Проверьте знания по русскому бесплатно
Узнать бесплатно

Все правила пунктуации для ЕГЭ

Все правила пунктуации для ЕГЭ
Новое

Одно лишь умение интуитивно расставлять знаки препинания не поможет сдать ЕГЭ по русскому. Здесь нужно понимать правила. Да, их много, но они логичны. И эта статья поможет разобраться в них, чтобы больше не бояться экзаменационных заданий на тему пунктуации.

Пунктуация при однородных членах

Знания по этой теме пригодятся в задании ЕГЭ №16.

Если между однородными членам нет союзов, их всегда разделяют запятыми.

Пример:

Красные, белые, сиреневые цветы заполняли поле.

Если между однородными членами есть союзы а, но, да (но), зато, хотя, однако, а также, перед ними ставят запятую.

При этом после однородного члена с таким союзом запятая не нужна, если обратно не требует другое правило.

Пример:

Поле заполняли не красные, а белые цветы.

Если союзы и, или, либо, да (и), ни, то, либо повторяются перед однородными членами, перед ними должны стоять запятые.

Пример:

Красные и белые цветы заполняли поле.

При этом в выражениях ни то ни сё, ни туда ни сюда, ни свет ни заря запятая не нужна. Как и при однородных членах, соединённых сочинительными союзами по парам. В последнем случае запятая будет разделять только эти пары.

Пример:

Чтобы собрать полевые цветы, мы встали ни свет ни заря.

Запятую ставят перед второй частью двойных союзов: как – так и, не так – как, не только – но и, хотя и – но, если не – то, чем – тем, настолько – насколько, не столько – сколько и т. д.

Пример:

Тут чем дальше, тем проще.

Обобщающие слова при однородных членах

После обобщающего слова перед однородными членами ставят двоеточие.

Пример:

Сад оказался полон фруктов: яблок, груш, винограда.

После однородных членов перед обобщающим словом ставят тире.

Пример:

Леса, тропинки, дома — всё покрылось инеем.

Бывают случаи, когда обобщающее слово встречается дважды: до и после однородных членов. Тогда нужно ставить и двоеточие, и тире.

Пример:

Хотелось скорей увидеть всё: луга, поля, холмы — всё, что запомнилось из детства.

Двоеточие ставят перед перечислением, даже если перед ними нет обобщающего слова.

Пример:

Там меня уже ждали: бабушка, дедушка и кот Матрос.

Пунктуация в сложных предложениях

Задания по этой теме встречаются в №16, №19, №20 и №21 ЕГЭ по русскому языку.

Бессоюзные предложения

При перечислении фактов или событий между частями бессоюзного предложения ставят запятую.

Пример:

Солнце греет, река блестит, колышется трава.

Если вторая часть БСП указывает на причину, дополняет смысл или поясняет первую, между ними ставят двоеточие.

Пример:

Я едва не уснул: лекция было невыносимо скучной.

Если первая часть БСП обозначает время или условия для действия, описанного во второй, между ними ставят тире.

Пример:

Быстрее управимся — скорее пойдём домой.

Если вторая часть БСП обозначает вывод, содержит сравнение с первой или противопоставление ей, между ними ставят тире.

Пример:

А лес шумит — (будто) песню поёт.

Сложносочинённые предложения

Между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью с союзами и, да, однако, либо и т. д., нужна запятая.

Пример:

Ветер шелестел, да ивы гнулись.

Если вторая часть обозначает вывод, неожиданное действие или противопоставляется первой, между ними ставят тире.

Пример:

Из кустов донеслась возня — и на дорогу выпрыгнула белка.

Сложноподчинённые предложения

Если придаточная часть сложноподчинительного предложения стоит перед или до главной, между ними ставят запятую. Если же она стоит в середине, зависимое предложение нужно обособлять с обеих сторон.

Пример:

  • Лишь зашло солнце, я отправился домой к бабушке.

  • Я отправился, лишь зашло солнце, домой к бабушке.

Если перед составными союзами в СПП есть слова лишь, только, ещё и, прежде всего, именно, очевидно, вероятно или частицы не и ни, такие союзы могут делиться. В таком случае перед что нужно ставить запятую.

Пример:

Я отказал ещё и потому, что у меня не оставалось времени.

Если изъяснительные и условные (с союзом ли) придаточные стоят перед главным предложением и выделены интонацией, их разделяют тире.

Пример:

Хочется ли оставить всё — никак не пойму.

Если в части перед ним есть предупреждение о том, что дальше будет разъяснение, то иногда перед подчинительным союзом ставят двоеточие.

Пример:

И тогда стало ясно: ждать мне некого.

Чтобы лучше подготовиться к заданиям по этой теме, советуем также повторить отличия видов подчинительной связи: однородное, параллельное и последовательное подчинение. Мы разобрали их в статье «Сложноподчинённое предложение».

Получи больше пользы от Skysmart:

Пунктуация в причастных и деепричастных оборотах

Эту тему проверяют в заданиях ЕГЭ №17.

Причастные обороты

Причастные обороты выделяют запятыми, если они стоят после определяемого слова.

Пример:

Дверь, оставленная ранее закрытой, теперь глядела на меня чёрной щелью.

Стоящие перед определяемым словом причастные обороты выделяют запятыми, если те отделены от него другими членами предложения, имеют обстоятельственное значение или относятся к личному местоимению.

Примеры:

  • Напуганный шагами туристов, стараясь быстрее скрыться из виду, лис кинулся в чащу.

  • Вконец уставший, я вернулся домой поздно.

  • Окрылённая своим счастьем, она провела вечер с улыбкой на губах.

