b733e4

Церковный раскол

Церковный раскол
3.7K

Церковный раскол — отделение от Русской православной церкви части верующих, не признавших церковной реформы Никона и порвавших с официальной церковью. В статье разберёмся в его причинах, перечислим основные события и расскажем о последствиях.

Реформа патриарха Никона

Причины церковной реформы Никона

  • Утверждение Русской православной церкви как международного центра православия (сделать Москву «Третьим Римом») требовало ликвидации расхождений в богословской системе и церковной практике между Русской церковью и православным Востоком.

  • Необходимость унификации службы и богослужебных книг как условие объединения церквей России и Украины (на Украине преобладала греческая обрядность).

  • Необходимость поддержания национального единства через установление единообразных правил церковной жизни.

  • Необходимость поднять авторитет церкви путём борьбы с языческими суевериями, с упадком церковных нравов (леность и распущенность духовенства).

  • Необходимость исправления церковных книг, переписываемых от руки и содержащих много ошибок и искажений текста в сравнении с греческими оригиналами.

Цель: в рамках доктрины «Москва — третий Рим» объединить все православные народы вокруг Московского царства с русским православным царем во главе.

Подготовка и проведение церковной реформы: основные события

  1. Середина 1640 – 1652 гг. — кружок «ревнителей древнего благочестия».

    Члены: Великий Государь Алексей Михайлович, царский духовник Стефан Вонифатьев, настоятель Новоспасского монастыря архимандрит Никон, протопопы Иван Неронов, Аввакум, Даниил, Логин и др.

    Задачи:

    • унификация всей системы церковных обрядов и богослужения (в средневековье обрядовая сторона религиозности имела не меньшее значение, чем сугубо богословская);

    • возвращение к первоосновам христианства;

    • наведение дисциплины и порядка в среде приходского духовенства, где укоренились такие пороки, как пьянство, разврат и стяжательство;

    • ограничение западного влияния.

  2. Февраль 1649 г. — программа «ревнителей благочестия» вынесена на Церковный собор по инициативе патриарха Иосифа, но, несмотря на поддержку самого царя, отвергнута большинством церковников.

  3. Конец 1649 г. — в Москву, по приглашению царя, для исправления богослужебных книг по греческим образцам приехали малороссийские ученые-богословы из Киево-Могилянской академии: Арсений Сатановский, Епифаний Славенецкий, Дамаскин Птицкий и др.

  4. 1652 г. — смерть патриарха Иосифа, избрание патриархом РПЦ митрополита Никона (в миру Никита Минич Минов).

  5. 1653 г. — начало церковной реформы: церковным приходам и монастырям была направлена «Память» патриарха Никона, которая предписывала внести существенные изменения в богослужебный чин и основные церковные обряды:

    • двуперстие заменить троеперстием;

    • земные поклоны — поясными;

    • многоголосие — единоголосием;

    • пасхальный крестный ход посолонь (по солнцу) — крестным ходом навстречу солнцу;

    • семипросфорную литургию — службой на пяти просфорах;

    • двукратную аллилуйю — троекратной;

    • написание имени Христа «Исус» на написание «Иисус»;

    • уничтожение «двуперстных» икон.

  6. 1654 г. — Церковный собор принял решение об исправлении всей богослужебной литературы по греческим образцам.

Последствия реформы

  • Унификация церковных обрядов и богослужебных книг по греческому образцу.

  • Установление вселенского характера русского православия.

  • Разрешение многовекового спора о верховенстве духовной и светской властей в пользу последней.

  • Ужесточение контроля над священниками и усиление дисциплины среди духовенства.

  • Подчинение Киевской митрополии (Константинопольского патриархата) Московскому Патриархату (1686 г.).

  • Развитие церковного образования.

  • Раскол Русской церкви на никонианцев (последователей реформы) и старообрядцев (противников реформы).

Церковный раскол

Причины

  • Реформа патриарха Никона.

  • Личностное отрицательное отношение к Никону.

  • Подмена понятий, будто Никон вообще меняет православную веру на иноверческую ересь, стала главной идеей раскола.

  • Малограмотность приходских священников и монахов, их неспособность осмыслить новые богослужебные книги.

  • Идейное неприятие Православных церквей, подписавших Флорентийскую унию (1439 г.).

Главная идея раскола: русская православная церковь из-за церковной реформы патриарха Никона отступила в латинскую веру, как и в своё время греческая (со времён Флорентийской унии) и вместе с этим отступлением наступила эра антихриста.

Основные события

  • 1655 г. и 1656 г. — Церковные соборы официально подтвердили главные положения церковной реформы и осудили идейных противников. Даниила и Логина лишили духовного сана и отлучили от Церкви, Аввакума и Ивана Неронова сослали на покаяние в дальние монастыри.

  • 1658 г. — после публичного конфликта с царем Никон демонстративно отрёкся от патриаршества и удалился в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь.

  • 1666–1667 гг. — Церковный собор под руководством нового патриарха Иоасафа II:

    • подтвердил все основные постулаты никонианской реформы;

    • лишил Никона патриаршего сана и сослал простым монахом в Белозёрский Ферапонтов монастырь;

    • всех идейных вождей старообрядчества официально предал анафеме и проклял как еретиков;

    • лишил протопопа Аввакума сана и сослал в Пустозерск, где его заточили в земляную тюрьму;

    • заключил боярыню Феодосию Прокопьевну Морозову и её сестру, княгиню Евдокию Прокопьевну Урусову в Боровскую земляную тюрьму, где те умерли от голода и пыток.

  • Начало массовых религиозных выступлений в России, объединивших представителей различных социальных слоёв. Формы протеста: самосожжениё, голодная смерть, отказ принимать никоновскую реформу, уклонение от повинностей, вооруженное сопротивление царским воеводам.

