b733e4
Проверьте знания по физике бесплатно
Узнать бесплатно

Изменение физических величин в процессах

Изменение физических величин в процессах
Новое

Продолжаем разбирать задания из ЕГЭ по физике! Сегодня мы рассмотрим типовое задание №6, где нужно определить, как изменяется физическая величина в ходе мысленного эксперимента. Вы узнаете, как правильно анализировать ситуацию и делать верные выводы. Читайте до конца — будет много полезных советов и интересных примеров!

Особенности задания

Задание №6 предназначено для анализа физического явления через основные положения, законы и формулы. В нём представлена определённая ситуация, где две физические величины вынуждены изменяться, а вам предстоит определить, каким образом.

Например:

Тело свободно падает с высоты h. Как при этом меняются его кинетическая и потенциальная энергии?

Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения.

  1. Увеличивается.
  2. Уменьшается.
  3. Не изменяется.

Кинетическая энергия

Потенциальная энергия

2

1

Ответ: 21

Задание оценивается максимально 2 баллами, если вам удалось верно определить изменение двух величин, 1 баллом — если удалось верно определить изменение только одной величины, 0 баллами — если оба изменения вы указали неверно.

Обратите внимание: в данном задании важен порядок ответов. В начале мы записываем ответ для первой величины, указанной в таблице, далее — ответ для второй величины.

Советы по решению

  1. Для начала определите, о каком физическом процессе идёт речь (механика, электродинамика и т. д.).
  2. Выявите главные величины, которые нужно сравнивать (скорость, сила, энергия и т. д.).
  3. Всегда опирайтесь на законы сохранения (энергии, импульса) и фундаментальные уравнения (например, второй закон Ньютона).
  4. Размышляйте о том, как изменение одной величины влияет на другие. Например, увеличение массы ведёт к уменьшению ускорения при той же силе.
  5. Научитесь читать и анализировать графики изменения физических величин.
  6. Решайте много практических примеров, чтобы автоматизировать подход к анализу.

Предлагаем воспользоваться последним советом и попрактиковаться в решении задач.

Получи больше пользы от Skysmart:

Разбор заданий

Задача 1

На поверхности воды плавает сплошной пробковый брусок. Как изменятся глубина погружения бруска и сила Архимеда, действующая на брусок, если его заменить сплошным бруском той же плотности и высоты, но большей массы?

Для каждой величины определите соответствующий характер изменения.

  1. Увеличится.
  2. Уменьшится.
  3. Не изменится.

Глубина погружения

Сила Архимеда



Решение:

Для начала вспомним формулу для нахождения силы Архимеда:

Fарх = ρжидк ⋅ g ⋅ Vп.т., где

ρжидк — плотность жидкости, в которую погружено тело,

g ≈ 9,8 м/с2 — ускорение свободного падения,

Vп.т. — объём погружённой части тела.

Исходя из того, что тело плавает (не всплывает и не погружается на дно), можно сделать вывод: сила Архимеда в данной задаче уравновешивается силой тяжести: Fарх = Fтяж = mg

  1. Если масса тела возрастёт, то возрастёт и сила тяжести. А раз она уравновешивается силой Архимеда, то и Fарх станет больше.
  2. Помимо этого, подобный же вывод можно сделать из следующей мысли: если масса тела возрастёт при той же плотности, то объём тела тоже должен стать больше. Это повлечёт за собой и увеличение объёма погружённой части тела, от которого зависит выталкивающая сила.

Итого: сила Архимеда увеличится.

Для того чтобы определить характер изменения глубины погружения, выразим её из формул путём преобразований.

Fарх=Fтяж

Сила Архимеда уравновешивается силой тяжести

mтелаg = ρжидк ⋅ g ⋅ Vп.т.

Распишем обе стороны

mтела = ρжидк ⋅ Vп.т.

Сократим на величину g

Vтела ⋅ ρтела = ρжидк ⋅ Vп.т.

Раскроем массу тела

ρтела ⋅ Sосн ⋅ hтела = ρжидк ⋅ Sосн ⋅ hп.т.