Деепричастные обороты

Деепричастные обороты обособляются запятыми вне зависимости от того, где они расположены.

Пример:

Собираясь на прогулку, я оставила зонт дома.

Деепричастный оборот не обособляется, если это фразеологизм.

Пример:

Он делал всё спустя рукава.

Пунктуация при других конструкциях

Знания о том, как расставлять запятые при междометиях, обращениях, вводных словах и других обособляемых конструкциях, пригодится в №18 и №21.

Обращения

Обращения всегда выделяют запятыми.

Пример:

Как красива ты, Москва!

Если обращение разделено на части, запятыми выделяют каждую из них.

Пример:

Отколе, умная, бредёшь ты, голова?

Вводные слова и конструкции

Обычно вводные слова и конструкции выделяют запятыми.

Пример:

Значит, время ещё не пришло.

Если перед вводном словом есть союз а, и они образуют единое целое, между ними не ставят запятую.

Пример:

Из кухни шёл аромат выпечки, а значит, мама уже была дома.

Для усиления эмоционального эффекта перед вводными словами иногда ставят тире.

Пример:

Он ушёл — видите ли, ему не понравилась наша компания.

Междометия

Междометия всегда выделяют запятыми.

Но при этом важно не путать их с усилительными частицами о, а, ну, ах, ох. Те, в отличие от междометий, не выражают чувств, а только подчёркивают оттенки значений слов.

Примеры:

  • Ох, не по душе мне это место.

  • Ох и хитрый ты!

Сравнительные обороты

Сравнительные обороты с союзами как, будто, как будто, словно, точно, что, чем, нежели выделяются запятыми, если обозначают уподобление одного предмета другому.

Пример:

Я летала в своих снах, как птица легка и свободна.

Сравнительные обороты не выделяют запятыми, если они имеют значение образа действия, приравнивания или как означает в качестве. Также не обособляются сравнительные обороты, которые являются фразеологизмами.

Примеры:

  • Ручей звенел как колокольчик.

  • Попробуй этот препарат как лекарство от тошноты.

  • Весь день я провёл как на иголках.

Уточнения

Уточнения, пояснения, дополнительные замечания к предыдущим членам предложения принято выделять запятыми.

Особенно, если перед ними есть слова например, даже, особенно, в особенности, главным образом, в частности, в том числе, то есть и т. д.

Пример:

В моей семье не любят кошек, особенно британских.

Иногда уточнения выделяют тире.

Пример:

Мне хотелось только одного — всё объяснить!

Приложения

Приложения обособляются, если:

  • относятся к личному местоимению;

  • относятся к имени собственному, но стоит после определяемого слова;

  • обозначают уточнение или пояснение, но стоит после определяемого слова;

  • имеют при себе союз как в значении причинности или слова то есть, даже, а именно и т. д.;

  • стоят до определяемого слова — нарицательного существительного.

Примеры:

  • Мы, туристы, стараемся запомнить каждое мгновение отпуска за границей.

  • В комнату зашёл Сергей Михайлович, учитель литературы.

  • Саша, его брат, не хотел делиться найденным.

  • Художнику, как человеку искусства, было положено в таком разбираться.

  • Появился оценщик, этот пройдоха.

  • Большой ценитель классической музыки, отец сразу зашёл ко мне в комнату.

Для усиления выразительности приложения иногда ослабляют тире.

Пример:

Мне сразу понравился город — серый, но живой — и люди, что его населяли.

Пунктуация при прямой речи

В таких предложениях есть самая прямая речь и слова автора, которые могут стоять как до, так и после неё. В зависимости от этого, предложения оформляют по-разному. Ниже — все схемы.

Оформление прямой речи знаками препинания

Прямая речь до слов автора

Прямая речь после слов автора

  • А: «П».

  • А: «П?»

  • А: «П!»

  • А: «П…»

  • «П», — а.

  • «П?» — а.

  • «П!» — а.

  • «П…» — а.

Запятая, двоеточие, тире: сводная таблица

В ЕГЭ также есть задание №21, которое требует не только расставить знаки препинания, но и объяснить, как именно. В таблице ниже мы кратко изложили случаи, когда нужно ставить каждый из знаков препинания.

Все случаи постановки знаков препинания

Запятая

Тире

Двоеточие

  • в БСП;

  • в СПП;

  • в ССП;

  • при обособленных членах;

  • с вводными словами;

  • с уточнениями;

  • с приложениями;

  • с междометиями;

  • с обращениями;

  • со сравнительными оборотами;

  • с причастными и деепричастными оборотами;

  • в прямой речи.

  • в БСП;

  • в СПП;

  • после однородных членов;

  • между подлежащим и сказуемым;

  • с приложениями;

  • с вводными словами;

  • с уточнениями;

  • в неполных предложениях.



  • в прямой речи;

  • при однородных членах;

  • в БСП;

  • в СПП.

Опирайтесь на таблицу и разделы этой статьи во время подготовки к ЕГЭ по русскому языку, и у вас не будет проблем с заданиями по пунктуации. И не забывайте практиковаться! Например, в бесплатном Тренажёре ЕГЭ, где мы уже собрали несколько экзаменационных вариантов.

Комментарии

Открыть диалоговое окно с формой по клику
Бесплатный вебинар
Бесплатный вебинар
Бесплатный вебинар
Проверьте знания по русскому бесплатно
  • Оставьте заявку на бесплатное тестирование
  • Приходите на тестирование вместе с ребёнком
  • Получите оценку знаний и конкретные шаги, чтобы прокачать их
Шаг 1 из 2
Шаг 1 из 2
Шаг 2 из 2