Покажем, как применять обществознание в жизни
Начать учиться

Свобода и необходимость в человеческой деятельности

Свобода и необходимость в человеческой деятельности
2.9K

Все мы — свободные люди. Можем заниматься любимым делом, выбирать, какую музыку слушать и в какой вуз поступать. Но на самом деле не всё так просто. Не зря философы столетиями размышляют над вопросом свободы воли человека. В этой статье мы расскажем, что известно о свободе и необходимости в человеческой деятельности с точки зрения обществознания. А ещё — познакомим с двумя полярными концепциям о ней.

Что такое свобода

В статье «Деятельность человека» мы уже рассматривали виды человеческих активностей и то, что может нас на них мотивировать. Однако с этим понятием связано и ещё одно, не менее важное.

Свобода — это возможность человека самому выбирать вид деятельности, следуя своим желаниям, интересам и целям, которые формируются в рамках общечеловеческих ценностей гражданского общества.

Свобода — понятие с философскими корнями. Оно существует с эпохи Ренессанса, но по-настоящему ломать голову над вопросом свободы люди начали гораздо раньше. Сегодня же под этим термином мы понимаем личный выбор человека в том, какой образ жизни ему вести, как участвовать в экономике общества и т. д.

При этом варианты этого выбора зависят от многих социальных факторов. На схеме ниже мы перечислили их все.

Факторы, влияющие на выбор человека

Что может ограничивать свободу

Мы выяснили, что свобода — это про способность выбирать и принимать решения. Но надо помнить, что мы всё ещё живём в обществе, рядом с другими такими же людьми. А потому и свобода не может быть неограниченной, т. е. абсолютной. Делая выбор, человек должен понимать, к каким последствием он приведёт. Это называется ответственностью.

Личная ответственность — перед собственными моральными принципами, законом и другими людьми — это один из факторов, которые ограничивают свободу человека. Кроме неё есть и другие, например, свобода окружающих.

Пример № 1.

Предположим, вы захотели громко послушать музыку ночью. Сделать это — ваш личный выбор. Но важно помнить, что этим вы ущемите право других людей на здоровый отдых ночью.

И если вы всё-таки решите сделать этот выбор, то ощутите на себе все тяготы ответственности. Это будет осуждение со стороны ваших соседей и штраф за нарушение общественного порядка, если они решат вызвать полицию. А ещё к санкциям может подключиться ваша совесть. Например, если вам станет стыдно за то, что вы разбудили среди ночи соседского грудного ребёнка.

Проверьте себя
Придумайте ещё несколько примеров ситуаций, в которых выбор одного человека может ограничить свободу окружающих. Предположите, какие виды ответственности будут ждать нарушителя в каждом из этих случаев.
Во время ответа не забывайте опираться на материалы этой статьи.

Практикующий детский психолог Екатерина Мурашова
Бесплатный курс для современных мам и пап от Екатерины Мурашовой. Запишитесь и участвуйте в розыгрыше 8 уроков
Практикующий детский психолог Екатерина Мурашова

Связь между свободой и необходимостью в человеческой деятельности

Свободен человек выбирать или всё вокруг нас подчиняется судьбе — фундаментальный вопрос философии. Одни считают, что мы вольны сами направлять свою жизнь, другие же — что любой наш выбор — это результат необходимости.

Необходимость — это закономерное развитие событий, которое обязательно должно произойти в конкретных условиях.

Но это лишь одна из точек зрения на необходимость. В этом ключе человек несвободен — он лишь подчиняется обстоятельствам. А то, что должно случиться, непременно произойдёт даже вопреки нашей воле.

Но есть и другие. Например, в христианстве принято считать, что человек свободен выбирать лишь между добром и злом. Другие же философы говорят о том, что необходимость связана с законами природы, которые мы не можем изменить, а можем лишь подстроиться под них, т. е. вынужденно сделать выбор.

Пример № 2.

Рассмотрим, к примеру, природные катаклизмы. Япония — страна, в которой настолько часто случаются землетрясения, что местные жители уже давно перестали обращать на них внимание. А всё потому, что их общество приспособилось к особенностям географического расположения, из-за которого их постоянно «трясёт».

