b733e4
Хорошо ли вы понимаете обществознание?
Проверить бесплатно
Открыть диалоговое окно с формой по клику

Искусство

Искусство
159.5K

Искусство — это явление, которое позволяет нам творить и прикасаться к прекрасному в разных формах. А ещё — это ветвистая и сложная система. О ней мы сегодня и поговорим: обсудим особенности и признаки искусства с точки зрения обществознания и расскажем, почему современное искусство кажется нам таким странным.

Что такое искусство

Начнём с определения искусства, которое даёт нам обществознание.

Искусство — это разновидность духовной деятельности людей и вид духовного освоения действительности человеком в обществознании. Цель искусства — сформировать и развить способности людей преобразовывать окружающий мир и самих себя по канонам гармонии и красоты.

Сегодня этот термин можно трактовать сразу несколькими способами. Как именно — зависит от контекста. На схеме ниже мы отразили понятие искусства в широком и узком смыслах.

Искусство в узком и широком смыслах

Основа искусства — это творчество. Оно позволяет увидеть мир, в котором реальность переплетается с вымыслом, а после — передать это в форме художественного образа. В нём творческий человек отражает то, как он видит предмет или явление, и сталкивает это видение с восприятием зрителя. Это происходит через воплощение творческого труда автора — произведение искусства.

Произведение искусства — это результат творческой, сознательной деятельности человека, который обладает эстетической ценностью, а также относится к определённому виду и жанру.

Эстетическая ценность произведения искусства в том, что зритель через него сталкивается с прекрасным и формирует свой вкус. Но есть и другие. Например, познавательная ценность — расширение кругозора. Или нравственная ценность — обогащение и развитие личности.

Чем искусство отличается от науки

Искусство и наука — две ветви духовной культуры в обществознании. У них есть общие качества, например, они помогают нам познавать мир. Но у искусства есть и специальные черты, которые делают его непохожим ни на что другое. Вот они:

  • Искусство образно и наглядно.

  • Когда человек познаёт мир через искусство, фантазия и воображение познающего играют большую роль в этом процессе.

  • Человек создаёт художественные образы с помощью особых средств: слов, звуков, цвета и т. д.

Проверьте себя

Как вы считаете, важно ли для человека искусство как метод познания? Связаны ли с искусством лично вы, и если да, то как именно?

Modal window id: popup-salary

Функции искусства

Целей у человека, взаимодействующего с искусством, великое множество. А потому и функций у такой деятельности немало. Обычно в обществознании принято выделять 7 функций искусства:

  • познавательную;

  • ценностно-ориентирующую;

  • эстетическую;

  • воспитательную;

  • компенсаторную;

  • коммуникативную;

  • информационную.

Давайте разберёмся, что делает каждую из них уникальной. Мы расскажем о них в таблице ниже — сохраняйте её, чтобы иметь под рукой на уроках.

Функции искусства
Функция Сущность
Познавательная Служит способом познания и освоения мира
Ценностно-ориентирующая Помогает людям выбирать жизненные ориентиры, разбираться в системе ценностей конкретного общества, формировать мировоззрение
Эстетическая Помогает созданию эстетических вкусов и предпочтений личности
Воспитательная Способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей личности
Компенсаторная Приводит внутреннюю жизнь человека к гармонии, наглядно свидетельствует об истине, добре, красоте в мире, а также стабилизирует психическое состояние личности
Коммуникативная Лежит в основе межличностного общения: зрителей между собой по поводу произведения и зрителя с автором
Информационная Просвещает и распространяет знания

Давайте проиллюстрируем пару этих функций на примере.

Пример № 1.

Иван — художник. Он написал картину, на которой рыцарь побеждает огромного змея. Это типичный сюжет с моралью о противостоянии света и тьмы: зритель видит, что в любой ситуации добро в форме рыцаря в конце всегда побеждает зло — змея. Это раскрывает одну из функций искусства — ценностно-ориентирующую.

Когда эту картину повесят на выставке, люди придут смотреть и обсуждать её. Они смогут прочесть мысли автора на полотне, узнать его отношение к проблеме, которая изображена на картине. А затем — поговорить о морали произведения друг с другом и, возможно, даже поспорить. Так проявляется коммуникативная функция в искусстве.

