Первое издание научно-фантастического романа «Голова ученого Керна» Беляева, впервые было опубликовано в форме рассказа в 1925 году, но позже было дополнено и немного изменено. Идея написания этого произведения пришла к писателю, когда он был прикован к постели на протяжении трех лет.
Мы рекомендуем ознакомиться с кратким содержанием «Головы ученого Керна» онлайн, разделенным на главы. Это будет полезно для ведения читательского дневника и подготовки к уроку литературы.
Место и время действия
События романа происходят в XX веке в Франции, в городе Париже.
Главные персонажи
- Профессор Керн– ученый, амбициозный, беспринципный и жестокий человек, готовый на все ради достижения своей цели.
- Мари Лоран– помощница Керна, смелая, порядочная и решительная девушка.
- Профессор Доуэль – умелый ученый, отважный экспериментатор в области хирургии.
- Артур Доуэль – сын выдающегося профессора Доуэля.
- Арман Ларе – талантливый художник, близкий друг Артура.
- Брике – певица из бара, чей мозг был оживлен профессором Керном.
Остальные персонажи
- Джон – преданный слуга профессора Керна.
- Тома Буш – рабочий, голова которого была оживлена Керном.
- Рыжая Марта – подруга Брике, вульгарная личность.
- Жан – супруг Марты, преступник.
- Мадам Лоран – мать Мари, добродушная и отзывчивая женщина.
- Шауб – художник, друг Ларе, спортсмен.
- Доктор Равино– владелец психиатрической клиники, подлый, жадный человек.
Итак, о чем это?
Глава 1. Первый контакт
Мари Лоран подошла к профессору Керну, чтобы устроиться на работу в качестве его помощницы. Прошедшая успешно собеседование, молодая и красивая женщина была принята на работу, но с условием: она должна была молчать о том, что увидит в лаборатории профессора, иначе ее ожидали "очень неприятные" последствия.
Слуга Джон провел Мари Лоран в лабораторию, где она стала свидетелем человеческой головы без тела, которая "тихо шевелила губами". Она тут же поняла, что эта голова принадлежала недавно умершему профессору Доуэлю, известному ученому и хирургу. По словам профессора Керна, он смог оживить только голову Доуэля, который страдал "неизлечимым и пока невылечимым заболеванием".
Таинство запретного крана
Мари Лоран была ответственна за заботу об устройствах, поддерживающих жизнь головы. Доктор Керн категорически запретил ей открывать кран цилиндра, из которого шла трубка к голове, которая обладала удивительной способностью слышать, понимать и отвечать мимикой. Но однажды Мари решила рискнуть и вскрыла запретный кран, открыв «голове возможность говорить».
Разговор с головой
Мари никому не сообщала о своем открытии, но при первой возможности она вскрывала кран и разговаривала со головой профессора Доуэля. Между ними сложились «дружеские отношения». Профессор рассказал Мари о том, как доктор Керн вынудил его принять участие в совместной научной работе.
Жертвы великого города
Мари сразу возненавидела Керна, когда узнала его ужасную тайну, но она ничего не могла сделать. Однажды Керн сказал, что в скором времени в лабораторию поступят два новых трупа и он сделает из них пару говорящих голов для демонстрации научному сообществу.
Глава 5. Новые посетители лаборатории
При помощи Доуэля Керну удалось оживить две головы. Мужская голова принадлежала простому работяге по имени Том, который был сбит автомобилем, а женская голова была барной певицей по имени Брика, которая случайно получила пулю во время перестрелки.
Глава 6. Головы находят развлечение
Новым головам было трудно привыкнуть к безтелесной жизни. В отличие от профессора Доуэля, они не были привыкшими к интеллектуальной работе и страдали в своем новом состоянии. Том и Брика постоянно вели себя капризно, и Мари получила еще больше работы.
Глава 7. Между небом и землей
Настойчивая Брика успешно убедила профессора Керна сшить "тело кого-то". Ученый, мечтая о мировой известности, решил, что "создание одного живого человека из двух мертвых было бы великолепно". Эта мысль полностью захватила Керна, и он приступил к соответствующим подготовкам.
Глава 8. Порок и добродетель
Во время разговора с Керном Мари призналась, что намного важнее вернуть голову профессора Доуэля к "нормальной жизни", чем голову Тома или Брики. Профессор не понравилось такое посредничество, и он обнаружил, что Мари нарушила его запрет и вела беседы с Доуэлем. Керн вынудил свою помощницу сообщить своим родственникам, что она не может вернуться домой из-за своей высокой занятости на работе. Так лаборатория Керна превратилась для девушки в настоящую тюрьму.
Глава 9. Мертвая Диана
Керну удавалось находить подходящие тела на местах железнодорожных катастроф. Операция по успешному соединению головы и тела пациентки Брике позволила ей снова говорить и даже петь. Это вызвало удивление Мари: на верхних нотах Брике она прозвучала отвратительно, но нижние ноты были очаровательными. Прочитав в газетах, что тело с приметной родинкой на левом плече принадлежало известной итальянской артистке Анжелике Гай, Мари была еще более удивлена.
Глава 10. Сбежавший экспонат
Скоро Брике разрешили ходить. Все было в порядке, за исключением небольшой ранки на ступне пациентки, которая беспокоила Керна. Брике была в восторге от своего нового, молодого и изящного тела, и мечтала выбраться из лаборатории, чтобы поразить своих легкомысленных подруг. Но Керн не собирался отпускать ее добровольно, поэтому Брике решилась совершить побег.
