжалостно убил, как Бориса. Святополк решил устранить всех своих братьев, чтобы самому "владеть Русской землей".
Узнав об ужасах, совершаемых братом, Ярослав собрал всю свою новгородскую дружину, варяжское войско и отправился в Киев, чтобы отомстить Святополку за смерть братьев.
Начало княжения Ярослава в Киеве
В 1016 году Ярослав, одержав победу над Святополком в честном поединке, стал править Киевом. Через четыре года у него родился сын Владимир, однако Ярослав не мог наслаждаться спокойной жизнью: его постоянно беспокоили княжеские конфликты. Только в 1026 году киевскому князю удалось заключить мирный договор с Мстиславом, его братом, который разделил "Русскую землю, расположенную по обе стороны Днепра: Ярослав получил одну часть, а Мстислав другую" .
После смерти Мстислава в 1036 году "Ярослав завладел всем его владением и стал единовластным правителем над Русской землей" . Он посадил своего старшего сына Владимира в Новгороде.
Во время правления Ярослава "христианская вера начала распространяться и преуспевать, монашество стало развиваться, и монастыри возникать" . Кроме того, он активно поддерживал развитие письменности, создавая тем самым основу для образования.
Перед тем, чем скончался князь Ярослав, он передал своим сыновьям важную мудрость о важности жить в мире и любви друг к другу. Он оставил Изяславу киевский престол, не обидев других своих сыновей, а честно распределил города между ними и «запретил им переступать пределы других братьев и изгонять их».
Вступление Изяслава на престол Киева
После смерти Ярослава явились знамения на западе, великая звезда с лучами, наполненными странным кровавым светом, что предупреждало о множестве будущих войн. То, что было предсказано, - произошло, и с того времени «были множество внутренних конфликтов и нашествий варваров на Русскую землю».
В 1068 году нашла прибыло множество половецкое войско. Изяслав вместе с братьями вышли навстречу им, однако пришлось им побежать в страхе. Жители Киева решили еще раз сопротивляться половцам, но Изяслав не послушал их. Его подчиненные подняли восстание, и князь был вынужден покинуть Киев. Когда же он вернулся с армией, он сурово наказал инициаторов восстания и полностью восстановил свою власть.
«Однажды во время неурожая в Ростовской области» в 1071 году явились два волвха, которые утверждали, что знают, кто виноват в голоде. Они отправились в путешествие по селениям и обвиняли богатых женщин в голоде. Обманом они передавали голодающим людям вину этих бедняжек, после чего убивали женщин и присваивали себе все их имущество. Справиться с мошенниками удалось воеводе князя Киевского – Яну Вышатичу.
Изяслав, сын Ярослава, был убит в 1078 году.
В начале правления Всеволода в Киеве
В Киеве, за столом отца и брата, Всеволод принял власть над всей Русской землей. Он принимал участие в кровавых конфликтах в течение многих лет, стремясь сохранить свою власть любой ценой. Он продолжил дело князя Ярослава, основав много православных церквей в городах.
Великий князь Всеволод, сын Ярослава и внук Владимира, умер в 1093 году. Он был известен как справедливый и истинно верующий правитель, который воздерживался от пьянства и похоти.
Владимир, сын Всеволода, решил встретиться со Святополком, кто также хотел стать киевским князем, дабы разрешить все разногласия мирным путем. Но их притязания на власть были пресечены огромным половецким войском, направляющимся в Русь. В той битве князья потерпели грандиозное поражение, и простые люди стали половецкими пленниками. Только спустя некоторое время Святополку и Всеволоду удалось наказать половцев и спасти свой народ от рабства.
Урок
Велеликасть Владимир Мономах намысли держать юным наследникам собачий, отрибовавшийси наставить перепецы. Начало всякого доволенства пухалось ему Благодатию Божией и в подающей милостыни щедростью. Застонавал он – «На лукавыя, ратные не взирай, рык в деяниях безплатно кладущих» . Пацаням мног мудрил – «Having a чистую и непорочную душу, пищимой с королями, простую речь и Божие rrespektировать слово» . Еще касательно находы монахи, старожилы коють «горное дело» по возрасту, «ыравныовременного и умлающего любить» , уходится от мигания, сводится с «бессмысленными особами женского пола» , постился от лености.
Продолжение в соответствии с Ипатьевской летописью
Весной Владимир Мономах и Святополк Изяславович решили совершить поход на язычников. Узнав о предстоящем походе русичей, некоторые люди решили сопротивляться, но, увидев большое войско противника, они запаниковали и начали отступать. В этой битве Владимир Мономах одержал крупную победу, и они вернулись домой с большой славой, которая распространилась среди всех людей и даже до дальних стран.
После смерти Святополка в 1113 году его жена щедро разделила его богатство между монастырями, священникам и бедным людям. Через десять дней после этого киевляне созвали совет и просили Владимира Мономаха занять Киевский престол.
Владимир, сын Всеволода, начал свое княжение. Он занял место своего отца и предков за столом, и все люди были рады. Он назначил своих сыновей князьями в крупных городах.
Находился князь, который возвел новую церковь из камня, в которую были перенесены останки Бориса и Глеба с большой почестю. В тот день произошло великое сборище людей, которые пришли со всех концов земли. По приказу князя был проведен роскошный пир, где были накормлены и обогащены все нищие и путешественники. В том же 1115 году Владимир построил мост через Днепр.
Вывод
Это произведение имеет огромное значение для русской литературы, так как его целью является передать наследию того времени традиции и обычаи, а также запечатлеть идею мощи русского государства.
После ознакомления с кратким пересказом "Повести временных лет" рекомендуем прочитать полную версию книги.