Modal window id: popup-shopall

«Обелиск» — краткое содержание

«Обелиск» - краткое содержание
5K

Василь Быков — 9 класс — 8 мин.

История создания

Повесть «Обелиск» написана белорусским писателем Василём Быковом в 1971 году (впервые опубликована в 1972 году). Произведение посвящено теме нравственного подвига учителя в годы Великой Отечественной войны. Быков, сам прошедший войну, создал произведение о человеке, который ценой собственной жизни остался верен своему призванию — быть учителем и воспитателем. В 1974 году за повести «Обелиск» и «Дожить до рассвета» Быков был удостоен Государственной премии СССР. Повесть была высоко оценена критиками и читателями как важное произведение о моральном выборе человека в экстремальных условиях.

Персонажи

  • Алесь Иванович Мороз — сельский учитель из Западной Белоруссии, хромой с детства, главный герой повести. Человек высоких нравственных принципов, который считал своим долгом не только обучать детей, но и воспитывать их личным примером.
  • Павел Иванович Миклашевич — бывший ученик Мороза, единственный выживший из группы расстрелянных подростков. После войны работал учителем, всю жизнь страдал от последствий ранения и умер в 36 лет.
  • Тимофей Титович Ткачук — бывший заведующий районо, затем партизан, свидетель и рассказчик истории Мороза.
  • Журналист — от его лица ведётся повествование, приезжает на похороны Миклашевича.
  • Николай Бородич — самый старший из учеников Мороза, организатор покушения на полицая Каина.
  • Братья Кожаны (Тимка и Остап), однофамильцы Смурные (Николай и Андрей) — ученики Мороза, казнённые вместе с учителем. Всего было пятеро учеников.
  • Каин (Федор Гагун) — жестокий полицай, предатель, служивший немцам.
  • Ксендзов — молодой заведующий районо, формальный чиновник, не понимающий сути подвига Мороза.

Краткое содержание

Журналист случайно узнаёт о смерти учителя Миклашевича из села Сельцо. Он испытывает чувство вины, так как два года назад обещал помочь Миклашевичу в каком-то запутанном деле, но так и не приехал, постоянно откладывая поездку. Журналист немедленно отправляется в Сельцо на попутном грузовике с рулонами толя.

На поминках заведующий районо Ксендзов произносит формальную речь об успехах советского народа. Пожилой учитель-ветеран Тимофей Титович Ткачук возмущается тем, что никто не вспоминает Мороза — учителя, связанного с историей Сельца. Он покидает поминки, журналист следует за ним. У обелиска журналист замечает новое имя — Мороз А.И., выведенное белой масляной краской над остальными пятью именами.

Ткачук рассказывает, как в ноябре 1939 года, после воссоединения Западной Белоруссии с БССР, он был направлен в район организовывать школы. В усадьбе пана Габруся в селе Сельцо учитель Алесь Иванович Мороз открыл школу в октябре. Несмотря на физический недостаток (с рождения хромая нога), Мороз был энергичным педагогом, который воспитывал детей не только знаниями, но и личным примером доброты и нравственности. Вместе с ним работала пани Подгайская (пани Ядя) — пожилая учительница.

Мороз взял к себе десятилетнего Павлика Миклашевича, которого жестоко избивал отец. Прокурор Сивак потребовал вернуть мальчика отцу. Когда отец в красном кожухе стал избивать сына ремнём прямо в аллее школы, Мороз не выдержал и вырвал ребёнка из рук отца, заявив, что не отдаст мальчика. После конфликта комиссия определила Павла в детский дом, но Мороз не спешил с выполнением решения, и мальчик остался в школе.

С началом войны в июне 1941 года всё изменилось. Ткачук пытался организовать истребительный отряд, но руководство района сбежало. Немцы быстро заняли территорию — на третий день войны (в среду) они уже были в местечке. Ткачук и несколько учителей ушли в лес, где присоединились к группе окружённых красноармейцев под командованием майора Селезнёва, кубанского казака. Они узнали, что Мороз продолжает работать в школе с разрешения немцев.

Ткачук и прокурор Сивак встретились с Морозом ночью. Учитель объяснил, что продолжает работать в школе, чтобы немцы не оболванивали детей. Мороз согласился помогать партизанам: он слушал радио, записывал сводки Совинформбюро и передавал их через учеников, которые оставляли записки в дупле у лесной сторожки. Эта связь была жизненно важной для партизан, особенно зимой, когда немцев разбили под Москвой.

Один из местных полицаев по прозвищу Каин (Федор Гагун), жестокий предатель, заподозрил Мороза в связях с партизанами. Он устроил обыск в школе во время занятий с немецким офицером из комендатуры, но ничего не нашёл. Ученики Мороза во главе с восемнадцатилетним Николаем Бородичом решили убить Каина. Мороз запретил это делать, но ребята не собирались отказываться от своего плана.

