Что такое стилистический анализ текста и как его делать
Стилистический анализ текста — это один из видов языкового анализа, который помогает исследовать типовую ситуацию общения, свойственные тексты стилевые черты и языковые средства, связанные с ними.
Чтобы не запутаться в анализе на экзамене или в классе, важно помнить алгоритм, по которому его выполняют. Вот все пункты:
-
Определите стиль и жанр текста.
-
Определите тему текста, т. е. предмет или явление, о котором в нём говорится. Для этого обратите внимание на заголовок и ключевые слова.
-
Определите идею текста, т. е. основную мысль. Это то, что именно автор говорит о предмете или явлении, которое вы определили в предыдущем шаге.
-
Предположите, в какой ситуации может использоваться этот текст, кто его автор, а кто — слушатель или читатель.
-
Определите, зачем нужен этот текст — для общения, для призыва, для воздействия и т. д.
-
Определите форму речи, т. е. как представлен текст — письменно и устно.
-
Определите тип речи: описание, рассуждение, повествование или их гибридные формы.
-
Определите вид речи: диалог, монолог или полилог.
-
Определите стилевые черты, которые характерны для этого текста. Их рассмотрим далее.
-
Определите стилистические языковые средства.
-
Определите, обладает ли текст индивидуальными стилистическими особенностями.
Понимаем, выглядит сложно, но вы справитесь. Главное, быть внимательным, хорошо знать теорию и следовать алгоритму выше. И не забывайте о практике: в Тренажёре ЕГЭ можно потренироваться решать все варианты заданий экзамена на эту тему.
Что нужно знать, чтобы выполнить стилистический анализ текста
Стиль текста и его стилевые черты
Стиль текста — это система речевых средств, которые люди используют в разных сферах общения.
Принято различать 5 основных стилей: научный, публицистический, художественный, официально-деловой и разговорный.
Теория о стилях текста |
||||
---|---|---|---|---|
Стиль |
Стилевые черты |
Синтаксические и лексические особенности |
Для чего нужен |
Где используют |
Научный |
Логичный, последовательный в повествовании, точный, сухой |
Описывает законы и явления, в лексике много научных терминов и отглагольные существительные Много сложных предложений. |
Для информирования, обучения, объяснения фактов и доказательства различных теорий |
В научных статьях, исследованиях, методических материалах и т. д. |
Публицистический |
Рекламный, призывный, оценочный, субъективный, эмоционально окрашенный |
Политико-рекламная лексика, язык СМИ, много прилагательных, которые дают эмоциональную окраску, отглагольные существительные Много вопросительных и восклицательных предложений, обращения |
Для информирования, эмоционального воздействия, убеждения |
В статьях, очерках, репортажах и т. д. |
Художественный |
Образный, экспрессивный, эмоциональный, метафоричный |
Богатство средств выразительности |
Для изображения, описания, повествования, эмоционального воздействия |
В романах, пьесах, поэзии и т. д. |
Официально-деловой |
Объективность, точность, официальность, краткость |
Много деловых терминов, громоздкие бюрократические конструкции, никакой эмоциональной окраски |
Для информирования |
В договорах, справках, доверенностях и других документах |
Разговорный |
Неофициальность, спонтанность, адресность, личный характер |
Простые предложения, идиомы, обращения к собеседнику |
Для личного общения, информирования |
В диалогах, личном блоге |
Тип речи
Тип речи — это способ изложения, который выбирает автор текста.
Существует 3 типа речи: повествование, описание и рассуждение. Разберём, чем они отличаются, в таблице ниже.
Теория о типах речи |
|||
---|---|---|---|
Тип |
На какой вопрос отвечает текст |
О чём говорится в тексте |
Какие есть особенности |
Повествование |
Что происходит с этим предметом, местом или человеком? В какой последовательности развиваются события? |
О событиях, явлениях и действиях |
Много глаголов и глагольных форм, особенно в прошедшем времени |
Описание |
Каков этот предмет, место или человек? |
О признаках, качествах человека, места или предмета |
Много прилагательных и других слов, которые обозначают качества и свойства, а также синонимов |
Рассуждение |
Почему этот предмет, место или человек такой, какой он есть? Почему произошло событие? В чём причина действия, решения или явления? |
О причинах действий, событий, решений и т. д. |
Много вводных слов и союзов, которые помогают установить последовательность рассуждения, а также показать причинно-следственные связи |
Стилистические языковые средства
Стилистические языковые средства — это языковые единицы, тропы, фигуры речи и стилистические приёмы, которые указывают на разные стили.
Ниже опишем их, а также перечислим средства, которые к ним относятся.
