Реформа патриарха Никона
Причины церковной реформы Никона
-
Утверждение Русской православной церкви как международного центра православия (сделать Москву «Третьим Римом») требовало ликвидации расхождений в богословской системе и церковной практике между Русской церковью и православным Востоком.
-
Необходимость унификации службы и богослужебных книг как условие объединения церквей России и Украины (на Украине преобладала греческая обрядность).
-
Необходимость поддержания национального единства через установление единообразных правил церковной жизни.
-
Необходимость поднять авторитет церкви путём борьбы с языческими суевериями, с упадком церковных нравов (леность и распущенность духовенства).
-
Необходимость исправления церковных книг, переписываемых от руки и содержащих много ошибок и искажений текста в сравнении с греческими оригиналами.
Цель: в рамках доктрины «Москва — третий Рим» объединить все православные народы вокруг Московского царства с русским православным царем во главе.
Подготовка и проведение церковной реформы: основные события
-
Середина 1640 – 1652 гг. — кружок «ревнителей древнего благочестия».
Члены: Великий Государь Алексей Михайлович, царский духовник Стефан Вонифатьев, настоятель Новоспасского монастыря архимандрит Никон, протопопы Иван Неронов, Аввакум, Даниил, Логин и др.
Задачи:
-
унификация всей системы церковных обрядов и богослужения (в средневековье обрядовая сторона религиозности имела не меньшее значение, чем сугубо богословская);
-
возвращение к первоосновам христианства;
-
наведение дисциплины и порядка в среде приходского духовенства, где укоренились такие пороки, как пьянство, разврат и стяжательство;
-
ограничение западного влияния.
-
-
Февраль 1649 г. — программа «ревнителей благочестия» вынесена на Церковный собор по инициативе патриарха Иосифа, но, несмотря на поддержку самого царя, отвергнута большинством церковников.
-
Конец 1649 г. — в Москву, по приглашению царя, для исправления богослужебных книг по греческим образцам приехали малороссийские ученые-богословы из Киево-Могилянской академии: Арсений Сатановский, Епифаний Славенецкий, Дамаскин Птицкий и др.
-
1652 г. — смерть патриарха Иосифа, избрание патриархом РПЦ митрополита Никона (в миру Никита Минич Минов).
-
1653 г. — начало церковной реформы: церковным приходам и монастырям была направлена «Память» патриарха Никона, которая предписывала внести существенные изменения в богослужебный чин и основные церковные обряды:
-
двуперстие заменить троеперстием;
-
земные поклоны — поясными;
-
многоголосие — единоголосием;
-
пасхальный крестный ход посолонь (по солнцу) — крестным ходом навстречу солнцу;
-
семипросфорную литургию — службой на пяти просфорах;
-
двукратную аллилуйю — троекратной;
-
написание имени Христа «Исус» на написание «Иисус»;
-
уничтожение «двуперстных» икон.
-
-
1654 г. — Церковный собор принял решение об исправлении всей богослужебной литературы по греческим образцам.
Последствия реформы
-
Унификация церковных обрядов и богослужебных книг по греческому образцу.
-
Установление вселенского характера русского православия.
-
Разрешение многовекового спора о верховенстве духовной и светской властей в пользу последней.
-
Ужесточение контроля над священниками и усиление дисциплины среди духовенства.
-
Подчинение Киевской митрополии (Константинопольского патриархата) Московскому Патриархату (1686 г.).
-
Развитие церковного образования.
-
Раскол Русской церкви на никонианцев (последователей реформы) и старообрядцев (противников реформы).
Церковный раскол
Причины
-
Реформа патриарха Никона.
-
Личностное отрицательное отношение к Никону.
-
Подмена понятий, будто Никон вообще меняет православную веру на иноверческую ересь, стала главной идеей раскола.
-
Малограмотность приходских священников и монахов, их неспособность осмыслить новые богослужебные книги.
-
Идейное неприятие Православных церквей, подписавших Флорентийскую унию (1439 г.).
Главная идея раскола: русская православная церковь из-за церковной реформы патриарха Никона отступила в латинскую веру, как и в своё время греческая (со времён Флорентийской унии) и вместе с этим отступлением наступила эра антихриста.
Основные события
-
1655 г. и 1656 г. — Церковные соборы официально подтвердили главные положения церковной реформы и осудили идейных противников. Даниила и Логина лишили духовного сана и отлучили от Церкви, Аввакума и Ивана Неронова сослали на покаяние в дальние монастыри.
-
1658 г. — после публичного конфликта с царем Никон демонстративно отрёкся от патриаршества и удалился в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь.
