«Анна на шее» — краткое содержание

«Анна на шее» - краткое содержание
Новое

Антон Чехов — 9 класс — 9 мин.

Созданный в 1895 году рассказ Антона Павловича Чехова "Анна на шее" – яркий образец критического реализма в литературе. Несмотря на напряженность сюжета, произведение не лишено искрометного чеховского юмора и тонкой иронии. Сатирически изображены не только Модест Алексеевич и его сиятельство, но и сама Анна. С первых страниц рассказа она предстает отнюдь не беспомощной жертвой обстоятельств, а довольно расчетливой особой. Как только Анна получает желаемое: деньги, положение в обществе и внимание окружающих, она забывает о своих нуждающихся родственниках, с головой окунаясь в пучину удовольствий.

Ознакомиться с кратким содержанием рассказа "Анна на шее" вы можете прямо на нашем сайте, регистрация не требуется.

Место и время действия

Действие рассказа разворачивается в конце XIX века в одном из городов Российской империи.

Главные герои

    ## Персонажи пьесы

    • **Модест Алексеич** – немолодой, 52-летний чиновник, обладающий солидной комплекцией: «среднего роста, довольно полный, пухлый», при этом «держался солидно».
    • **Анна** – совсем юная особа, которой недавно исполнилось 18. Вышла замуж за Модеста Алексеича, руководствуясь, в первую очередь, меркантильными соображениями.

    Второстепенные действующие лица

    • **Петя и Андрюша** – гимназисты, младшие братья Анны.
    • **Петр Леонтьевич** – отец Анны, зарабатывающий на жизнь преподаванием чистописания и рисования в гимназии.
    • **Артынов** – импозантный «богач, высокий, полный брюнет», завсегдатай светских мероприятий, известный своим донжуанским нравом. Оказывал знаки внимания Анне.
    • **Его сиятельство** – непосредственный начальник Модеста Алексеича.

    Сюжетные перипетии

    Действие первое

    Скромность венчания поражала: даже лёгкой закуски не подали. Молодожёны сразу же отправились на вокзал, чтобы, как поговаривали, совершить паломничество. Модест Алексеич выбрал в жёны совсем юную девушку, и шептались, что поездка в монастырь была задумана им как демонстрация: даже в браке он ставит «религию и нравственность превыше всего».

    Отец Анны, нетрезвый и с глазами, полными слёз, пытался что-то сказать дочери на прощание, но братья девушки, Петя и Андрюша, смущённо одёргивали его.

    Оставшись наедине с молодой супругой, Модест Алексеич вспомнил один случай. У его знакомого была жена, известная своим крутым нравом, которую тоже звали Анной. И когда этому знакомому вручали орден Святой Анны второй степени, его сиятельство сострил: «Вот у вас теперь и три Анны: одна в причёске, две на шее» (орден полагалось носить на шее). Модест Алексеич всей душой надеялся, что в его адрес подобные шутки от его сиятельства не последуют.

    Вот перефразированный текст с сохранением HTML-разметки:

    Анну охватывали чувства страха и отвращения. Она вспоминала, как мучительно проходило венчание. Никто из окружающих не понимал, зачем она решила выйти замуж за «этого пожилого, неинтересного господина». Девушка чувствовала себя обманутой. Свадебное платье пришлось заказывать в долг, а Модест Алексеич так и не помог её семье. Анна даже не была уверена, что у отца и братьев есть что-то на ужин.

    Отец Анны был преподавателем рисования и чистописания в гимназии. После смерти матери он сильно запил, наступили трудные времена, его даже хотели уволить. Знакомые женщины поспешили подыскать для Анны жениха – Модеста Алексеича. Девушка надеялась, что он заступится за её отца и не допустит его увольнения.

    Состав затормозил на крохотной станции. Юная женщина ступила на перрон. Приметив людей в форме и вальяжного Артынова, хозяина дачи, она пустилась в кокетство. Настроение взлетело до небес, и до самого монастыря дама пребывала в благодушном расположении духа.

    В городе Анна и Модест Алексеич занимали казенное жилье. Оставшись в одиночестве, девушка музицировала, погружалась в чтение, а порой и плакала от нахлынувшей скуки. За трапезой Модест Алексеич разглагольствовал о важности труда, о том, что семейная жизнь - не праздное развлечение, а обязанность, и что каждый должен нести свой крест ответственности.

    Анна частенько навещала отца и братьев, но их взгляды словно упрекали ее в браке по расчету. Ее изысканные наряды вызывали у них чувство неловкости и даже оскорбления. За обедом отец неизменно позволял себе лишнего, а в праздничные дни услаждал слух игрой на фисгармонии.

