«Журавлиный крик» — краткое содержание

«Журавлиный крик» - краткое содержание
Новое

Василь Быков — 8 класс — 13 мин.

В 1959 году была создана повесть "Журавлиный крик" Александра Быкова. Сюжет повествует о группе шестерых красноармейцев, которым пришлось провести осень 1941 года в сторожке на железнодорожном переезде. Это история о простых людях, их радостях, горестях, страхах, переживаниях и внутренней борьбе.

Для более глубокого изучения произведения и подготовки к уроку литературы рекомендуется прочитать краткое содержание "Журавлиного крика" онлайн по главам. Пересказ произведения также будет полезен для составления читательского дневника.

Место и время происшествий

События повести разворачиваются в России в осень 1941 года, в сторожке на железнодорожном переезде, точное местоположение которого не указано.

Основные персонажи

  • Григорий Карпенко - старшина, командир маленького отряда, решительный и принципиальный мужчина.
  • Борис Фишер– эксперт по итальянской скульптуре, высокого роста, сутулый, не приспособленный к жестокой реальности.
  • Василь Глечик– самый молодой солдат в отряде, тихий и скромный парень.
  • Витька Свист– жулик, решивший резко изменить свою жизнь.
  • Иван Пшеничный– сын кулака, озлобленный на весь мир молодой человек.
  • Алик Овсеев– избалованный, хитрый карьерист.

Краткое содержание

Глава 1

Шестеро бойцов Красной армии были назначены на задачу – занять позиции на железнодорожном переезде и перекрыть дорогу на сутки. Предоставив солдатам "противотанковые гранаты, патроны к пэтээру", командир пожелал им удачи и ушел.

Глава 2

Бойцы, повинуясь Карпенко, собрались вместе и начали работу. Единственный, кто отсутствовал, был Фишер, пребывая в унынии и затихшей атмосфере, перелистывал страницы какого-то произведения литературы. В цивильной жизни он был экспертом в области искусства, специализируясь в итальянской скульптуре. Своей безразличной и неприспособленной натурой Фишер раздражал активного старшину.

Глава 3

Первый, кто услышал приближение немецких войск, был Пшеничный. Бойцы, испытывая тревожное предчувствие, расстраивались при каждом звуке выстрела, стремясь услышать все более ясно. Пшеничный предложил уйти, чтобы избежать неприятностей, однако старшина сразу же пресек эту беседу.

Глава 4

Пшеничный для себя решил пойти на службу к немцам. Он начал вспоминать свою тяжелую жизнь. Его отец был сильным и богатым крестьянином, крепаком, и даже в трудные времена у них всегда было достаточно еды. Строгий и требовательный, он "безжалостно учил сына простым земледельческим навыкам".

Иван подружился с местным парнем - батраком Яшкой Терехом. Став взрослым, Яшка служил два года в Красной Армии. Возвращаясь в родную деревню, он стал другим человеком и быстро стал лидером среди молодых людей и девушек в борьбе за рабочий класс. Яшка старался настроить Ивана против его отца, которого он называл крестьянским эксплуататором.

Не прошло много времени, как Пшеничных сделали официально бесправными и отправили в далекую Сибирь. Ивану каким-то образом удалось избежать той же участи и он решил, что единственный путь для него - это поступление в техникум. Однако, его отвергли на экзаменах, объяснив это тем, что он "сын кулака". Такой отказ был для Ивана огромным ударом. Все прошлое стало погоней за молодым и работящим парнем - его не приняли в комсомол, его бывшие друзья отвернулись, когда узнали о его происхождении. Постепенно Иван окружил себя стенами ненависти и недоверия к окружающим, сформулировав свой собственный волчий принцип: "Только я сам, только для себя, несмотря ни на что".

Глава 5

Вечерний ливень начался, но героические бойцы не прекращали рыть траншею. Старшина был неутомим, постоянно думая о том, что если немцы решат напасть на них, то их отряду придется принять горькую участь. Овсеев подтвердил его страшные предчувствия, объяснив, что генералы оставили их на этом месте как заслон или, проще говоря, пожертвование.

Глава 6

К полуночи траншея была окончательно готова. Уже к тому времени Свист успел разогреть печку в полуразрушенной сторожке. Он сумел приготовить ужин и накормить отважных бойцов. «Изнеженный насыщенностью Свист» признался товарищам, что два года провел в лагере из-за «проблемы с географией».

