Деятельность человека – это совокупность действий и процессов, направленных на достижение целей и удовлетворение потребностей. Она включает физическую, умственную и социальную активность. Примеры:
- работа
- учеба
- спорт
- творчество
Деятельность — это способ взаимодействия с окружающим миром, который присущ только человеку. Только человек может ставить цели и задачи, планировать свою деятельность, подбирать средства для ее осуществления и корректировать деятельность по мере необходимости.
Структура деятельности
Структура деятельности - это совокупность элементов, необходимых для осуществления деятельности:
- субъект
- объект
- цель
- методы
- средства
- результат
Примеры:
- цели (достижение результата)
- методы (планирование)
- средства (инструменты)
Схематично можно представить структуру деятельности таким образом:
Разберем компоненты этой схемы по порядку.
Субъект деятельности — это человек. Также в роли субъекта может выступать социальная группа или общество в целом.
Объект деятельности — предметы, процессы и явления, а также другие люди и социальные группы, общество.
Мотив деятельности — потребности человека, то, что побуждает его к действиям.
Цель деятельности — образ желаемого результата.
Средства (инструменты) — то, с помощью чего субъект осуществляет деятельность.
Действие (процесс) — конкретные шаги, которые предпринимает субъект для достижения результата.
Результат деятельности — итог, продукт, то, что получилось в результате действий субъекта.
Чтобы лучше понять структуру деятельности, давайте рассмотрим ее на конкретном примере — поиск работы.
Субъект деятельности |
Соискатель |
Объект деятельности |
Статус на рынке труда |
Цель |
Трудоустройство в хорошую компанию на высокую зарплату |
Мотивы |
Мотивы могут быть разными у каждого субъекта деятельности. Для примера пусть мотивами нашего соискателя будут желание купить квартиру в центре города и необходимость помогать старенькой маме |
Средства |
Сайты поиска вакансий |
Действия |
Поиск вакансий на соответствующих сайтах, рассылка резюме, участие в собеседованиях |
Результат деятельности |
Смена статуса с безработного на имеющего полную занятость |
Деятельность человека и активность животного
Может показаться, что не только люди могут быть субъектами деятельности. Ведь животные тоже могут вполне увлеченно и осознанно — на первый взгляд — выполнять какие-то действия: умываться, будить хозяина, охотиться, заботиться о потомстве.
Действительно, между деятельностью человека и активностью животного есть сходства, но человека отличает творческо-преобразующее отношение к миру.
Деятельность человека |
Активность животного |
---|---|
Человек приспосабливается к окружающему миру через его масштабную переработку, вплоть до создания искусственной среды вокруг себя |
Животное приспосабливается к миру через перестройку своего организма (мутационные изменения) |
Человек осознанно ставит цели и задачи на основании анализа ситуации |
Животное, каким бы осознанным оно ни выглядело, подчиняется инстинкту |
Человек создает орудия труда, которые усиливают его физические возможности |
Животное воздействует на окружающую среду непосредственно через свое тело |
Деятельность человека носит созидательный характер |
Активность животного носит потребительский характер |
Получи больше пользы от Skysmart:
-
Подтяни оценки на курсах по обществознанию.
-
Выбирай из 230+ репетиторов по обществознанию.
Записывайся на бесплатные курсы для детей.
Отличительные признаки деятельности
Для деятельности характерны такие отличительные черты:
Сознательность, то есть сознательная постановка целей.
Продуктивность, то есть направленность на получение результата.
Преобразующий характер, то есть в процессе деятельности человек преобразует окружающий мир и самого себя.
Общественный характер — необходимость вступать в коммуникацию с другими людьми для достижения результата.
Виды (формы) деятельности
В рамках курса обществознания обычно выделяют четыре основных формы деятельности — игру, учение, труд и общение.
Игра — это свободная развивающая деятельность, которую субъект выполняет по желанию и ради удовольствия от процесса. Обычно у игры есть четкий набор правил. Во время игры дети зачастую готовятся к взрослой деятельности — учебе, работе, семейным отношениям.
Учение (познание) — это осознанный и целенаправленный процесс получения новых знаний и навыков.
Труд — это процесс взаимодействия субъекта с окружающим миром, в ходе которого первый создает продукты, необходимые для удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей.
Общение — процесс установления и развития контактов между людьми, который включает в себя обмен информацией, переживаниями, эмоциями.
Мотивы деятельности
Как мы уже упомянули выше, мотивы деятельности могут существенно различаться от субъекта к субъекту. В таблице собрали основные виды мотивов, которые могут вдохновлять человека на деятельность.
Мотивы деятельности |
||||
---|---|---|---|---|
Потребности — нужда человека в необходимом для жизни и развития. |
Социальные установки — ориентация человека на что-либо. |
Убеждения — эмоционально-ценностные отношения к действительности |
Интересы — реальная причина действий, которая стоит за мотивами. |
Влечения — психические состояния, которые выражают неосознанную необходимость. |
Классификация деятельности
Виды деятельности в обществознании - это игры, учение, общение, труд и творчество. Например:
- Игра развивает социальные навыки
- Учение способствует освоению знаний
- Общение улучшает взаимодействие в обществе
- Труд направлен на создание материальных благ
- Творчество выражает личные идеи и чувства
В обществознании существует не одна классификация деятельности, но мы рассмотрим наиболее популярную — по объектам и результатам деятельности.
В зависимости от того, что является результатом — материальные блага или культурные ценности — деятельность бывает материальной (практической) и духовной.
Материальная деятельность предполагает создание вещей и материальных ценностей, которые нужны для удовлетворения материальных потребностей человека. Подразделяется на материально-производственную, связанную с преобразованием окружающей природы, и социально-преобразовательную — направленную на преобразование общества.
Продукты духовной деятельности — идеи, образы, научные, художественные и нравственные ценности. Духовная деятельность бывает:
познавательной — связанной с отражением окружающего мира в мифологической, религиозной, научной или художественной форме;
ценностно-ориентировочной — выражающей отношение человека к явлениям окружающего мира;
прогностической — участвующей в прогнозировании возможных изменений действительности.
Творческая деятельность
Особым видом деятельности является творчество — процесс создания чего-то качественно нового, никогда ранее не существовавшего. Творческой деятельностью занимаются художники, писатели, ученые.
Также творчество можно рассматривать как компонент другой деятельности. Так, наш соискатель из примера выше может проявить творчество в процессе подготовки резюме и придумать совершенно новый подход, который покорит работодателя.
Ключевыми для творческой деятельности являются такие способности:
комбинировать уже существующие знаний;
создавать новые образы в сознании (воображение);
создавать яркие, сильные представления (фантазия);
получать знания неосознанно (интуиция).
Поможем закрепить новый материал на уроках обществознания в онлайн-школе Skysmart.
Вопросы для самопроверки
Вспомните четыре основных вида деятельности и раскройте значение каждого из них.
-
Кто может быть субъектом деятельности?
Кот Васька.
Учитель химии.
Ученики 5А класса средней школы №151.
Население КНДР.
В чем особенность игры как вида деятельности? Как связана детская игра с другими видами деятельности?
В чем уникальность творчества как вида деятельности? Какими двумя способами можно понимать творчество в контексте деятельности?
Какие два основных типа деятельности вы знаете и в чем их принципиальное различие?
Приведите пример активности животного, которая похожа на деятельность человека. Объясните, почему при внешнем сходстве активность животного все же нельзя назвать деятельностью.