«Обелиск» — краткое содержание

«Обелиск» - краткое содержание
Новое

Василь Быков — 9 класс — 8 мин.

В 1971 году Быков написал повесть "Обелиск". Это произведение посвящено военной тематике, а именно, малозначительным подвигам, которые впоследствии стали основой для великой победы в Великой Отечественной войне.

Чтобы подготовиться к уроку литературы, рекомендуем прочитать краткое содержание "Обелиска" онлайн по главам. Вы можете проверить полученные знания с помощью теста на нашем сайте.

Место и время действия

События повести происходят как во время Великой Отечественной войны, так и в начале 1970-х годов в белорусской деревне Сельцо.

Главные герои

  • Алесь Иванович Мороз– это сельский учитель, который отличается честностью, справедливостью и преданностью своему делу.

Другие персонажи

  • Тимофей Титович Ткачук– человек в возрасте, который в прошлом работал на заводе, а во время войны воевал в партизанском отряде.
  • Павел Иванович Миклашевич– ученик из деревни, благодаря учителю Морозу смог выжить.
  • Коля Бородич– шестнадцатилетний подросток, который является самым старшим и самым преданным учеником своего учителя.
  • Рассказчик– журналист, который рассказывает историю сельского учителя Мороза.

Краткое содержание

Рассказчик случайно встретил своего старого товарища и узнал о смерти учителя Миклашевича из деревни Сельцо в Белоруссии. Уже два года он собирался навестить своего друга, но всегда возникали неотложные дела, мешавшие ему это сделать. Теперь рассказчик спешил на похороны.

Павел Иванович Миклашевич был обычным учителем в сельской местности, не отличавшимся ни в лучшую, ни в худшую сторону от своих коллег. Он пережил страшную трагедию во время войны и сумел выжить, несмотря на опасность, и еще у него была серьезная болезнь, но он никогда не жаловался никому о своих страданиях.

Когда рассказчик приехал в Сельцо, ему рассказали, что Миклашевич работал до самого конца, несмотря на свое тяжелое состояние. На его похоронах рассказчик познакомился с Тимофеем Титовичем Ткачуком, уже на пенсии, но раньше тоже работавшим учителем в Сельце. По пути домой рассказчик вместе с новым знакомым нашли небольшой, но ухоженный обелиск, на котором была черная табличка с именами пятерых школьников, совершивших подвиг. Они начали разговор, и рассказчик узнал историю Миклашевича от Ткачука, его бывшего коллеги.

До начала войны Тимофей Титович занимал должность заведующего в районе, а в местной школе преподавали Мороз и одна старая польская женщина под названием Подгайская, пани Ядя. Она постоянно жаловалась Ткачуку на молодого учителя, который не держит дисциплину, не ведет себя с учениками как равный, не учит с достаточной строгостью, и не выполняет программу наркомата.

В один прекрасный день Тимофей Титович заглянул в сельскую школу и остался очень доволен: учитель поддерживал порядок в школе, заботился о учениках и имел прогрессивные взгляды на систему образования.

Алесь Иванович внушал своим подопечным чувство собственного достоинства, учил их справедливости и состраданию к ближним. Он не только внушал им правильные истины, но и сам был примером достойного человека во всех отношениях.

Один раз Тимофей Титович был в курсе, что Мороз приютить подопечного, которого папа постоянно избивает. Этот подопечный оказался быть "Павликом, Павел Иванович, будущим товарищем Миклашевичем". Вскоре Ткачук вызвал прокурора и приказал отправиться к Морозу с охранником и забрать ребенка у отца. Миклашевич-старший с грубой силой забрал ребенка у учителя и, не считаясь с множеством свидетелей, начал бить его кожаным ремнем. Не выдержав, Мороз выступил в защиту беспомощного ученика. Скоро он выиграл дело в суде, и Миклашевич-старший потерял свои родительские права.

Среди старших учеников сельской школы особо выделялся Коля Бородич - "порядочный парень с упрямым и молчаливым характером", который очень любил своего учителя. Один раз Алесь Иванович взял на себя вину за проступок, совершенный Колей, и с того момента жители со всей округи стали "воспринимать Мороза, как своего преданный союзник".

