В 1963 году В. П. Астафьев написал рассказ «Конь с розовой гривой». Это произведение вошло в повесть «Последний поклон», которая была написана для детей и юношества. В данном рассказе Астафьев раскрывает тему взросления ребенка, формирования его характера и мировоззрения. Произведение является автобиографическим, так как описывает эпизод из детства самого автора.
На этом сайте вы можете прочитать краткое содержание рассказа «Конь с розовой гривой» и пройти тест, чтобы подготовиться к уроку русской литературы.
Место и время действия
События рассказа происходят в 1930-е годы в России, в сибирской деревне.
Главные герои
- Главный герой (рассказчик)– сирота, внук Катерины Петровны, через его глаза ведется повествование в рассказе.
- Катерина Петровна– бабушка главного героя.
- Санька – сын соседа Левонтия, «злобнее и свирепее всех детей из Левонтьевских».
- Левонтий – бывший моряк, сосед Катерины Петровны.
Краткое содержание
Когда бабушка отправила главного героя вместе с детьми из Левонтьевских за земляникой, она пообещала, что продаст собранные ягоды в городе и купит ему пряник в виде коня - «самую заветную мечту для всех деревенских детишек». Этот конь был белый, а его грива, хвост, глаза и копыта были розовыми. Благодаря такому прянику он сразу получил «столько уважения и восхищения».
Отец детей, с которыми бабушка отправила мальчика за ягодами, сосед Левонтий, работал на "бадогах", заготавливая древесину из леса. Когда он получал заработанные деньги, его жена сразу раздавала долги по соседям. Их дом не имел забора и ворот, и даже бани у них не было, поэтому дети из Левонтьевских мылись у соседей.
Весною семейство старалось создать ограду из старых планок, однако зимой все это уходило на отопление. Но несмотря на все упреки о лености, Левонтий отвечал, что он любит «свободу».
Рассказчику нравилось во время получки Левонтия навещать их дом, несмотря на запрет бабушки "проедать" у "пролетариев". Там мальчик слушал их "известную песню" о том, как матрос привез из Африки маленькую обезьянку, и животное сильно скучало домой. Обычно такие встречи заканчивались тем, что Левонтий напивался до пьяной ругани. Жена и дети убегали из дома, а он целую ночь "бил остатки стекол в окнах, ругался, гремел, плакал". Поутру он все исправлял и уходил на работу. А уже через несколько дней его жена обходила соседей с просьбами одолжить деньги и еду.
Подойдя к скалистому отрогу, ребята разбросались по лесу и начали собирать свежую землянику. Старший из Левонтьевских начал ругать остальных за то, что они только едят ягоды, не собирая их. Возмущаясь таким поведением, он сам съел всю собранную ягоду. Остальные ребята, оставив свои пустые судки, направились к реке. Рассказчику тоже хотелось идти с ними, но он еще не успел набрать достаточное количество ягод.
Санька начал издеваться: «Бабушки Петровны испугался!» и обзывать обидными словами. Разозлившись, мальчик повелся на Санькину провокацию и высыпал собранные ягоды на траву, после чего ребята быстро съели все. Мальчику было жалко ягод, но он, наполненный отчаянием, решил присоединиться к остальным и поспешил к реке.
Ребята провели день интересно и весело. Вечером, когда они возвращались домой, чтобы избежать гнева бабушки, друзья посоветовали главному герою наполнить сосуд травой и посыпать сверху ягодами. Мальчик последовал этому совету. Бабушка была очень довольна и ничего не подозревала, она даже решила не пересыпать ягоды. Чтобы Саньке не пришлось рассказывать о происшествии Катерине Петровне, рассказчику пришлось украсть несколько калачей из кладовки Саньки.
Мальчик сожалел, что его дедушка находится на заимке в устье реки Маны в нескольких километрах от села, так как именно к нему он хотел бы убежать. Дедушка никогда не ругался и разрешал внуку гулять допоздна.
Мальчик не смог уснуть всю ночь. Он мучился и думал: "Я обманул и обидел бабушку, украв калачи!". Он решил рассказать все бабушке наутро, но проснулся, узнав, что она уже ушла в город. Вместе с ребятами из Левонтевки он отправился на рыбалку. Санька поймал рыбу и развел костер. Но ребята не смогли дождаться, чтобы рыба испеклась полностью, и съели ее почти сырую, без соли и хлеба. После купания в реке, все вместе улеглись на траву.
Внезапно из-за мыса появилась лодка с Екатериной Петровной. Мальчик сразу бросился бежать, хотя бабушка грозно кричала ему вслед. Сказочник провел всю ночь у своего двоюродного брата. Тетя привела его домой. Он спрятался в кладовке среди половиков и надеялся, что если он будет думать о бабушке хорошо, "она догадается и простит его".
Основной персонаж вспомнил свою матушку. Та также занималась продажей ягод в городе. В один прискорбный день их лодка перевернулась, и мать несчастна обернулась. Узнав о гибели дочери, бабушка уселась на берегу и пребывала там шесть суток, надеясь успокоить реку. Ее почти тягали в дом и после еще долго она скорбела по ушедшей.
Основной герой проснулся от солнечных лучей. На него был наброшен дедовский меховой плащ. Мальчику это понравилось – пришел дедушка. Весь утро бабушка рассказывала всем, кто заходил к ним, как она продавала ягоды "культурной женщине, в шляпке", и какую шалость совершил внук.
Когда дедушка отправился в кладовку за вожжами, он послал внука в кухню, чтобы тот извинился. Плача, малыш обратился к бабушке с просьбой о прощении. Женщина, хотя и была все еще недовольна, без громкой грозы предложила ему поесть. Послушав слова бабушки о том, какое «бездонную пропасть» он открывает своими «шалостями», маленький мальчик снова расплакался. Покончив с выговорами, женщина все же положила перед ним белого коня с розовой гривой, сказав: «Возможно, еще раз обманешь меня за это».
«Сколько времени прошло с тех пор! Дедушки и бабушки уже нет в живых, а моя жизнь подходит к концу, но я все еще не могу забыть пряник бабушки - этого замечательного коня с розовой гривой».
И в конечном итоге?
Рассказчик, взрослый уже человек, пытается попросить прощения у бабушки за свое обманное поведение и через многие годы все еще вспоминает пряник в форме коня, который ему подарила бабушка.
Катерина Петровна накричала на мальчика и решила утешить его, подарив ему пряник в виде белого коня с розовой гривой.
Дедушка поддержал мальчика и помог ему извиниться перед бабушкой.
Заключение
В произведении «Конь с розовой гривой» автор описывает сиротского мальчика, который с наивностью смотрит на жизнь. Он не осознает, что соседские дети воспринимают его доброту и наивность как слабость. Однако случай с пряничным конем становится для него важным уроком. Главный герой понимает, что никогда нельзя обманывать своих близких, и что каждый должен нести ответственность за свои поступки и жить с чистой совестью.
Мы рекомендуем не останавливаться на резюме «Коня с розовой гривой», а полностью оценить этот рассказ – он того стоит.