Получи больше пользы от Skysmart:

Структура искусства

Искусство многогранно — оно представляет собой сложную систему из творческих жанров, стилей и видов. Давайте немного поговорим о том, как оно устроено.

Виды искусства

В разное время люди предлагали делить искусство на виды большим количеством способов. Например, в начале XIX века немецкий философ Фридрих Шеллинг предложил свою концепцию. Она состояла в том, чтобы различать искусства посредством выражения — делить их на реальные и идеальные.

К реальным видам искусства философ предложил отнести архитектуру, скульптуру, живопись и музыку. К идеальным же — всё, что связано со словом: поэзию и литературу. При этом последние Шеллинг считал более возвышенными формами, потому что они дают автору больше свободы и возможностей, чтобы выражать идеи.

Но в обществознании есть и другая система, которая делит искусства на виды по средствам выражения. Опишем их в таблице ниже.

Виды искусств по средствам выражения
Вид Сущность Пример
Пространственные (пластические) Зритель чаще воспринимает произведение через зрение.
Художественный образ раскрывается пластически — через пространственное построение.
Живопись, скульптура, фотография, архитектура, дизайн и т. д.
Временные (динамичные) Зритель чаще воспринимает произведение через слух.
Художественный образ раскрывается с течением времени.
Литература, поэзия, музыка
Пространственно-временные (зрелищные, синтетические) Зритель воспринимает произведение одновременно слухом и зрением.
Художественный образ раскрывается и через пластику, и с течением времени
Театр, кино, хореография и т. д.

В обществознании искусство также разделяют на виды по социологическим качествам. По названию элитарного или высокого искусства можно понять, что его потребителем исторически была высшая прослойка общества. Произведения для них создавали профессионалы, а творческие образы были сложными. Позволить себе насладиться такой формой искусства или хотя бы понять её могли лишь знатные люди. А потому для всех остальных оно оставалось недоступным.

Примеры: поэтические вечера в различных формах, опера, театр и другие светские развлечения, которые раньше были доступны только привилегированному сословию.

Противоположность элитарному — народное искусство. Простой народ тоже нуждался в творчестве, а потому создавал свои, более приземлённые художественные образы. Творцами на этот раз были сами люди, а их произведения передавали из поколения в поколение.

Примеры: народные песни, былины, сказки, поговорки и т. д.

Отдельное место среди этих видов занимает массовое искусство или поп-культура. Её особенность в том, что она отражает эмоциональное состояние современных людей и помогает им справляться со стрессом. Не зря её ещё называют искусством антиусталости.

Массовое искусство похоже на элитарное тем, что его тоже создают специалисты. Но при этом делают это так, чтобы произведение подходило конкретным группам людей. Для этого даже проводят маркетинговые исследования, что роднит эту форму искусства с бизнесом.

Примеры: современный кинематограф, комиксы, сериалы, видеоигры и т. д.

Жанры и стили искусства

Внутри каждого из видов искусства сформировалась своя система жанров. Так, искусствоведы называют его особые разновидности, которые делят произведения на категории по художественному изображению реальности.

Вы наверняка слышали о многих из них — давайте рассмотрим примеры в таблице.

Жанры в искусстве
Музыка Живопись Литература Кинематограф
  • Опера;

  • симфония;

  • сюита;

  • романс и т. д.

  • Портрет;

  • натюрморт;

  • пейзаж и т. д.

  • Поэма;

  • роман;

  • повесть;

  • рассказ и т. д.

  • Комедия;

  • драма;

  • мелодрама;

  • детектив и т. д.

Также отдельные виды искусства обладают характерными чертами, которые относят их к разным художественным направлениям. Они делят произведения искусства по стилям.

Стиль — это совокупность общих признаков, которые отличают своеобразную творческую традицию, характерную для конкретного общества на определённом этапе его развития.

Если говорить о живописи, среди стилей можно выделить импрессионизм, супрематизм, кубизм, сюрреализм и другие. В архитектуре это ампир, барокко, классицизм, модерн и т. д.

Modal window id: popup-job

Что такое современное искусство

С развитием общества образовалась новая веха в творчестве — современное искусство. Его главное отличие — отказ от ограничений, канонов и правил, которых искусство придерживалось раньше. Современное творчество свободно и может использовать любые средства, чтобы изменить видение мира зрителя и передать мысли автора. Потому некоторые его произведения и выглядят для нас странными.

