b733e4
Modal window id: popup-shopall

«Парадокс» — краткое содержание

«Парадокс» - краткое содержание
Новое

Владимир Короленко — 8 класс — 8 мин.

В 1894 году Александр Короленко написал рассказ «Парадокс» всего за один день. Это произведение затрагивает вопросы человеческой судьбы и смысла жизни. Мотивом для написания этой книги послужила семейная трагедия писателя – годом ранее он потерял свою дочь, и эта потеря оказалась непереносимой для него.

Для более глубокого понимания произведения рекомендуется ознакомиться с кратким содержанием «Парадокса» по главам.

Место и время событий

Действие рассказа разворачивается на Украине, в одном из домов, где проживают два мальчика, и его окрестностях, предположительно во второй половине XIX века.

Modal window id: popup-professionsbox

Главные герои рассказа

  • Ян Криштоф Залуский – мужчина преклонного возраста, который потерял руки и все же научился принять мудрость жизни.

Другие персонажи

  • Братья - это парни, десятилетний и восьмилетний, они близкие родственники, и для них знакомство с Залуским было настоящим открытием.
  • Мать и отец братьев - это заботливые и любящие родители.
  • Лакей Павел - работник, который служит в доме мальчиков.
  • Матвей - это родственник Залуского, который возит его по городам и помогает ему зарабатывать деньги.

Краткое содержание

Глава 1

Десятилетний мальчик со своим младшим братом часто проводил время во дворе, где они ловили настоящую рыбу из большой ямы с гнилой водой. Они находились в том удивительном возрасте, когда не имели ни малейшего представления о своем предназначении в жизни.

В уголке двора, братцы устраивались на несколько часов для того, чтобы заниматься рыбной ловлей. Место это было особенно привлекательным и стимулирующим к пребыванию. Весьма отдаленное от хозяйственных построек, огородов, садов, домов и дворов, оно практически никогда не нарушалось кем-либо и особенно беспокоиться о придворных не приходилось.

Вершине мусорной горы, расположенной поблизости, лежал «старый и претоптанный каркас, будто бы принадлежащий какой-то необыкновенной экспедиции». Юноши легко проникали внутрь него, воспроизводя себя в образы отважных героев, готовых отправиться на захватывающие приключения.

Это место представляло собою «целый свет» , в который молодые люди погружались всякий раз с возможностью, и с которым попросту не хотелось расставаться.

Главная часть 2

В один день любимое занятие друзей, рыбная ловля, было прервано внезапным появлением слуги Павла, который призвал их немедленно вернуться домой. Павла к охотникам не отправляет исключительно по весомым причинам, поэтому ребятам пришлось принять бдительную позицию.

Лакей, выходивший «из реального мира», нарушил гармонию волшебного маленького мира братьев. Он с удивлением и неподдельным презрением осмотрел их самодельные удочки и заметил, что их нужно делать из орешников и конского волоса, а медные булавки в качестве крючков не подходят.

Ребята слезли со забора и «тихо двинулись к дому».

Глава 3

У парадного входа дома «толпилась собрание» . Почти все жильцы поблизости с их прислугой стояли здесь. Мальчики испуганно переглянулись: они были уверены, что соседи собрались во дворе из-за какого-то их страшного проступка.

Однако вскоре парни осознали, что все внимание было приковано не к ним, а к странному человеку в небольшой тележке. Это был старик с огромной седой бородой и «острыми, бегающими глазами». Особенно привлекали его ноги – длинные и худые, похожие на паучьи лапки.

Рядом с тележкой стоял человек с длинными усами, который предлагал почтенной публике полюбоваться этим феноменом. Это был «чудо природы, дворянин из Заславского уезда, Ян Криштоф Залуский», у которого «совсем нет рук и он родился таким».

Мальчишки были глубоко поражены узким телом без рук и ног. Между тем Матвей, длинноухий мужчина, продолжал восхвалять своего подопечного, словно товар на базаре. Он рассказал, что несмотря на его физические недостатки, родственник Ян Залуский - очень образованный человек и умеет полностью себя обслуживать.

В качестве доказательства Залуский ловко снял сапог, схватил ногой шапку и снял с головы. Матвей прошел с этой шапкой через толпу и собрал немного мелочи. Калека пересчитал монеты ногой и поблагодарил доброго доктора Дудаера за щедрое пожертвование. Все удивились, откуда узнал Залуский, что куривший поблизости человек являлся доктором, а Залуский ответил, будто знает "прошедшее, настоящее и будущее" каждого человека.

Кроме этого, инвалид продемонстрировал и другие трюки: он перекрестился ногой, причесался гребнем, протянул нитку через иголку и даже послал служанке воздушный поцелуй. Однако его наиболее сильное впечатление произвело, когда он предложил всем желающим за дополнительную плату написать «для внутреннего обогащения и утешения» поучительные афоризмы.

Залуский заметил мальчиков и предложил старшему из них подойти к нему. На кусочке бумаги он записал фразу: «Человек создан для радости, точно так же, как птица для полета». Ребята не поняли смысла этого афоризма, но в глазах их матери они увидели одобрение. Отец, с другой стороны, отметил, что это высказывание из уст инвалида больше похоже на парадокс.

Часть IV

Женщина, которая воспитывала двух мальчиков, решила пригласить калеку и его родственника на обед. После этого, когда они закончили есть, они вежливо поблагодарили хозяйку за еду и ушли. Братья решили следовать за ними и увидели, что когда калека увидел старого нищего и маленькую девочку, он попросил одного из мальчиков дать им монету. Это было непросто для брата отдать свои деньги, но он согласился.

Заметив братьев, калека расхохотался и сказал им, что у него есть двое племянников, которых он кормит. Калека попросил мальчиков не забывать, что счастье - это то, для чего созданы люди.

Братья вернулись в свою уголок и начали заниматься рыбалкой, но эта привычная игра уже не доставляла им такого же удовольствия. Ночью они плохо спали, просыпались и плакали без причины. А мать в это время вставала и крестила их, стараясь защитить их от "первых неприятностей в жизни, которые так остро уязвляют детские сердца и умы..."

Итак, что произошло в итоге?

Ян Криштоф Залуский смог убедить Матвея дать монету нищему старику, который находился с маленькой девочкой, и продолжил свое путешествие.

Братья, после столкновения с противоречием, испытывают беспокойство и неспокойно спят. Они чувствуют, что стали немного старше за один день.

Матвей неохотно раздает монету нищему старику с девочкой по настоянию Залуского.

Выводы

В центре произведения Яна Залуского лежат философские размышления о смысле жизни. Человеческое стремление к справедливости и добру не зависит от благополучия и состояния здоровья.

Краткое пересказывание "Парадокса" будет полезным для ведения читательского дневника и подготовки к уроку литературы.

Комментарии

Открыть диалоговое окно с формой по клику
Бесплатный вебинар
Бесплатный вебинар
Бесплатный вебинар
Для родителей Для подростков

Определите, что мешает получать пятёрки

  • Оставьте заявку на вводный урок
  • Получите бесплатную оценку знаний ребёнка
  • Узнайте конкретные шаги, чтобы поднять успеваемость