Глава 7

Говорят, что Свист родился в прекрасном городе Саратове. Когда вырос, Витька устроился на подшипниковом заводе, где трудилась и его мать. Но работа на заводе скоро надоела ему, словно горькая редька. В это время он познакомился с Фроловым, который предложил ему работу в хлебном магазине. Благодаря Витьке, Фролов начал тайно продавать поддельный хлеб, щедро вознаграждая его за помощь. Благодаря этому деньги стали появляться у Свиста, и он с увлечением начал заниматься фотографией, даже думая о поступлении в фотоартель. Но всё изменилось, когда Витька влюбился в прекрасную Лельку, на которую также обратил внимание Фролов. Из-за нее между лидером банды и Витькой произошла драка. Свист рассказал в полицию обо всех махинациях с хлебом и сдал всех мошенников. Следующие два года он провел на лесоповале в Сибири, а после амнистии устроился матросом на рыболовецкое судно. Когда война началась, он решил не сидеть в тылу и отправился добровольцем на фронт.

Глава 8

СтарШинА назначилА в карауле Овсеева. Под проливным дождём он размышлЯл о предстоящем днЕ. В полку Овсеев был известен как одиночка – он считал, будто он гораздо умней и интеллектуАльнее своих однополчан, и явно презирал необразованных и грубых бойцов. Ему казалось несправедливым погиБнуть так глупо молодыМ, прожив лишь двадцать лет.

Алик Овсеев был известен в школе как одаренный ученик. Уже тогда он осознал, что он особенный и его мать, которая была женщиной «не очень молодой, но очень доброй», уверена в том, что он истинный гений. Алик попробовал разные виды искусства и спорта, но понял, что там нужны упорство, самоотверженность и труд, в то время как он искал легких побед. После школы он поступил в артиллерийское училище, но никто не признавал его особенности. Он мечтал о славе и подвигах, но понял, что война не романтична. Тогда он решил выжить любой ценой.

Глава 9

После сдачи смены Пшеничному, Овсеев приступил к своему обеду - порции каши. Возник разговор между бойцами о наличии нормальных людей среди немцев, которые не поддерживают Гитлера. Один утверждал, что после победы все немцы должны быть уничтожены безразлично, а другой считал, что каждого нужно оценивать индивидуально.

Глава 10

Самым юным из всех бойцов, кто сражался, был парень по имени Василь Глечик. В ходе войны его душа "порядком ожесточилась, и мелкие невзгоды жизни перестали привлекать его внимание". Его детство было спокойным и безмятежным. Однако все изменилось в один день, когда его отца убило электрическим током. Для семьи Глечиков начались тяжелые времена – мать еле сводила концы с концами, самостоятельно воспитывая Васю и его младшую сестру, Настю. Через некоторое время "мать неожиданно подняла настроение" и привела домой зрелого мужчину-бухгалтера с завода. Василь сразу понял, что он не может оставаться здесь. Он сбежал из дома и поступил в школу ФЗО в Витебске. Когда началась война, его отчим ушел на фронт, и Васюша сначала захотел вернуться домой, чтобы поддержать мать, но до того момента немцы уже приблизились к Витебску, и у Глечика не оставалось выбора, кроме как добровольно пойти в армию. Теперь он мучается одной мыслью – что он предал и оставил мать в беде.

Глава 11

Тем временем в хуторе все уснули. Карпенко видел странный и мрачный сон, в котором он увидел своего отца и трех старших братьев. Отец, крепкий крестьянин, не хотел делить землю между всеми сыновьями. Он отдал землю Алексею, а остальных отправил искать свою удачу. Григорий пошел служить в армию, принял участие во Финской войне и после демобилизации был назначен заместителем директора льнозавода и получил квартиру. Вскоре Карпенко женился на Кате, молодой учительнице местной начальной школы. Он с нетерпением ждал появления ребенка в семье, когда началась война.

Глава 12

Фишер родился в Санкт-Петербурге и с ранних лет начал заниматься рисованием. Он быстро понял, что не станет великим художником и решил изучать искусствоведение. В двадцать пять лет Борис стал кандидатом наук в области искусствоведения.

Неудивительно, что в армии Фишер ощутил себя безрассудным птицей, неудачником, неспособным к чему-либо. Он заметил, что тяжелая военная жизнь все больше и больше истерлила его индивидуальность, которая так страстно жаждала красоты. С грустью Фишер понял, что все свои лучшие годы он посвятил искусству, в котором, оказалось, никто не был заинтересован.