У японцев был выбор — адаптироваться к природе или позволить катастрофам уносить жизни людей. И они выбрали первое — начали строить здания так, чтобы те стали устойчивы к подземным толчкам. Сегодня многие высотки Японии содержат внутри специальный «экзоскелет» с амортизаторами. Из-за них кажется, что во время землетрясения здание шатается из стороны в сторону. Выглядит это страшно, но на деле дома остаются безопасными.

Фатализм и волюнтаризм

Размышления философов на тему свободы и необходимости в деятельности человека привели к образованию двух противоположных концепций: фатализма и волюнтаризма. Разберёмся, что означает каждое из этих понятий.

Фатализм — это концепция мировоззрения, согласно которой свобода — это познанная необходимость, и все процессы в мире, в т. ч. человеческий выбор, ей подчиняются.

Если говорить проще, это учение о том, что будущее предрешено, а выбор самого человека в этом будущем не играет никакой роли.

В рамках этой концепции принято считать, что случайности не случайны и в жизни людей нет и не может быть иных возможностей, кроме тех, что уже предопределены. Но в таком случае и сам человек представляется не как свободная личность, а как лишённый выбора механизм. И программу для него задаёт судьба, рок или высшая сила.

Пример № 3.

Яркий пример фатализма показывает гомеровская «Илиада». В ней Зевс взвешивает на чаше весов судьбы Гектора и Ахиллеса, и понимает, что Гектору не победить в этом сражении. И тогда он предлагает богам защитить его, но Афина отвечает, что его судьба уже предрешена. Так Гомер показывает, что даже всемогущий бог, ведающий миром, не может пойти против судьбы.

Волюнтаризм — это концепция мировоззрения, согласно которой человеческая воля берёт верх над всем сущим.

Это учение признаёт волю человека как двигатель всех процессов в мире и единственно верную ценность. Согласно этой концепции люди вольны сами направлять свою судьбу, т. е. поступать так, как хочется. При этом такая воля ничем не ограничена. А значит, желания человека постоянно пересекают границы других людей и здравого смысла.

Пример № 4.

Римского императора Калигулу принято считать одним из самых ярких волюнтаристов в истории человечества. Жестокий и беспринципный правитель желал стать богом и подчинить своей воле все мыслимые и немыслимые законы, например экономические механизмы.

Калигула обожал купаться в роскоши и регулярно запускал руку в государственную казну. А когда экономика страны зачахла, он придумал «волшебную» экономическую модель — приказал использовать раковины моллюсков вместо денег. Разумеется, план не сработал, т. к. не имел ничего общего со здравым смыслом.

Проверьте себя
Подумайте и назовите несколько примеров проявления фатализма и волюнтаризма из литературы, кинематографа или истории.

Проверьте себя

Давайте узнаем, хорошо ли вы разобрались в понятии свободы и формах её взаимодействия с необходимостью. Выполните задания ниже — это поможет вам узнать, стоит ли изучить тему ещё раз.

Задание № 1

Прочитайте утверждения ниже и определите, какие из них верные, а какие — нет.

  1. Общество согласно в том, что все люди свободны, и ничто не может ограничивать их волю.

  2. На варианты выбора, которые доступны человеку, влияет степень развития общества.

  3. Свободу человека ограничивают закон, общественное мнение и его собственная совесть.

  4. Фатализм учит, что сила воли приводит в движение всё в мире вокруг нас.

  5. Одна из трактовок необходимости связана с тем, что человек вынужден делать выбор, подчиняясь законам природы.

Задание № 2

Подумайте и сформулируйте свой взгляд на свободу личности, ответственность и необходимость. Близка ли вам одна из концепций, которые мы рассмотрели в этой статье? Или у вас есть уникальный взгляд на то, свободен ли человек в своём жизненном выборе? Поделитесь мнением.

Тема свободы и необходимости в человеческой деятельности встречается на ЕГЭ по обществознанию. Надеемся, эта статья помогла вам разобраться в ней. А если нет, продолжайте изучать её на курсах по обществознанию в онлайн-школе Skysmart! Наши преподаватели помогут разобрать вопрос свободы личности на ярких примерах и запомнить все определения без зубрёжки. Вводный урок — бесплатно!

Бесплатный вводный урок по обществознанию в онлайн школе Skysmart

На вводном уроке с методистом

  1. Определим уровень и дадим советы по обучению
  2. Расскажем, как проходят занятия
  3. Подберём курс

Оставляя заявку, вы принимаете условия соглашения об обработке персональных данных