b733e4
Хорошо ли вы понимаете обществознание?
Проверить бесплатно

Деятельность человека

Деятельность человека
406.2K

Любая деятельность — это процесс, в ходе которого человек удовлетворяет свой интерес или потребность, меняет действительность и познает мир. Сейчас расскажем, какие бывают виды деятельности с точки зрения обществознания.

Деятельность человека – это совокупность действий и процессов, направленных на достижение целей и удовлетворение потребностей. Она включает физическую, умственную и социальную активность. Примеры:

  • работа
  • учеба
  • спорт
  • творчество

Деятельность — это способ взаимодействия с окружающим миром, который присущ только человеку. Только человек может ставить цели и задачи, планировать свою деятельность, подбирать средства для ее осуществления и корректировать деятельность по мере необходимости.

Структура деятельности

Структура деятельности - это совокупность элементов, необходимых для осуществления деятельности:

  • субъект
  • объект
  • цель
  • методы
  • средства
  • результат

Примеры:

  • цели (достижение результата)
  • методы (планирование)
  • средства (инструменты)

Схематично можно представить структуру деятельности таким образом:

Структура деятельности человека

Разберем компоненты этой схемы по порядку.

  • Субъект деятельности — это человек. Также в роли субъекта может выступать социальная группа или общество в целом.

  • Объект деятельности — предметы, процессы и явления, а также другие люди и социальные группы, общество.

  • Мотив деятельности — потребности человека, то, что побуждает его к действиям.

  • Цель деятельности — образ желаемого результата.

  • Средства (инструменты) — то, с помощью чего субъект осуществляет деятельность.

  • Действие (процесс) — конкретные шаги, которые предпринимает субъект для достижения результата.

  • Результат деятельности — итог, продукт, то, что получилось в результате действий субъекта.

Чтобы лучше понять структуру деятельности, давайте рассмотрим ее на конкретном примере — поиск работы.

Субъект деятельности

Соискатель

Объект деятельности

Статус на рынке труда

Цель

Трудоустройство в хорошую компанию на высокую зарплату

Мотивы

Мотивы могут быть разными у каждого субъекта деятельности. Для примера пусть мотивами нашего соискателя будут желание купить квартиру в центре города и необходимость помогать старенькой маме

Средства

Сайты поиска вакансий

Действия

Поиск вакансий на соответствующих сайтах, рассылка резюме, участие в собеседованиях

Результат деятельности

Смена статуса с безработного на имеющего полную занятость

Деятельность человека и активность животного

Может показаться, что не только люди могут быть субъектами деятельности. Ведь животные тоже могут вполне увлеченно и осознанно — на первый взгляд — выполнять какие-то действия: умываться, будить хозяина, охотиться, заботиться о потомстве.

Действительно, между деятельностью человека и активностью животного есть сходства, но человека отличает творческо-преобразующее отношение к миру.

Деятельность человека

Активность животного

Человек приспосабливается к окружающему миру через его масштабную переработку, вплоть до создания искусственной среды вокруг себя

Животное приспосабливается к миру через перестройку своего организма (мутационные изменения)

Человек осознанно ставит цели и задачи на основании анализа ситуации

Животное, каким бы осознанным оно ни выглядело, подчиняется инстинкту

Человек создает орудия труда, которые усиливают его физические возможности

Животное воздействует на окружающую среду непосредственно через свое тело

Деятельность человека носит созидательный характер

Активность животного носит потребительский характер

Получи больше пользы от Skysmart:

Отличительные признаки деятельности

Для деятельности характерны такие отличительные черты:

  1. Сознательность, то есть сознательная постановка целей.

  2. Продуктивность, то есть направленность на получение результата.

  3. Преобразующий характер, то есть в процессе деятельности человек преобразует окружающий мир и самого себя.

  4. Общественный характер — необходимость вступать в коммуникацию с другими людьми для достижения результата.

Виды (формы) деятельности

В рамках курса обществознания обычно выделяют четыре основных формы деятельности — игру, учение, труд и общение.

  1. Игра — это свободная развивающая деятельность, которую субъект выполняет по желанию и ради удовольствия от процесса. Обычно у игры есть четкий набор правил. Во время игры дети зачастую готовятся к взрослой деятельности — учебе, работе, семейным отношениям.

