В 1929 году Михаил Булгаков создал пьесу «Кабала святош», известную также под названием «Мольер». Это произведение, пронизанное автобиографическими мотивами, повествует о сложных взаимоотношениях художника и власти, отражая собственный опыт Булгакова в столкновении с цензурой.
В образах Мольера и короля Людовика прослеживается параллель с непростыми отношениями Булгакова и Сталина. Пьеса обнажает механизмы запрета неугодных власти произведений искусства, демонстрируя столкновение свободы творчества с жесткими рамками цензуры.
Чтобы глубже погрузиться в мир "Кабалы святош", предлагаем ознакомиться с кратким содержанием по действиям, доступным на нашем сайте. Эта информация будет полезна как для подготовки к урокам литературы, так и для ведения читательского дневника.
Место и время действия
Действие разворачивается в Париже, в эпоху правления Людовика XIV (1643–1715 гг.), время, отмеченное величием и противоречиями.
Главные герои
- Мольер – знаменитый французский драматург и актер, чье творчество оказывается под угрозой.
Ключевые фигуры
- "Король-Солнце", Людовик XIV – правитель Франции, благоволивший Мольеру.
- Маркиз де Шаррон – глава Парижской архиепархии, непримиримый противник Мольера.
Прочие действующие лица
- Мадлена Бежар – актриса, в прошлом возлюбленная Мольера.
- Арманда Бежар – актриса, дочь Мадлены, ставшая женой Мольера.
- Лагранж – один из актеров труппы Мольера.
- Муаррон – знаменитый на весь Париж актер и сердцеед, приёмный сын Мольера.
- Бутон – преданный слуга Мольера.
- Одноглазый – маркиз, мастерски владеющий шпагой.
Сюжет вкратце
Действие разворачивается во Франции, в эпоху правления Людовика XIV.
Действие первое
Воздух в Пале-Рояль гудел от предвкушения. На лицах актеров, на бархате кресел, даже на тяжелых кулисах лежала печать грядущего события – сам Король-Солнце, Людовик XIV, почтит театр своим присутствием.
Спектакль завершился триумфом. Зал взревел овациями, следуя примеру короля. И тут же, не в силах сдержать радости, на подмостки вновь выпорхнул Мольер. Непревзойденный мастер перевоплощения, он играл и вне сцены: богатство интонаций, выразительность жестов – все работало на публику. С жаром декламируя хвалебные вирши, рожденные в этот самый миг, он величал Людовика не иначе как Солнцем Франции.
За кулисами тем временем разыгрывалась своя драма. Актер Лагранж, прозванный «Регистром» за педантичность, умолял юную Арманду Бежар оставить Мольера. Он намекал на похождения ловеласа, на его мимолетный роман со старшей сестрой Арманды. Но девушка была непреклонна. В порыве гнева Лагранж уже был готов обнажить шпагу, но шепот Арманды остудил его пыл. Извинившись, он поспешно удалился, а на лице девушки расцвела робкая улыбка: под сердцем она носила дитя Мольера.
В гримерную к Мольеру входит Одноглазый, посланник короля, с "платой за место в театре" – тридцатью су. Но это не всё: щедрый монарх вознаграждает талант драматурга отдельным подарком – пятью тысячами ливров за стихотворение. Оставив себе скромные пятьсот, Мольер щедро делится остальной суммой "по братски", одаривая каждого актёра труппы.
Внезапно радость омрачается тяжелым разговором. Мольер открывает Мадлене Бежар своё намерение жениться на её сестре, Арманде. Разбитая горем женщина умоляет не оставлять её, напоминая о двадцати годах, наполненных беззаветной любовью и преданностью.
В отчаянии Мадлена раскрывает Лагранжу страшную тайну: семнадцатилетняя Арманда вовсе не сестра, а её родная дочь.
Действие второе
За обедом король Людовик беседует с бродячим священником отцом Варфоломеем, который заявляет, что «в государстве появился антихрист» – драматург Жан-Батист Мольер. Священник настойчиво требует от монарха сжечь «еретика вместе с его богомерзким творением "Тартюф"». Разгневанный Людовик приказывает заключить проповедника в тюрьму на три месяца. Однако через три дня король освобождает его, но предупреждает, чтобы тот никогда больше не употреблял при нем слово «требует».
