«Сон Обломова» — краткое содержание

«Сон Обломова» - краткое содержание
Новое

Иван Гончаров — 10 класс — 6 мин.

Глава 9 «Сон Обломова» Гончарова является одним из замечательных эпизодов романа «Обломов», написанного в 1859 году. Сон Обломова отображает различные периоды жизни главного героя и помогает раскрыть его личность и мотивы поступков.

Рекомендуем прочитать краткое содержание «Сна Обломова» онлайн на нашем веб-сайте. Рассказ этого эпизода будет полезен при подготовке к уроку литературы.

Место и время действия

События этой главы происходят в 1820-х годах в деревне Обломовка.

Основные персонажи

  • Илья Ильич Обломов– зрелый мужчина, дворянин, который во сне переносится в свое детство и юность.

Другие персонажи

  • Родители Ильи– доброжелательные, заботливые родители, которые старательно охраняли сына от внешних влияний.
  • Любящая няня - это старушка, которая запомнилась Илье как та, кто всегда рассказывала волшебные сказки.
  • Господин Штольц - немецкий учитель Ильи, человек, известный своей строгостью и требовательностью.

Краткое содержание

Обломов видит во сне прекрасные места, которые "представляют собой ряд живописных и радостных пейзажей". Там все кажется наполненным счастьем, миром и спокойствием. В этом уголке живут несколько деревень, где царит "спокойствие и тишина", не нарушаемые никакими мирскими проблемами. Крестьяне два раза в год ездят на ярмарку, но кроме этого они ни с кем не связаны. Они слышали о Москве и Петербурге, а за пределами Петербурга живут французы и немцы, а дальше начинается мрак, населенный монстрами и существами с двумя головами.

В этот таинственный уголок погрузился во сне Обломов. Владения Обломовых состояли из двух деревень - Сосновки и Вавиловки, которые обычно называли Обломовкой. Ранним утром Илья Ильич проснулся в своей маленькой кроватке в детской комнате. Ему было только семь лет, и добрая няня сразу же начала его одевать, умывать и причесывать. Мать ласково обняла своего любимого сына и поцеловала его, после чего все собрались пить чай. За столом маленький Илюша стал центром внимания для родственников, каждый из которых старался побаловать мальчика и угостить его чем-то вкусным.

Затем, под строгим наблюдением няни, любознательный и оживленный мальчик отправился на прогулку. Весь день женщине приходилось бегать за своим беспокойным подопечным, который постоянно стремился оказаться в самых "опасных" местах. Она всем сердцем любила Илюшу, и эта ежедневная суета не утомляла ее.

После достаточного количества беготни и прыготни, Илюша устремился к пристальному наблюдению за окружающим его миром. Как губка, он впитывал разнообразные явления, которые глубоко проникали в его душу, развивались и процветали вместе с ним.

Родители Илюши также не сидели бездельничать: старик Обломов, крепко сидящий у окна, контролировал каждый шаг слуг, а мать отдавала им бесконечные поручения. Ее "основной заботой была кухня и обед", подготовка к которому начиналась сразу после утреннего чаепития. В Обломовке большое внимание уделяли заботе о пище. Здесь выращивали самых пышных гусей и индюшат, выпекали самые вкусные пироги, делали лучшие соленые и вареные изделия в округе.

После ланча наступало время, которое все называли «часом всеобщего послеобеденного сна». Весь дом погружался в состояние оцепенения, и Илюша всегда пользовался этим. Он свободно взбирался на голубятню, исследовал сад, канаву, а также выбегал за ворота. После сна все члены семьи собирались за чаем, а затем занимались своими делами. По наступлении сумерек приходило время для ужина, после которого весь дом погружался в блаженный и спокойный сон.

Потом Обломову приснилась другое время. Зимние снежные вечера, когда за окном бушевала метель, няня рассказывала ему чудесные сказки, которые навсегда завладели его воображением. В этих сказках все происходило само собой, магическим образом. Когда Илья Ильич вырос, он нередко грустил о том, "почему жизнь не сказка, а сказка не жизнь".

Далее Обломов увидел себя подобно юному мальчику, возрастом около тринадцати или четырнадцати лет. Он получал образование в пансионе, который руководил некий немец по имени Штольц. Тот не только обучал его грамоте, но и пытался избавить его от его изнеженной натуры. Действительно, немец был дисциплинированным и строгим человеком, и возможно, Илюша стал бы более разумным и умным под его руководством, если бы не то обстоятельство, что родная Обломовка находилась слишком близко от пансиона. Мальчик перенимал от своих родителей медленный и нерасторопный образ жизни, потому что они сами не стремились ни к каким достижениям и не ставили перед собой никаких целей. Они не жаждали ни изменений, ни новых возможностей. Воспитывая сына, их единственной заботой было, чтоб было ему всегда весело и что он ел вдоволь.

Когда мать отправляла Илюшу на неделю в пансион, она старалась предоставить ему разнообразные еды, потому что знала, что его не будут надувать в плане питания в пансионе. Каждый раз, когда наступал подходящий момент – будь то праздник, приход гостей или плохая погода – она предпочитала оставлять сына дома надолго.

Убедившись, что для получения званий, наград и денег нужно "только учиться", преданные родители хотели "как-нибудь получить аттестат, в котором было бы сказано, что Илюша прошел все науки и искусства".

Так Илья и вырос, словно цветок в теплице. Он стремился активно познавать мир, играть, веселиться и играть в снежки со своими деревенскими друзьями, но родители видели в этой живости характера только опасность для его здоровья и тщательно одевали мальчика в теплые одеяла.

Вывод

Сновидение главного героя играет важную роль в понимании его характера и помогает понять причины возникновения в обществе явления "обломовщины". Бездеятельность, отсутствие желания и навыков в труде, душевная окоченелость Обломова были результатом его воспитания.

После ознакомления с кратким пересказом "Сна Обломова" рекомендуется прочитать этот фрагмент в его полной версии.

Бесплатный вебинар
Бесплатный вебинар
Бесплатный вебинар
Для родителей Для подростков

Определите, что мешает получать пятёрки

  • Оставьте заявку на вводный урок
  • Получите бесплатную оценку знаний ребёнка
  • Узнайте конкретные шаги, чтобы поднять успеваемость