  • В 1675–1695 гг. в массовых самосожжениях погибло до 20 тысяч старообрядцев.

  • 1668—1676 гг. — восстание монахов-старообрядцев в Соловецком монастыре. Восстание было подавлено после предательства одного из монахов. Многие защитники монастыря были казнены или отправлены в ссылку.

  • В 1681 г. царь Фёдор Алексеевич издал указ, в котором раскол был официально запрещён в российском государстве: раскольников велено было ловить и сжигать.

  • В 1682 г. (правление Фёдора Алексеевича) протопоп Аввакум был сожжен в срубе вместе с другими заключенными.

  • Тысячи крестьян и жителей посадов бежали на окраины государства: в Поморье, на Север, Урал, Заволжье, Сибирь, где основывали свои поселения — скиты.

Значение и последствия

  • Ослабление духовного единения русского народа: старообрядчество подорвало внутреннюю силу, духовный авторитет, идейное влияние православной церкви на массы.

  • Старообрядцы длительное время находились в ущемленном правовом положении.

  • В старообрядчестве получило развитие учение об особом историческом пути «святой Руси», что впоследствии оказало влияние на формирование идеологии славянофилов и народников.

  • Старообрядцы внесли заметный вклад в развитие русского искусства (иконопись, книгопечатание).

  • Из среды старообрядцев выйдет большая часть российского предпринимательства XIX – начала XX вв. По некоторым оценкам, старообрядцы представляли около 60% торгово-промышленного класса, им принадлежало от 64% до 75% всего российского капитала.

Получи больше пользы от Skysmart:

Власть и раскольники в конце XVII – начале XX вв.: основные события

Правитель

Законы и мероприятия

Следствие, результат

Софья Алексеевна

12 статей: определяли различные степени наказания для старообрядцев от смертной казни в виде сожжения живых людей в срубе (для тех, кто не отказывался от своих убеждений) до пыток, заточения в монастыри, битья палками (батогами) и лишения имущества.

  • Были казнены тысячи старообрядцев.

  • Широкий отток населения в глухие места Русского государства и за его пределы.

Петр I

«Духовный регламент»: лишил старообрядцев почти всех гражданских прав; введена официальная регистрация «раскольников», имена которых вносились в особые списки.

  • Появилась категория «записных старообрядцев».

  • Эти люди обязаны были платить двойную дань, но были освобождены от посещения храмов господствующего исповедания.

Анна Иоанновна

Манифест, повелевающий всем староверам Поволжья добровольно перейти в Православие.

Карательная экспедиция под руководством полковника Сытина.

  • Иноков и инокинь разыскивали, как преступников, и отправляли в работу на казённые заводы.

  • Сожжены и разорены 40 тысяч старообрядцев.

Елизавета Петровна

Для борьбы со староверием появились особые «миссионеры».

Введена для старообрядцев особая пошлина за ношение бороды.

  • Самосожжение приобрело массовый характер.

  • Продолжались побеги, главным образом в Сибирь.

Петр III

Указ о приравнивании старообрядцев в религиозных правах к иноверцам.

  • Прекращены гонения на старообрядцев.

Екатерина II

Манифест 1762 года о свободном возвращении «беглецов» на родину.

Манифест 1764 года освободил старообрядцев от двойного налога.

Закон о свободе старообрядческого исповедания: старообрядцы могли пользоваться гражданскими правами и получили свободу отправления религиозных потребностей и беспошлинного ношения бороды.

  • Свобода не означала юридического признания старообрядчества.

  • Возвращение из-за рубежа большого количества беглых старообрядцев.

  • Начало заселения Поволжья и Иргиза старообрядцами.

  • Заселение старообрядцами Новороссии.

  • Основаны два знаменитых духовных центра старообрядчества в Москве — Преображенское и Рогожское кладбища.

Николай I

Политика ограничения прав старообрядцев: запрет строительства новых старообрядческих часовен и храмов; лишение старообрядцев права быть избранными на общественные должности; закрыт доступ в гимназии и университеты.

  • Староверы оказались вне закона:

    • не признавались старообрядческие браки;

    • дети староверов являлись по законам того времени незаконнорождёнными;

    • не имели прав ни на наследство, ни на фамилию отца.

  • Разорение старообрядческих духовных центров.

  • Рост старообрядческого купечества, (Морозовы, Гучковы, Хлудовы, Рябушинские).

Александр II

Указ о «Необходимости предоставить свободу в делах веры».

  • Браки стали заносить в особые метрические книги при полиции.

  • Рождённые от таких браков считались законнорождёнными.

Александр III

Закон о старообрядцах разрешал заниматься промышленностью и торговлей, получать паспорта на общих основаниях, совершать богослужения, но ограничивал благотворительную и образовательную деятельность старообрядцев, были закрыты староверческие школы.

  • Положение старообрядцев улучшилось.

Николай II

Указ «Об укреплении начал веротерпимости»: провозглашена свобода вероисповедания старообрядцам и сектантам, право строить свои храмы и совершать богослужения, разрешён переход из православия в другие вероисповедания.

  • Снижение напряжённости между различными религиозными группами и улучшение отношений между государством и религиозными общинами.

  • Повсеместное создание или возрождение общин, развитие просветительской и благотворительной деятельности старообрядцев.

Комментарии

Бесплатный вебинар
Бесплатный вебинар
Бесплатный вебинар
Для родителей Для подростков

Определите, что мешает получать пятёрки

  • Оставьте заявку на вводный урок
  • Получите бесплатную оценку знаний ребёнка
  • Узнайте конкретные шаги, чтобы поднять успеваемость