В 1910 году был написан рассказ «Тайна» Чарской, где описываются первые попытки юной гимназистки проявить себя в литературе. Девочка, полная творческого вдохновения, столкнулась с жестокой и унизительной критикой, после чего решительно решила больше не писать стихи.
Для тех, кто интересуется, рекомендуется ознакомиться с кратким содержанием рассказа «Тайна», так как оно будет полезно для составления читательского дневника и подготовки к урокам литературы.
Первостепенные персонажи
- Неточка Ларионова— юная гимназистка, пылкая и открытая девочка, очень эмоциональная и впечатлительная.
Остальные герои
- Зоя Стоянова— лучшая подруга Неточки, одноклассница, равнодушная к миру поэзии.
- Учитель русского языка— жестокий и безразличный мужчина, который оскорбил Неточку и её творчество перед всем классом.
Краткое содержание
Когда Неточка Ларионова вошла в класс, она с многозначительным взглядом окинула ближайших соседок по партам. Ее внешность говорила о том, что с ней произошло нечто особенное. Она с трудом сосредоточилась на молитве перед началом уроков и была очень рассеянной на уроках. Все это было из-за секрета, который мучил ее всю ночь.
Из-за этого секрета молодая девушка потеряла душевный покой и получила замечание от своего учителя по математике, Пифагора. Но самое плохое было в том, что Неточка не могла поделиться своим секретом с подругами.
Не выдержав мучений, Неточка решила раскрыть свою тайну одной из своих близких подруг. Она начала перечислять в уме самых верных и надежных одноклассниц: тихая и молчаливая Катя Щелкунина, поэтичная Ида Крамер, Зоя Стоянова, которая считалась самой близкой подругой в классе.
Зое - выбор Неточки. На уроке она втихую попросила подругу пойти «в следующую перемену к «крану» в коридор для важной беседы.
Неточка терпеливо ждала перемены и отправилась к «крану» - фильтру с кипяченой водой. Зоя запаздывала, что беспокоило Неточку. Она боялась, что «перемена скоро закончится, и их всех снова погонят в класс», а она не успеет рассказать подруге свою тайну.
Неточка была рада увидеть Зою и поспешно приблизилась к ней, почти сбив с ног молодую первоклашку. Зоя встретила это безразлично, не проявив никакого интереса к "ужасной тайне" - первым стихам, написанным Неточкой в порыве вдохновения. Начинающая поэтесса совсем не ожидала такой реакции и решила, что её подруга - "бессердечное, холодное существо". Неточка даже прочитала свои стихи, но даже после этого Зоя не проявила ни малейшего восторга, наоборот, она критиковала стихи, которые Неточка назвала декадентскими.
Незнаяга была глубоко разочарована в выборе своем и очень сожалела, что доверила такую важную тайну неподходящей для нее Зое. На уроке русского языка она так захватывающе читала свои стихи, что это заметил учитель, и попросил листок. К ужасу Незнаяги, он прочитал стихи вслух всему классу, и в его исполнении они уже казались совсем не эстетичными, а плоскими и неподготовленными — « совсем, совсем плохие стихи ». Но, что еще хуже, учитель « с явной иронией » прокомментировал грамматические ошибки. Незнаяге было очень стыдно, и она « внутренне клялась никогда не писать стихи в жизни ».
Итог
Произведение учит бережно относиться к юным талантам, ведь любое неосторожное слово может погасить творческий огонек в их сердцах. Чувственный учитель уничтожил в Незнаяге маленького создателя и тем самым лишил ее радости творческого полета.
После ознакомления с кратким пересказом «Тайна» рекомендуем ознакомиться с полной версией произведения.