Глава 13

Пшеничный сменил Овсееву на должности. К тому моменту он уже эмоционально подготовился к предстоящему плену. Иван мечтал проявить себя перед новыми господами, показать свою верность, раскрыть все свои навыки. Увидев немцев на дороге, Пшеничный своим видом показал готовность к сдаче. Однако солдаты не проявили к нему никакого интереса и хладнокровно расстреляли.

Глава 14

Пшеничный был поражен пулеметной очередью, которая разбудила Фишера из его сонного оцепенения. Вскоре Фишер услышал шум мотоциклетных моторов. Придя в себя, Фишер осознал свои обязанности и был решительно настроен выполнить их до конца. Он был неопытным стрелком и, выстрелив в направлении проезжающих мотоциклистов, не нанес им никакого вреда. Поуспокоившись, Фишер прицельнo выстрелил и удивительным образом попал в немецкого офицера. Это был единственный подвиг ученого, за который немцы застрелили его воочию.

Глава 15

Солдаты готовились к атаке и ждали, когда транспортеры подойдут ближе к их укрытию. Небольшой отряд смог отразить первую волну приближающейся немецкой техники, и это победа подбодрила их. Однако после того, как "короткое радостное возбуждение быстро прошло", солдаты начали готовиться к следующей атаке.

Глава 16

Алик Овсеев, несмотря на свою нерешительность, смог распознать местонахождение Пшеничного. Он сожалел о своем несмелом поступке, отказавшись повторить подвиг Ивана. Свист быстро направился к разрушенному транспортеру и вскоре вернулся с добычей: новым пистолетом-пулеметом, патронами, а также золотыми часами, которые подарил старшине. Карпенко неожиданно разбил подарок о камень, сильно смутив Свиста.

Глава 17

Старшина вручил Овсееву немецкий пулемет, но тот был крайне несчастен по этому поводу. Он уже хорошо знал, что пулеметчики - это одни из первых, кто погибает на поле боя. В этот раз на дороге заметили танки. Первым же выстрелом немцам удалось повредить единственное орудие в отряде и серьезно ранить старшину. Свист, бросившись под вражеский танк с противотанковой миной, погиб.

Глава 18

Глечику было несносно осознавать смерть Свиста и ужасное положение старшины. Овсеев решил воспользоваться коротким перерывом в схватке и побежал к спасительному лесу. Глечик дрожащими руками ухватил пулемет и, «почти без прицела, выпустил вдогонку беглецу все, что оставалось в магазине».

Глава 19

Оставшись в одиночестве, Глечик уже не испытывал страха. Он равнодушно готовился к бою, когда его привлекли «изумительно печальные звуки». Подняв глаза, Глечик увидел журавликовый клин, который упорно пытался догнать «отсталого, должно быть, раненого, журавлика». Исключительно ясно Василь понял, что этот журавлик – это он сам, и он уже никогда не сможет догнать свою стаю. Услышав грохот приближающихся танков, он взял в руки единственную гранату и начал ожидать…

И как все закончилось?

Григорий Карпенко— серьезно ранен еще в самом начале битвы.

Борис Фишер— был расстрелян немецкими солдатами рядом, но перед этим он смог тяжело ранить одного из них.

Василь Глечик— остался один на поле битвы и ожидает свою последнюю схватку с гранатой в руке, одновременно слушая крики пролетающих журавлей.

Витька Свист— погиб, когда бросился под вражеский танк с бронебойной миной.

Иван Пшеничный— решил сдаться немцам в плен, но их пулеметные выстрелы прервали его намерение.

Алик Овсеев— нашел удобный момент в битве и скрылся в лесу, чтобы отдохнуть.

Заключение

В своем произведении Быков старался показать без украшений и лишней громкости "обычную" сторону войны, жизнь простых людей со всеми их слабостями, мечтами и надеждами, которые так и не сбылись.

Для тех, кто ознакомился с кратким изложением "Журавлиного крика", настоятельно рекомендуется прочитать полный рассказ.

Бесплатный вебинар
Бесплатный вебинар
Бесплатный вебинар
Для родителей Для подростков

Определите, что мешает получать пятёрки

  • Оставьте заявку на вводный урок
  • Получите бесплатную оценку знаний ребёнка
  • Узнайте конкретные шаги, чтобы поднять успеваемость