-
1666–1667 гг. — Церковный собор под руководством нового патриарха Иоасафа II:
-
подтвердил все основные постулаты никонианской реформы;
-
лишил Никона патриаршего сана и сослал простым монахом в Белозёрский Ферапонтов монастырь;
-
всех идейных вождей старообрядчества официально предал анафеме и проклял как еретиков;
-
лишил протопопа Аввакума сана и сослал в Пустозерск, где его заточили в земляную тюрьму;
-
заключил боярыню Феодосию Прокопьевну Морозову и её сестру, княгиню Евдокию Прокопьевну Урусову в Боровскую земляную тюрьму, где те умерли от голода и пыток.
-
-
Начало массовых религиозных выступлений в России, объединивших представителей различных социальных слоёв. Формы протеста: самосожжениё, голодная смерть, отказ принимать никоновскую реформу, уклонение от повинностей, вооруженное сопротивление царским воеводам.
-
В 1675–1695 гг. в массовых самосожжениях погибло до 20 тысяч старообрядцев.
-
1668—1676 гг. — восстание монахов-старообрядцев в Соловецком монастыре. Восстание было подавлено после предательства одного из монахов. Многие защитники монастыря были казнены или отправлены в ссылку.
-
В 1681 г. царь Фёдор Алексеевич издал указ, в котором раскол был официально запрещён в российском государстве: раскольников велено было ловить и сжигать.
-
В 1682 г. (правление Фёдора Алексеевича) протопоп Аввакум был сожжен в срубе вместе с другими заключенными.
-
Тысячи крестьян и жителей посадов бежали на окраины государства: в Поморье, на Север, Урал, Заволжье, Сибирь, где основывали свои поселения — скиты.
Значение и последствия
-
Ослабление духовного единения русского народа: старообрядчество подорвало внутреннюю силу, духовный авторитет, идейное влияние православной церкви на массы.
-
Старообрядцы длительное время находились в ущемленном правовом положении.
-
В старообрядчестве получило развитие учение об особом историческом пути «святой Руси», что впоследствии оказало влияние на формирование идеологии славянофилов и народников.
-
Старообрядцы внесли заметный вклад в развитие русского искусства (иконопись, книгопечатание).
-
Из среды старообрядцев выйдет большая часть российского предпринимательства XIX – начала XX вв. По некоторым оценкам, старообрядцы представляли около 60% торгово-промышленного класса, им принадлежало от 64% до 75% всего российского капитала.
Получи больше пользы от Skysmart:
-
Подготовься к ОГЭ на пятёрку.
-
Подготовься к ЕГЭ на высокие баллы.
Записывайся на бесплатные курсы для детей.
Решай задания в бесплатном тренажёре ЕГЭ.
Власть и раскольники в конце XVII – начале XX вв.: основные события
Правитель |
Законы и мероприятия |
Следствие, результат |
---|---|---|
Софья Алексеевна |
12 статей: определяли различные степени наказания для старообрядцев от смертной казни в виде сожжения живых людей в срубе (для тех, кто не отказывался от своих убеждений) до пыток, заточения в монастыри, битья палками (батогами) и лишения имущества. |
|
Петр I |
«Духовный регламент»: лишил старообрядцев почти всех гражданских прав; введена официальная регистрация «раскольников», имена которых вносились в особые списки. |
|
Анна Иоанновна |
Манифест, повелевающий всем староверам Поволжья добровольно перейти в Православие. Карательная экспедиция под руководством полковника Сытина. |
|
Елизавета Петровна |
Для борьбы со староверием появились особые «миссионеры». Введена для старообрядцев особая пошлина за ношение бороды. |
|
Петр III |
Указ о приравнивании старообрядцев в религиозных правах к иноверцам. |
|
Екатерина II |
Манифест 1762 года о свободном возвращении «беглецов» на родину. Манифест 1764 года освободил старообрядцев от двойного налога. Закон о свободе старообрядческого исповедания: старообрядцы могли пользоваться гражданскими правами и получили свободу отправления религиозных потребностей и беспошлинного ношения бороды. |
|
Николай I |
Политика ограничения прав старообрядцев: запрет строительства новых старообрядческих часовен и храмов; лишение старообрядцев права быть избранными на общественные должности; закрыт доступ в гимназии и университеты. |
|
Александр II |
Указ о «Необходимости предоставить свободу в делах веры». |
|
Александр III |
Закон о старообрядцах разрешал заниматься промышленностью и торговлей, получать паспорта на общих основаниях, совершать богослужения, но ограничивал благотворительную и образовательную деятельность старообрядцев, были закрыты староверческие школы. |
|
Николай II |
Указ «Об укреплении начал веротерпимости»: провозглашена свобода вероисповедания старообрядцам и сектантам, право строить свои храмы и совершать богослужения, разрешён переход из православия в другие вероисповедания. |
|