Вскоре во дворце появляется сам Мольер, который выглядит сильно постаревшим и больным. Поговорив с драматургом, Людовик убеждается, что тот не является безбожником, и дает разрешение на постановку пьесы «Тартюф».
Тем временем в доме Мольера его приемный сын Муаррон – «очень красивый человек лет двадцати двух», известный актер, играет на клавесине. Он соблазняет влюбленную в него Арманду. Об их отношениях становится известно Бутону, который раньше времени вернулся домой с рынка. Мольер также догадывается об измене возлюбленной. Он выгоняет из дома Муаррона, а тот в свою очередь объявляет, что знает его тайну.
Арманда убеждает Мольера, что между ней и Муарроном ничего нет, и они лишь репетировали сцену из «Психеи». Девушка уговаривает Мольера вернуть Муаррона домой, и тот в конце концов соглашается.
Действие третье
Желая отомстить приемному отцу, Муаррон отправляется к архиепископу Шаррону, который является членом Кабалы Священного писания. Он доносит на Мольера, который женился на собственной дочери.
Арманда и Лагранж сопровождают больную и седую Мадлену в исповедальню, где архиепископ пугает ее загробными муками и вынуждает сделать признание: «Много лет назад я жила с двумя мужчинами, с Мольером и другим человеком, и родила дочь Арманду, и всю жизнь мучилась, не зная, чья она». Вернувшись в Париж, Мадлена выдала Арманду за свою младшую сестру, которая впоследствии вступила в связь с одним из любовников матери. Архиепископ раскрывает Арманде тайну ее происхождения и призывает ее покинуть город.
Шаррон докладывает Людовику о преступлении Мольера, и король лишает своего любимца былого покровительства. Мольера одолевают одни утраты: умерла Мадлена Бежар, Арманда сбежала из дома, репертуар значительно сократился. Увидев удовлетворенное лицо Шаррона, Мольер понимает, что все произошедшее – это месть за «Тартюфа».
Действие четвертое
Мучимый совестью, Муаррон отваживается вернуться к Мольеру, исповедаться в своей низости и вымолить прощение. Драматург, не чуждый великодушия, прощает его, но открывает страшную правду: за дерзкий "Тартюф" его объявили безбожником и теперь Шаррон, объединившись с Одноглазым, задумал его погибель.
В порыве горечи Мольер называет Людовика тираном, бездушным идолом с глазами цвета изумрудов. Его терзает отчаяние: "Всю жизнь я пресмыкался перед ним, словно червь, лебезил и унижался, лишь бы не раздавил! И что же? Все равно раздавил!".
Во время спектакля в Пале-Рояль зал наводнен королевскими мушкетерами. Перепуганный Бутон умоляет Мольера бежать, пока не поздно. Но актер непреклонен: он доведет свою игру до конца, а после скроется от преследователей через потайной люк.
На сцене Мольер неожиданно оседает на пол, скорчившись в нелепой позе, и затихает навсегда. Ошеломленная публика расходится. Лагранж, с горечью сжимая перо, фиксирует в книге: "Неумолимая смерть похитила Мольера, не дав ему времени на покаяние...". И лишь посвященные знали истинную причину трагедии – немилость короля и интриги черной Кабалы...
Развязка драмы
Мольер, опасаясь мести королевских мушкетеров, планирует скрыться через потайной ход после завершения спектакля. Но судьба распоряжается иначе: он умирает прямо на сцене.
Людовик XIV, разгневанный дерзостью Мольера, лишает его своего покровительства.
Мадлена Бежар, уходя из жизни, открывает Арманде правду: она не сестра, а мать.
Арманда Бежар, потрясенная тайной своего рождения, вынуждена покинуть родной дом.
Муаррон, раскаявшись в содеянном, возвращается к отцу и признаётся в предательстве.
Философия пьесы
Булгаков в своей пьесе исследует трагическую судьбу художника, вынужденного творить под гнётом тирании. Творчество в подобных условиях превращается в инструмент пропаганды, а от творца требуют лишь одного – безусловного поклонения и лести в адрес деспота.
Этот краткий пересказ "Кабалы святош" – лишь первый шаг к знакомству с произведением. Рекомендуем вам прочесть пьесу полностью, чтобы погрузиться в её атмосферу и прочувствовать всю глубину булгаковской мысли.