Одна из его главных задач — привлекать внимание общества к остросоциальным темам. Пусть даже иногда художники и делают это способами, которые могут шокировать зрителя. Например, через необычные перформансы.

Перформанс — это форма художественного действия, которое разворачивается в реальном времени при главном участии художника и других атрибутов сцены: предметов, символов, жестов и т. д.

Перформанс похож на представление в театре. Во время выступления художник выстраивает сцену с целью донести до зрителя определённую мысль. Разница лишь в том, что этот зритель не сам купил билет на представление. Более того — он не подозревал, что столкнётся с ним.

Пример № 2.

Один из самых известных перформансов — «Быть может». В его ходе актриса Тильда Суинтон 7 часов спала в прозрачном боксе среди экспонатов картинной галереи, пока вокруг неё ходили удивлённые посетители. Смысл представления в том, что в жизни может произойти что угодно. Например, вам может встретиться спящая в галерее звезда.

Ещё один вид современного искусства — это хеппенинг. Он похож на перформанс, но разница в том, что зритель теперь не просто наблюдает за действием, а участвует в нём. Такие представления не просто интригуют, но и могут быть опасными. Всё из-за того, что даже автор не может знать, чем они закончатся.

Пример №3.

«Ритм 0» — хеппенинг Марины Абрамович с тяжёлой моралью. В нём художница разложила перед зрителями 76 предметов — опасных и безобидных — и предложила каждому выбрать один из них, чтобы взаимодействовать с ней. И всё это — при условии, что Марина сама будет стоять и никак не реагировать на происходящее.

Поначалу люди обнимали художницу, вставляли цветы в волосы и не вредили ей. Но со временем действия становились более жестокими. Эксперимент закончился на 6-м часу, когда люди уже начали взаимодействовать со смертельным оружием. Тогда Марина начала двигаться и ходить между посетителями. Многие из них испугались и тут же ушли, другие же боялись смотреть художнице в глаза.

Смысл этого хеппенинга — проверить, как далеко может зайти жестокость человека, который будет уверен в своей безнаказанности.

Modal window id: popup-dorm

Проверьте себя

Теперь пора узнать, хорошо ли вы разобрались в теме. Выполните задания ниже, что проверить свои знания об искусстве, — это поможет вам в рамках подготовки к ЕГЭ по обществознанию.

Задание № 1

Как вы считаете, способно ли современное искусство добиться своей цели — изменить мир? Порассуждайте, всегда ли оправданы необычные способы, которыми художники пытаются это сделать. Если можете, опирайтесь при ответе на реальные примеры современного искусства.

Задание № 2

Прочтите утверждения ниже об искусстве и его характеристиках с точки зрения обществознания. Найдите среди них неверные. Объясните, почему выбрали именно их.

  1. Искусство позволяет человеку выразить своё видение мира через художественные образы.

  2. У искусства и науки нет общих черт.

  3. Произведения искусства бывают материальными и нематериальными.

  4. По средствам выражения искусства делятся на пространственные и временные.

  5. Перформанс — это такой тип современного искусства, при котором зритель не просто смотрит представление, но и сам участвует в нём.

В этой статье мы разобрали понятие искусства в обществознании и его структуру. Если вам интересна тема или вы планируете готовиться к экзаменам, советуем глубже погрузиться в неё с учителем. Например, на курсе обществознания школьники разбирают функции, виды и отличия искусства на примерах и интерактивных заданиях. Так им удаётся разобрать любую, даже самую сложную тему. И всё это — без зубрёжки!

Присоединяйтесь, чтобы подготовиться к ЕГЭ по обществознанию или поднять оценку на 1 балл за 1,5 месяца. Встретимся на вводном уроке!

Бесплатный вебинар
Бесплатный вебинар
Бесплатный вебинар
Проверьте уровень по обществознанию бесплатно
  • Оставьте заявку на бесплатное тестирование
  • Приходите на тестирование вместе с ребёнком
  • Получите оценку знаний и конкретные шаги, чтобы прокачать их
Шаг 1 из 2
Шаг 1 из 2
Шаг 2 из 2