    Анна и её муж иногда посещали театральные представления. «В перерывах между актами он не позволял ей отходить от себя ни на шаг». Модест Алексеевич заставлял жену кланяться людям, занимающим более высокое положение в обществе. Анна стеснялась просить у мужа деньги, а он, в свою очередь, не баловал её. «Она подчинялась всем желаниям мужа и возмущалась на себя за то, что он обманул её, как последнюю глупышку». Денежных средств у неё стало меньше, чем до замужества. Иногда муж дарил Анне украшения, но регулярно проводил «ревизию», проверяя, всё ли на своих местах.

    Лишь однажды Пётр Леонтьевич попросил у Модеста Алексеевича в долг 50 рублей. Тот дал деньги, но сказал, что больше не одолжит, пока мужчина не бросит пить. Каждый раз родным Анны приходилось выслушивать нотации от Модеста Алексеевича, хотя он им денег не давал.

    II

    Близился зимний бал, и Модест Алексеич, вручив Анне сотню рублей, настоял, чтобы она заказала себе особенное платье. Девушка задумала явиться на балу в наряде, достойном её покойной матери – известной модницы, сумевшей передать дочери секреты обольщения.

    В ослепительном свете люстр, в окружении сливок общества, Анна впервые ощутила себя не просто юной особой, а истинной дамой. Близость пожилого супруга не казалась ей унизительной, скорее придавала флёр пикантной загадочности.

    Мужчины осыпали Анну знаками внимания, приглашения на танцы следовали одно за другим. Сам его сиятельство почтил её просьбой принять участие в благотворительном базаре. Присутствовавший там Артынов с готовностью тратил сотни на шампанское и угощения для очаровательной собеседницы. Анне казалось, что вся эта шумная, сверкающая жизнь создана специально для неё. Она ловила себя на том, что испытывает неловкость, видя рядом своего "обыкновенного", да ещё и подвыпившего отца. Когда же её, наконец, провожали домой, на дворе уже светало.

    На следующий день Анну навестили Артынов и его светлость, чтобы поблагодарить ее за участие в базаре. Наконец, приехал и ее супруг. Модест Алексеевич смотрел на жену с «заискивающим, сладким, холопски-почтительным выражением», к которому она уже привыкла в присутствии влиятельных особ. Понимая, что ей ничего не грозит, девушка дерзко сказала ему: «Убирайтесь, болван!»

    После этого у Ани не было свободной минуты. Она возвращалась домой ранним утром. Анна не стеснялась брать у мужа деньги и тратить их по своему усмотрению.

    Когда на Пасху Модест Алексеевич получил орден Анны второй степени, его светлость заметил: «Значит, у вас теперь три Анны, одна на груди, две на шее». Модест Алексеевич, пытаясь быть остроумным, ответил, что теперь им остается ждать рождения маленького Владимира, намекая на орден Владимира четвертой степени, но его светлость уже не слушал мужчину.

    Горе Петра Леонтьевича не знало границ. С каждым днем он все глубже топил свою печаль в вине, а семейная казна опустела настолько, что пришлось расстаться с фисгармонией, чтобы утолить жажду кредиторов. Сыновья, Петя и Андрюша, видя тщетные попытки отца вернуть Анну, с мольбами бросались к нему, едва завидев ее на улице: «Не надо, папочка… Прошу тебя, папочка…»

    Каков же итог этой истории?

    Модест Алексеич, обласканный вниманием Анны, становится обладателем ордена Анны второй степени.

    Анна, опьяненная блеском светской жизни, превращается в завсегдатая салонов, с легкостью тратя деньги мужа. Отец и братья для нее — лишь призраки прошлого.

    Петр Леонтьич, Петя и Андрюша остаются одинокими в своей нищете, позабытые и покинутые Анной.

    Вместо заключения

    Вместо сухого "заключения" предлагаю читателю самому провести черту под этой печальной историей и поразмышлять о цене успеха, силе семейных уз и горечи предательства.

    Главная героиня повести «Анна на шее» - юная и тщеславная Анна. Вначале кажется, что брак по расчету станет настоящей трагедией, которая уничтожит ее молодость. Однако сцена, где девушка сразу после свадьбы кокетничает с офицерами на вокзале, показывает, что для нее важнее всего общественный успех. Добившись этого после бала, Анна меняется на глазах, и перед читателем раскрываются ее отрицательные черты.

    Данный пересказ «Анны на шее» поможет учащимся подготовиться к уроку литературы и быстро освежить в памяти сюжет произведения.

Бесплатный вебинар
Бесплатный вебинар
Бесплатный вебинар
Для родителей Для подростков

Определите, что мешает получать пятёрки

  • Оставьте заявку на вводный урок
  • Получите бесплатную оценку знаний ребёнка
  • Узнайте конкретные шаги, чтобы поднять успеваемость