Стилистические языковые средства |
|||
---|---|---|---|
Троп — это игра со смыслом слова, когда его используют в непрямом значении. |
Лексическое средство — это использование разных пластов лексики (диалектизмы, профессионализмы) или лексических значений. |
Синтаксическое средство — это работа с построением предложений (особый порядок слов в предложении, определённые конструкции и т. п.) |
Приёмы или стилистические фигуры — это обороты речи, которые помогают усилить выразительность высказывания. |
|
|
|
|
Художественный и публицистический стили |
Все стили |
Художественный, разговорный и публицистический стили |
Художественный и публицистический стили |
Задание ЕГЭ на стилистический анализ и пример решения
В ЕГЭ стилистическому анализу посвящено задание № 3. В демоверсии по русскому языку 2024 года оно выглядит так:
Текст к заданию № 1–3
Экология — это наука о взаимодействии живых организмов и их сообществ между собой и со средой, в которой они обитают. Эти взаимоотношения изучают самые разные науки: биология и химия, астрономия и космология, математика и философия. <...> они вносят свой вклад в экологию, которая сегодня разделилась на ряд самостоятельных дисциплин: общую экологию, агроэкологию, гидроэкологию, экологию человека и т. д.
Активно формируется в наши дни экология культуры, или духовная экология. Конечно, между экологией природы и экологией культуры не может быть непроходимой пропасти, вместе с тем между ними есть большое различие. Утраты в природе до известных пределов восстановимы. Иное дело — ценности культурные и нравственные. Они или восстанавливаются с большим трудом, или вовсе исчезают, как, скажем, разрушенные памятники, сгоревшие книги, рукописи...
Если культура — это совокупность достижений общества в области науки, просвещения, искусства, то закрепляются эти достижения, как правило, в языке, в Слове. Возникнув на определённом историческом этапе, литературный язык сам по себе служит свидетельством уровня духовного развития народа, общества. Как всякое живое на Земле не может мириться со своей смертью, так и живая нация не может смириться с деградацией своего языка. Ведь язык — это и основа национальной памяти, и ключ к пониманию духовного мира, своего и чужого.
(По Л.И. Скворцову)
Задание № 3
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.
-
Наряду с общеупотребительной лексикой в тексте используются термины (экология, агроэкология, гидроэкология и др.). В тексте можно выделить тематическую группу слов (культура, ценности, памятники и др.).
-
Использование метафор (...между экологией природы и экологией культуры не может быть непроходимой пропасти; ключ к пониманию духовного мира), антонимов (свой — чужой), сравнения (Как всякое живое на Земле не может мириться со своей смертью, так и живая нация не может смириться с деградацией своего языка.) способствует эмоциональности, выразительности изложения, помогает дать авторскую оценку описываемым явлениям.
-
Текст имеет грамматические особенности, характерные для книжной речи: отглагольные имена существительные (взаимодействие, вклад, утраты, различие, достижения и др.), конструкции с именами существительными в родительном падеже (экологией природы и экологией культуры, свидетельством уровня духовного развития народа, пониманию духовного мира и др.).
-
Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами, среди которых — ряды однородных членов предложения, вводные слова.
-
Текст относится к научному стилю, так как основные цели автора — сообщить информацию, имеющую практическое значение, и дать чёткие инструкции.
Как видно по заданию, на ЕГЭ не просят делать полный стилистический анализ. А значит, не стоит идти по всем его пунктам — можно потерять слишком много времени, вспоминая, кто адресат научного стиля речи. Вместо этого определите до того, как прочитаете варианты ответов:
-
тему;
-
основную мысль;
-
стиль речи.
А после выполните те пункты анализа, которые нужны, чтобы определить верность каждого из вариантов. Для примера выполним задание № 3 из демоверсии, которое показано выше.
-
Экология, агроэкология, гидроэкология — это действительно термины, а культура, ценности, памятники и др. — тематическая группа слов, которая относится к теме текста, культуре экологии. Следовательно, вариант верен.
-
Перечисленные средства выразительности соответствуют примерам, а также способствуют эмоциональности и помогают дать авторскую оценку описываемым явлениям, как и сказано в утверждении. Следовательно, оно верное.
-
Перечисленные имена существительные являются отглагольными, также в варианте указаны верные примеры конструкций с существительными в родительном падеже. Всё это характерно для книжного стиля. Вариант верен.
-
В тексте можно найти указанные синтаксические средства: ряды однородных членов (биология и химия, астрономия и космология, математика и философия), вводное слово (скажем). Выходит, и этот вариант верен.
-
В тексте есть метафоры, сравнения и другие средства выразительности, которые нехарактерны для научных текстов. Он относится к публицистическому стилю, при этом информация в нём — лишь рассуждения, чётких инструкций в ней нет. Следовательно, этот вариант неверен.
Ответ: 1234