  2. Учение (познание) — это осознанный и целенаправленный процесс получения новых знаний и навыков.

  3. Труд — это процесс взаимодействия субъекта с окружающим миром, в ходе которого первый создает продукты, необходимые для удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей.

  4. Общение — процесс установления и развития контактов между людьми, который включает в себя обмен информацией, переживаниями, эмоциями.

Игра как особый вид деятельности
Цель игры — не производство материального продукта, а сам процесс, в ходе которого ребенок отдыхает и развлекается. Этим игра отличается от других видов деятельности, у которых есть четкая цель.

Мотивы деятельности

Как мы уже упомянули выше, мотивы деятельности могут существенно различаться от субъекта к субъекту. В таблице собрали основные виды мотивов, которые могут вдохновлять человека на деятельность.

Мотивы деятельности

Потребности — нужда человека в необходимом для жизни и развития.

Социальные установки — ориентация человека на что-либо.

Убеждения — эмоционально-ценностные отношения к действительности

Интересы — реальная причина действий, которая стоит за мотивами.

Влечения — психические состояния, которые выражают неосознанную необходимость.

Классификация деятельности

Виды деятельности в обществознании - это игры, учение, общение, труд и творчество. Например:

  • Игра развивает социальные навыки
  • Учение способствует освоению знаний
  • Общение улучшает взаимодействие в обществе
  • Труд направлен на создание материальных благ
  • Творчество выражает личные идеи и чувства

В обществознании существует не одна классификация деятельности, но мы рассмотрим наиболее популярную — по объектам и результатам деятельности.

В зависимости от того, что является результатом — материальные блага или культурные ценности — деятельность бывает материальной (практической) и духовной.

Материальная деятельность предполагает создание вещей и материальных ценностей, которые нужны для удовлетворения материальных потребностей человека. Подразделяется на материально-производственную, связанную с преобразованием окружающей природы, и социально-преобразовательную — направленную на преобразование общества.

Продукты духовной деятельности — идеи, образы, научные, художественные и нравственные ценности. Духовная деятельность бывает:

  • познавательной — связанной с отражением окружающего мира в мифологической, религиозной, научной или художественной форме;

  • ценностно-ориентировочной — выражающей отношение человека к явлениям окружающего мира;

  • прогностической — участвующей в прогнозировании возможных изменений действительности.

Творческая деятельность

Творческая деятельность

Особым видом деятельности является творчество — процесс создания чего-то качественно нового, никогда ранее не существовавшего. Творческой деятельностью занимаются художники, писатели, ученые.

Также творчество можно рассматривать как компонент другой деятельности. Так, наш соискатель из примера выше может проявить творчество в процессе подготовки резюме и придумать совершенно новый подход, который покорит работодателя.

Ключевыми для творческой деятельности являются такие способности:

  • комбинировать уже существующие знаний;

  • создавать новые образы в сознании (воображение);

  • создавать яркие, сильные представления (фантазия);

  • получать знания неосознанно (интуиция).

Поможем закрепить новый материал на уроках обществознания в онлайн-школе Skysmart.

Вопросы для самопроверки

  1. Вспомните четыре основных вида деятельности и раскройте значение каждого из них.

  2. Кто может быть субъектом деятельности?

    1. Кот Васька.

    2. Учитель химии.

    3. Ученики 5А класса средней школы №151.

    4. Население КНДР.

  3. В чем особенность игры как вида деятельности? Как связана детская игра с другими видами деятельности?

  4. В чем уникальность творчества как вида деятельности? Какими двумя способами можно понимать творчество в контексте деятельности?

  5. Какие два основных типа деятельности вы знаете и в чем их принципиальное различие?

  6. Приведите пример активности животного, которая похожа на деятельность человека. Объясните, почему при внешнем сходстве активность животного все же нельзя назвать деятельностью.

Комментарии

Бесплатный вебинар
Бесплатный вебинар
Бесплатный вебинар
Проверьте уровень по обществознанию бесплатно
  • Оставьте заявку на бесплатное тестирование
  • Приходите на тестирование вместе с ребёнком
  • Получите оценку знаний и конкретные шаги, чтобы прокачать их
Шаг 1 из 2
Шаг 1 из 2
Шаг 2 из 2