Вспомним, что объём равен произведению площади основания на высоту

Сократим на площадь основания и выразим глубину погружения

В задаче сказано, что плотность и высота тела не менялись, значит, не изменится и глубина погружения.

Ответ: 31

Задача 2

Теннисный мяч бросают под углом к горизонту с горизонтальной площадки. Затем его бросают во второй раз с той же площадки, сохранив неизменным модуль начальной скорости, но увеличив угол между вектором начальной скорости и площадкой. Как изменяются во втором случае по сравнению с первым высота подъёма мяча и его кинетическая энергия в наивысшей точке траектории?

Для каждой величины определите соответствующий характер ее изменения.

  1. Увеличивается.
  2. Уменьшается.
  3. Не изменяется.

Высота подъёма

Кинетическая энергия



Решение:

Представим описанный процесс в виде графика и вспомним соответствующие формулы.

Решение задач по теме «Изменение физических величин»
  1. Высота подъёма описывается формулой , а значит, высота подъёма зависит от синуса угла броска. Для углов в пределах от 0 до 90° верно утверждение: «чем больше угол, тем больше и синус угла». Угол броска в данной задаче не может быть прямым или тупым, соответственно мы можем сделать вывод: высота подъёма мяча тем больше, чем больше угол броска.

    При этом начальная скорость броска по условию задачи не меняется, а значит, при увеличении угла броска высота подъёма увеличится.

  1. Кинетическая энергия выражается формулой . В наивысшей точке скорость тела равна , тогда .

    Для углов от 0 до 180° верно утверждение: «чем больше угол, тем меньше косинус угла». Значит, при увеличении угла броска кинетическая энергия в верхней точке уменьшится.

Ответ: 21

Задача 3

Искусственный спутник вращается вокруг Земли, при этом высота его полёта уменьшилась с 500 км до 100 км. Как изменились в результате этого перехода частота обращения спутника вокруг Земли и его линейная скорость на орбите?

Для каждой величины определить соответствующий характер изменения.

  1. Увеличилась.
  2. Уменьшилась.
  3. Не изменилась.

Частота

Линейная скорость



Решение:

Задача относится к теме «Движение по окружности», а также задействует закон всемирного тяготения.

Центростремительное движение спутника обеспечивается гравитацией, а значит, центростремительную силу можно рассчитать как:

, где

— гравитационная постоянная,

М — масса планеты,

m — масса спутника, R — радиус орбиты.

Центростремительное ускорение равно

, где v — линейная скорость спутника, R — радиус орбиты.

По второму закону Ньютона — подставим центростремительную силу и ускорение в формулу:

Так как гравитационная постоянная — это константа, а масса планеты в задаче не менялась, линейная скорость будет зависеть от радиуса орбиты, причём обратно пропорционально: чем меньше радиус, тем линейная скорость больше.

Следовательно, линейная скорость увеличится.

Частоту можно рассчитать по формуле .

Подставим в формулу линейную скорость :

Таким образом, при уменьшении радиуса орбиты частота вращения увеличится.

Ответ: 11

Мы разобрали лишь небольшую часть возможных заданий. На реальном экзамене вам могут встретиться задачи на закон Гука, колебания математического и пружинного маятников, изменение силы трения и другие увлекательные темы. Чтобы быть на 100% готовыми ко всем возможным вариантам заданий, приходите на курс подготовки к ЕГЭ по физике в онлайн-школу Skysmart. Мы поможем вам уверенно разобраться в самых сложных темах и достичь отличного результата!

Комментарии

Бесплатные шпаргалки
Бесплатные шпаргалки
Бесплатные шпаргалки
Проверьте знания по физике бесплатно
  • Оставьте заявку на бесплатное тестирование
  • Приходите на тестирование вместе с ребёнком
  • Получите оценку знаний и конкретные шаги, чтобы прокачать их
Шаг 1 из 2
Шаг 1 из 2
Шаг 2 из 2