Глава 11. Допетая песня
В кабаре под названием "Ша-Нуар" Брике встретила свою старую подругу Рыжую Марту и ее мужа Жана, который специализировался в взломе сейфов. Она не рассказала им о своем невероятном превращении, а только сообщила о своем побеге из больницы. Жан предложил Брике отправиться с ними отдохнуть на Ривьеру и она согласилась.
Глава 12. Женщина-проблема
На одном из курортов на Средиземном море судьба привела Брике к художнику по имени Арман Ларе, который был возлюбленным Анжелики Гай, дух которой теперь был в Berry. Он обратился за помощью к своему близкому другу Артуру Доуэлю, сыну профессора, чтобы тот помог раскрыть тайну этой загадочной женщины.
Глава 13. Веселая гулянка
Через некоторое время Лара знакомится с «Бреком, ее подругой и Жаном». В приватном разговоре Брек признается Ларе, что к ее голове пришили тело погибшей итальянской артистки и просит ее не выдавать ее Керну. Лара требует от Брек рассказать обо всем сыну профессора Доуэля.
Друзья решают немедленно вернуться в Париж, чтобы проникнуть в Кернову лабораторию. По дороге у Брек начинает сильно болеть нога с небольшой ранкой.
Глава 14. Кернова жертва
Во время поисков Керна Артур «решает действовать очень осторожно». Сначала он пытается связаться с Мари Лоран, но узнает от матери девушки, что Керн поместил ее в лечебницу для душевнобольных.
В то время нога у Брике стала "очень опухла и посинела". Ларе, который почувствовал необъяснимое влечение к девушке, узнал, что она отправилась к Керну с просьбой о ее излечении.
Глава 15. Лечебница Равино
Призвав молодого художника Шауба, Артур и Ларе отправились в психиатрическую лечебницу доктора Равино. На месте они обнаружили, что это не просто больница, а настоящая тюрьма, окруженная каменной стеной и тщательно охраняемая.
Оказавшись в лечебнице, Мари поняла, что сюда попали в основном абсолютно здоровые люди, непригодные своим родственникам.
Глава 16. Новенький
Мари была так измучена душевно, что "впервые в своей жизни задумалась о самоубийстве". Однако вскоре она передумала благодаря новому знакомому, который оказался Артуром Доуэлем. Он предупредил девушку, что поможет ей сбежать из этой тюрьмы.
Раздел 17. Побег
Артур смог отпереть дверь комнаты, где находилась Мари, и они вместе поднялись к высокой стене. Девушке удалось перелезть через нее, но судьба улыбнулась Артуру не так щедро: его заметили санитары, вызванные тревожной ситуацией. Ему была надета смирительная рубашка и он был отведен в изоляционную камеру.
Раздел 18. Между жизнью и смертью
Доктор Равино приступил к использованию различных психологических методик на своем пленнике, но все они оказались бесполезными. Он чуть не отравил Артура газом, но его спасли в последний момент друзья.
Раздел 19. Снова без тела
Профессор Керн обнаружил при осмотре побега, что «нога стала опухать до колена и обесцвечиваться». Несмотря на свое сожаление о возможности «испортить тело, полученное и оживленное с большим трудом», ему пришлось сделать ампутацию ноги. Вскоре началось инфицирование крови, и профессор, стремясь сохранить хотя бы часть своего экспоната, отделал голову от тела Брика.
Глава 20. Новая смерть Тома
Тем временем «голова Тома становилась все слабее с каждым днем». Однажды он попробовал удержать воздушный поток ртом, и сильное давление воздуха сместило его голову, а трубки, которые были вставлены в кровеносные сосуды шеи, сильно ослабли. Когда Керн заметил, что голова Тома выглядит нехорошо, было уже слишком поздно.
Глава 21. Мятежники
Керн решил срочно продемонстрировать живую голову Брике перед публикой, понимая, что нет времени терять. Мари намеревалась проникнуть на собрание ученых, чтобы публично обвинить Керна в убийстве, преступлении и воровстве.
Глава 22. Рушение триумфа
В огромном переполненном зале выступление головы произвело невероятное впечатление. Мари не могла сдержаться и обвинила Керна во лжи и лицемерии. Она заявила, что он украл работы профессора Доуэля, и таким образом испортил долгожданный триумф Керна.
Глава 23. Последнее свидание
На следующий день Артур Доуэль получил разрешение от полиции на проведение обыска в лаборатории профессора Керна. Внутри лаборатории, помимо истерзанной головы Брике, находилась "голова пожилого человека с огромным мясистым носом, обритая практически до лысины". Мари догадалась, что это была голова профессора, предусмотрительно искалеченная Керном. Перед своей смертью Доуэль успел проститься со своим сыном. Полиция собралась для проведения допроса, но вдруг раздался выстрел из кабинета Керна...
И что случилось в конце?
Профессор Керн – на следующий день после провальной конференции, когда к нему пришла полиция с обыском, он покончил жизнь самоубийством, застрелившись.
Мари Лоран – во время демонстрации живой головы Брике раскрыла всю правду о Керне, что привело к испорченному триумфу профессора.
Зубы профессора Доуэля– закончительно парализуют, успившему пропеть с сыночком.
Яков Доуэль– добъется обыска у Керна, подручного встретится с частью первого члена семейства и успеет с ним попрощаться.
Мясного брикета– вновь растерял форму, производит речь в форме темы конференции Керна.
Выступление
Главная идея произведения заключается в том, что в основе работы ученых должно лежать благотворительность, а не стремление к славе или прибыли, только тогда их эксперименты принесут ощутимую пользу человечеству.
После осознания краткого повествования «Запахи лица профессора Доуэля» рекомендуется изучение всей прозы.
После иных оценок краткого резюме «Башка профессора Доуэля» рекомендуется ознакомиться с эпопеей полностью.