Внезапно, с неожиданностью, словно удар грома, война накрыла это село. В течение третьего дня белорусское село стало под контролем фашистов. Многие жители приняли их приход с лояльностью и даже некоторые стали полицейскими при новом правительстве.

Интересуясь судьбами жителей Сельца, Ткачук был поражен, когда узнал, что Мороз остался в деревне и продолжил обучение всех детей с разрешения немецких властей. Тимофей Титович сомневался в учителе, но после личной встречи он осознал, что тот не предатель, а "честный, добрый человек", который главным образом заботится о детях.

Когда Морозу удалось удивительным образом достать радиоприемник, он стал "дважды в неделю передавать сводки в отряд". Изначально все шло хорошо, и Алесь Иванович помогал советским солдатам насколько мог. Однако однажды местный полицейский донёс на него, и в школе появились фашисты. Они осмотрели школу, учеников, провели допрос Мороза:"в течение двух часов задавали различные вопросы", но все обошлось.

После этого инцидента ученики под руководством Коли Бородича решили убить полицейского. Обрезав опоры моста, они устроили так, чтобы машина с немецким офицером и полицейским упала в воду. Планируемую операцию мальчики держали в секрете даже от любимого учителя. Но только маленький Павлик Миклашевич не выдержал и рассказал ему всё.

Фашисты быстро установили, кто был виновником происшествия, и захватили всех мальчиков. Они угрожали, что все они будут повешены, если учитель не явится к коменданту. Алексей Иванович моментально отправился к фашистам, надеясь, что они выполнят свое обещание и отпустят детей на свободу. Однако они не выполнили свое обещание: детей жестоко избивали и приставали к ним, чтобы вытянуть необходимую информацию.

Когда Мороза и мальчиков повели к месту казни, вся деревня собралась вместе. Во время пути учителю удалось отвлечь внимание конвоя и тем самым дать шанс самым младшим, включая Павлика Миклашевича, спастись. Мальчика ранили в грудь - он был полностью бездвижен и выглядел как мертвец. Полицейский ударил его прикладом по голове и выбросил его в водяную канаву. Павлику повезло: ночью его нашла одна бабушка и отправила к его отцу, который, несмотря на свою суровую натуру, сильно огорчился и радостно приветствовал своего сына.

Но пришли они, сотрудники, быстро и расчистили всё, и морозильники через деревянные дверцы забрали хлеб, воду и водку. Он их, конечно, не любил, возникало к силе непреклонной неприязни, но сейчас мы перед ними смиряемся, да и как и не смириться — ведь его поуезжающую родственницу , престарелую мать, наверняка заморозят. Ведь домовая холодильная машина была в том. что была доступна не только для всех.

Он был лениным, а ленинские импотенты за это не гнобят, просто потому что не казалось, что он из города хлеб переносит, а в наличие хлебнув, потом бутылку. Это презрение к презрению могло бы продолжаться многие месяцы пока немецкий хлеб не заполнил метро.

и так в итоге?

Дмитрий Сергеевич Фунтиков — предлагает пойти на хлебоплавильную коробку.

Евгений Валентинович Мустафин — прекрасно себя чувствует на хлебоплавильной коробке.

Светлана Александровна Чередник — больше не умеет работать на хлебоплавильной коробке.

Коля Бородич – вместе с Морозом и остальными ребятами был казнен фашистами.

Заключение

Книга Василя Быкова научит вас, что в моменты сложного выбора важно опираться на свою совесть. Только так ваш выбор будет истинно правильным.

Рекомендуем использовать краткий пересказ "Обелиск" для ведения читательского дневника и подготовки к литературному уроку.

Бесплатный вебинар
Бесплатный вебинар
Бесплатный вебинар
Для родителей Для подростков

Определите, что мешает получать пятёрки

  • Оставьте заявку на вводный урок
  • Получите бесплатную оценку знаний ребёнка
  • Узнайте конкретные шаги, чтобы поднять успеваемость