Шестеро учеников — Бородич, Павел Миклашевич, братья Кожаны, двое Смурных (самому младшему, Смурному Николаю, было лет тринадцать) — подпилили столбы небольшого моста через овражек, чтобы подстроить аварию машины, на которой должен был ехать Каин. Машина с Каином, немецким фельдфебелем, солдатом и двумя полицаями действительно провалилась под мост. Погиб немецкий солдат (его придавило насмерть), остальные выжили. Кто-то из полицаев заметил убегающих детей. Всех шестерых схватили.

Немцы пытали подростков и требовали выдать учителя Мороза, угрожая иначе повесить всех ребят. К партизанам ночью прибежала связная Ульяна с лесного кордона с просьбой от матерей спасти детей. Командиры отряда понимали, что немцы всё равно убьют и детей, и учителя, если он придёт. Мороз выслушал их доводы, согласился, что идти — безрассудное самоубийство. Селезнёв сказал: «Через час продолжим разговор». Но через час Мороз исчез из лагеря и пришёл к немцам добровольно рано утром.

Немцы не отпустили детей, когда явился Мороз. Ребята в амбаре упали духом, услышав голос учителя, и до самого конца думали, что схватили его где-то, не зная, что он пришёл добровольно. Под вечер всех семерых вывели на улицу. Когда брат близнецов Кожанов, Иван, попытался напомнить немцу об обещании отпустить ребят, его застрелили. Мороза и мальчиков повели к месту казни. По дороге учитель попытался спасти хотя бы одного — он громко крикнул: «Вот он, вот — смотрите!», отвлёк внимание конвоя и приказал Павлику бежать. Миклашевич прыгнул в кусты, был ранен в грудь, его избили, Каин ударил прикладом по голове и сбросил в канаву с водой, посчитав мёртвым. Мороза и пятерых подростков держали ещё пять дней, а затем повесили в воскресенье, на первый день Пасхи, на столбе у почты в местечке. Закопали в карьере за кирпичным заводом, потом перехоронили поближе к Сельцу.

Павлика Миклашевича партизаны нашли ночью в канаве. Он выжил, но получил сквозное ранение груди и удар прикладом по голове, долго пролежал в талой воде. Всю последующую жизнь он страдал от туберкулёза и сердечной болезни. Миклашевич стал учителем, продолжив дело Мороза, и добился установки обелиска в честь казнённых товарищей. Несмотря на существование немецкого рапорта полицая Каина (где утверждалось, что Мороз был главарём партизанской банды) и партизанского документа о том, что Мороз попал в плен, Миклашевич доказал истину — что учитель пришёл к немцам добровольно, чтобы попытаться спасти учеников. Незадолго до смерти он добился внесения имени Мороза на обелиск белой масляной краской.

По дороге в город заведующий районо Ксендзов подвозит Ткачука и журналиста. Он продолжает спор, заявляя, что не видит подвига в поступке Мороза — учитель никого не убил и никого не спас, его действие было безрассудным. Ткачук возражает, что Ксендзов духовно близорукий и слепой. Жизнь — это миллионы ситуаций, которые нельзя втиснуть в две-три расхожие схемы. Мороз совершил подвиг большего масштаба — он добровольно положил жизнь на плаху, оставшись верным своему призванию учителя до конца. Смерть имеет великий смысл — это абсолютное доказательство, самый неопровержимый документ. Ткачук обещает рассказать всем о подвиге Мороза и больше молчать не будет.

Главная мысль и смысл произведения

Повесть «Обелиск» поднимает вопрос о сущности подвига и нравственном выборе человека. Василь Быков показывает, что истинный подвиг не обязательно измеряется количеством убитых врагов или военными достижениями. Учитель Мороз совершает нравственный подвиг, оставаясь верным своему призванию и своим ученикам даже перед лицом неминуемой смерти.

Главная мысль произведения заключается в том, что учитель несёт ответственность за своих учеников не только в мирное время, но и в самых страшных обстоятельствах. Мороз понимал, что немцы всё равно убьют и его, и детей, но он не мог поступить иначе — отказаться от попытки спасти их означало бы предать всё, чему он учил детей. Его поступок — это торжество человеческого духа и верности своим принципам над инстинктом самосохранения.

Быков противопоставляет два типа людей: тех, кто понимает глубинный смысл поступка Мороза (Ткачук, Миклашевич, журналист), и тех, кто оценивает подвиг формально, по внешним критериям (Ксендзов). Писатель показывает, что память о таких людях, как Мороз, важна не для прославления героизма, а для сохранения нравственных ориентиров в обществе.

Образ обелиска символичен — это не просто памятник погибшим, но свидетельство того, что есть ценности выше жизни: долг, честь, верность своему призванию. Повесть утверждает, что настоящий подвиг — это прежде всего подвиг духа, и измерить его обычными мерками невозможно.

Комментарии

Бесплатные шпаргалки
Бесплатные шпаргалки
Бесплатные шпаргалки
Для родителей Для подростков

Определите, что мешает получать пятёрки

  • Оставьте заявку на вводный урок
  • Получите бесплатную оценку знаний ребёнка
  • Узнайте конкретные шаги, чтобы поднять успеваемость